Тема работы:
«Что такое счастье?»
Работу выполнили ученики 4 класса
Карпенко Станислав
Каров Астемир
МКУДО «Центр детского творчества»
Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
Цель работы: определение и сравнение особенностей представления о счастье взрослых людей и учеников 9-10 лет.
Задачи исследования:
- выявить, в чем заключается смысл слова счастье;
- провести анкетирование;
- выяснить, что приносит людям счастье и как возраст влияет на понимание и представление о счастье.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СЧАСТЬЕ - 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. Счастье можно созидать. К счастью можно стремиться. (Толковый словарь Ожигова С.И.)
В словаре Ушакова Д.Н. «счастье» - это состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью.
Кто-то считает, что счастье невозможно без общения с друзьями, а кто-то говорит, что счастье – это роскошный особняк или дорогая машина. Русский же народ говорит « Счастье за деньги не купишь » .
Понятие «СЧАСТЬЕ » в литературных произведениях
Павел Петрович Бажов
Павел Бажов так даёт характеристику слова « счастье » - « чтоб сердце радовалось у людей при взгляде на их работу » . В этом герои видят истинное счастье.
«Чук и Гек». Аркадий Гайдар.
« Что такое счастье – это каждый понимал по-своему . Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной » .
Виталий Бианки. «Отчего я пишу про лес»
«…с детства любовь к природе сделала меня счастливым. Это счастье, как-то отразившись в моих книжках, нашло отклик и в сердцах миллионов читателей».
Сергей Михалков. «Счастье»
В день парада, В утро Первомая В майский день весенней чистоты, Девочку высоко поднимая, Принял вождь Из детских рук цветы. Тот, кто был тогда у стен кремлевских, - Тот душой и сердцем понимал: В этот миг Наш Сталин по-отцовски Всех детей на свете обнимал! Всех детей на свете: Честных, дружных, Тех, кто счастлив, Тех, кто угнетен, Белых, Черных, Северных и южных, Всех народов, Наций И племен ...
Ирина Токмакова. «Сказочка о счастье»
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Самуил Маршак.«Счастье»
Как празднично сад расцветила сирень Лилового, белого цвета. Сегодня особый - сиреневый - день, Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звёздочек в грозди густой Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья ещё не нашли,
То, может быть, только от лени.
Вывод: Каждый автор видит счастье по-своему. Во многом мнение русских писателей совпадает, в чём-то нет. Но ясно самое главное, что за счастье надо бороться и обязательно делиться с другими.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Исследование представления о счастье людей различного возраста
Вопросы анкеты
1.Что такое счастье?
2.Что вам не хватает для счастья?
3.Что вы чувствуете, когда счастливы?
4.Как можно добиться счастья?
Что такое счастье?
Чего вам не хватает для счастья?
Что вы чувствуете, когда счастливы?
Как можно добиться счастья?
ВЫВОДЫ
Вывод: большинство ребят имеют свое представление о счастье, они достаточно часто испытывают это состояние и в целом считают себя счастливыми людьми. Также учащиеся имеют хорошее представление о том, что доставляет им счастье и многие счастливы в настоящее время ведь рядом с ними верные друзья и товарищи, близкие и родные им люди.
ВЫВОДЫ
Каким путём можно добиться счастья?
В ответе на вопрос « Каким путем можно добиться счастья? » ответы детей и взрослых отличаются. У взрослых есть свой путь достижения счастья по которому они идут, а ребята лишь немногие имеют представление, каким путем можно добиться счастья. Следовательно с возрастом представление о счастье меняется.
ВЫВОДЫ
Понимание слова «счастье» у каждого человека своё. Мы узнали толкование и происхождение этого слова. В результате проведенного анкетирования мы выяснили, что понимание слова СЧАСТЬЕ у детей и взрослых во многом совпадает. Мнения детей о счастье не сильно отличается от мнения взрослых, но взрослые имеют более явное преставление о том, как достичь счастья.