СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое проектная деятельность в начальной школе»

Что такое проектная деятельность

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. 

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

Чем отличается от творчества

Творчество — это создание нового. В этом смысле оно, конечно, связано с проектной деятельностью. Но чтобы творчество «превратилось» в проект, необходимо:

  • определить цель;

  • четко представлять себе результат, который мы хотим получить;

  • проработать этапы реализации замысла;

  • выделить определенное количество времени на эту деятельность. 

Например, спонтанное создание уникальной открытки на 8 марта — это творческая деятельность ученика. А создание 20 праздничных открыток к Дню учителя за неделю — проектная. 

Чем отличается от исследования

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования. 

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания. 

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях. 

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Учителю иногда приходится решать профориентационные задачи в начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса. 

Исследовательский

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

Из каких этапов состоит проектная деятельность

Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги. 

1. Определение проблемы

Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять. 

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например: 

Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде. 

 2. Поиск способов решения проблемы

Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт. 

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку. 

В исследовательском проекте школьники определяют методы исследования, выдвигают гипотезу, анализируют результаты. Итогом проекта может стать письменное сообщение — например, об играх, в которые играют на переменах ученики начальной школы. 

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы. 

3. Подведение итогов

Важный этап работы над проектом — презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории — что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится. 

Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту. 

Как организовать проектную деятельность в начальной школе

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали. 

Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы. 

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться. 

Что почитать по теме

  • Александр Горячев. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы).

Рассказывает учителям и родителям об основах проектной деятельности в начальной школе. Помогает выстроить все этапы и получить желаемый продукт.

  • Катерина Поливанова. Проектная деятельность школьников.

Автор рассказывает учителям, как организовать проектную деятельность в классах, опираясь на ФГОС. В книге описана структура проектной деятельности и подробно раскрыты этапы.

  • Нинель Пахомова. Проектная деятельность (серия книг).

Серия разбита на классы: от второго до четвертого. Учителям-предметникам объясняют, как выстроить работу над проектом. К каждой книге в комплекте идет рабочая тетрадь, чтобы применять все знания на практике с учениками

  • Курс »Проектная деятельность» на Учи.ру. 

Бесплатный курс, рассчитанный на четыре недели обучения. Проходит в дистанционном формате. За время обучения учителям объяснят и покажут на примерах, как разработать проекты по школьной программе по русскому языку, математике и окружающему миру. Начать можно в любое время: нужно зарегистрироваться на сайте и начать прохождение. Все материалы останутся навсегда, а еще по итогам каждого модуля можно получить сертификат от Учи.ру.

материал из (Pedsovet)

Тема: Электронный ключ и микробы.

Цель: Определить, что на электронном ключе находится большое количество микроорганизмов, которые могут нанести вред здоровью школьника.

Задачи:

  • Изучить историю открытия микроорганизмов;

  • Изучить определение микробов и их группы;

  • Изучить влияние микробов на организм человека;

  • Изучить пути попадания микробов в организм человека;

  • Сделать мазки-отпечатки с чистых рук школьника;

  • Сделать мазки-отпечатки с рук школьника после пользования электронным ключом;

  • Окрасить стеклопрепараты специальным красителем;

  • Просмотреть готовые стеклопрепараты под микроскопом;

  • Установить присутствие микробов на руках школьника после пользования электронным ключом.

История открытия микробов.

Впервые микроорганизмы были обнаружены голландским ученым Антоном Левенгуком в 17 веке с помощью микроскопа, который изобрел сам. Затем около века бактерии никто не находил.

В 1828 году Христиан Готфрид Эренберг, в ходе эксперимента обнаружил несколько микроорганизмов и назвал их «бактериями».

Через некоторое время немецкий врач и ученый Роберт Кох открыл бактерии, которые вызывают различные болезни у человека. Таким образом, к 19 веку уже стала известна причина большинства заболеваний, но не было лекарства для их лечения. И в 1910 году Пауль Эрлих, немецкий врач и биохимик, изобрел антибиотик- противомикробный препарат, и был удостоен нобелевской премии.

Однако, долго бактерии не могли определить к какой системе животного мира они относятся. Изначально их определили к классификации растений. Но во второй половине 19 века немецкий биолог Эрнст Геккель определил их принадлежность к классу живых организмов. Тогда же их разделили на эукариоты и прокариоты, то есть организмы, у которых нет клеточного ядра.

Микробы.

Микробы (бактерии)-это одноклеточные микроорганизмы, которые питаются веществами из окружающей среды. Иногда такой средой может стать человек или другое живое существо. Они могут быть разной формы: палочковидной, круглой, овальной. Увидеть их можно только с помощью микроскопа.

Существует 3 группы бактерий:





1. Патогенные - это те, которые всегда вызывают заболевание;

2. Условно-патогенные-это микробы, живущие на коже и слизистых оболочках человека. Они при обычных условиях не опасны для здоровья. Но, могут причинить вред при ослаблении иммунитета;

3. Непатогенные - полезные для организма бактерии.

Пути попадания бактерий в организм человека.

В нашем организме присутствуют полезные бактерии, которые поддерживают здоровье пищеварительной системы, препятствуют проникновению вредных бактерий. Например, кишечная палочка.

Пробиотические бактерии (лакто- и бифидобактерии)-это полезные бактерии, которые поступают в наш организм в качестве лекарственных препаратов, а так же в составе определенных продуктов (йогурт, кефир, сыр, квас и т.д.).

Помимо полезных бактерий, существуют также вредные (патогенные). При ослаблении иммунитета полезные бактерии могут превратиться во вредные. Поэтому микрофлоре кишечника стоит уделять особое внимание.

Патогенные бактерии, попадая в организм человека, способны причинить вред любой из систем, вызвать серьезные заболевания, например ангина, дизентерия, гастрит, вылечить которые можно только с помощью антибиотиков.

Основные пути передачи болезнетворных бактерий:

  • Воздушно-капельный. Это происходит во время кашля, чихания, сморкания. Здоровый человек вдыхает инфицированный воздух.

  • Фекально-оральный. Заражение происходит через немытые руки, фрукты, овощи, сырую воду, просроченные продукты, бытовые предметы. Этот путь передачи наиболее часто встречается в школах.

Исходя из этого, рекомендуется чаще мыть руки с мылом, тщательно мыть фрукты и овощи перед едой, обрабатывать дезсредствами бытовые предметы, находящиеся в частом контакте с руками школьника (электронные ключи).

Ход исследования:

  • Были сделаны мазки-отпечатки на предметные стекла с рук учащихся 4 «В» класса после пользования электронным ключом;

  • Образцы для исследования были зафиксированы и окрашены в лаборатории специальными красителями;

  • Образцы исследовались под микроскопом.

Вывод.

  • В ходе исследования было установлено, что после пользования электронными ключами на руках у школьников присутствует большое количество бактерий, способных вызвать инфекционное заболевание. Поэтому электронные ключи должны подвергаться обязательной обработке специальными дезинфицирующими средствами.

  • Список литературы:

  • Борисов Л.Б,, Смирнова А.М., Медицинская микробиология, вирусология, иммунология, М., Медицина. 1994 г.

  • Борисов Л.Б. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. М. 1997 г.

  • Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова А.М. Микробиология. М., Медицина. 1998 г.

  • Коротяев А.И., Бабичев С.А. СпецЛит. 2000 г.

  • Дополнительная:

  • Генкель П.А., Микробиология с основами вирусологии. М.,1974 г.

  • Тимаков В.Д., Левашов В.С., Борисов Л.Б. Микробиология. М. 1983 г.

Шлегель Г. Общая микробиология. М., 1982

Подготовил : Чирва Никита

Рук-ль проекта: Фоос С.В.