«ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
И ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ СЧАСТЬЯ»
(по исследованиям студентов-первокусрников)
Гипотеза – предположение: если в период раннего юношества у студентов-первокурсников не сформировано понимание Счастья и отношение к Счастью, то мы предполагаем, что у данной категории феномен «отложенной взрослости» (инфантилизации).
Цель исследования – изучение отношения раннего юношества (студентов-первокурсников) к пониманию Счастья.
Объект исследования - студенты-первокурсники рудненского политехнического колледжа.
Предмет исследования – понятие Счастья.
Методы исследования: анкетирование студентов-первокурсников.
Понятие «Счастья»
Сча́стье (Большая Советская Энциклопедия) - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Значение слова Счастье по Ефремовой:
Счастье - Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.
Значение слова Счастье по Ожегову:
Счастье Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, полнота и осмысленность жизнью.
Значение слова Счастье по словарю Ушакова: Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью.
Концепция Счастья в Философии
Гедонизма
(от греч. –«наслаждение», «удовольствие» - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни)
Древнегреческий философ Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни.
Эвдемонизма
(от греч. – «счастье», «блаженство» - дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов)
Аристотель - счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого»
Фома Аквинский – «наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни»
Концепция счастья в психологии
Психологи-позитивисты:
А. Маслоу «теория самоактуализацияи»
«Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо».
В. Франкл «учение о смысле жизни»
«Каждый человек хочет счастья, а в трудных обстоятельствах ему помогаю вера, надежда и любовь.»
Г.В.Жарков феномен «отложенной взрослости»
«Многие характеристики подросткового возраста характерны и для многих людей юношеского возраста, что затрудняет их эффективную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности»
Концепция счастья в соцИологии
Эрих Фромм «Творческая взаимосвязь с окружающим миром"
Счастье для человека, утверждает, что оно являет собой готовность к творческой взаимосвязи с окружающим миром.
Экхарт Толле «Счастье освобождение от рамок личного эго»
Настоящее счастье, нет ни будущего, ни прошлого, и называет это процессом «обретения себя». Это собственное «я» никак не связано с вечно бормочущим «маленьким я». В момент, когда вы встречаете другого человека, у вас есть возможность ощутить всю его суть, всю его целостность.
Концепция счастья в географии
Место проживания играет основную роль в наших попытках стать счастливыми..
В критерии исследования входили показатели удовлетворенности – местностью проживания, климатом, экологией района, работой, финансами, ощущение безопасности или стресса, а также демографические переменные, такие как возраст, раса, пол и доход семьи.
Лидерами по качеству жизни среди стран СНГ стали прибалтийские страны Литва - 73 балла, Эстония - 72 балла, Латвия – 70 .Казахстан в этом рейтинге занимает 48 место . «The World’s Happiest Countries у Казахстана 70-е место в рейтинге самых счастливых стран 2011 года». Самой счастливой страной признана Дания , так же в тройку вошли Финляндия и Голландия. Самой несчастной страной , по данным прошлогоднего исследования, оказался Китай , который в этом году занял 125 место наравне с Кенией и Ганой
16 девушек
В исследовании принимали участие студенты-первокурсники в количестве
95 человек.
(Средний возраст студентов -16 лет)
79 юношей
Для выявления факторов Счастья студенты отвечали на поставленные открытые и закрытые вопросы:
1. Счастье-это…..
2. Ты счастливый человек?
3. Для счастья мне нужно …….
4. Место проживания, где я Счастлив?
Для выявления факторов Счастья студенты отвечали на три поставленных открытых и закрытых вопроса: 1.Счастье-это….. 2.Ты счастливый человек? 3.Для счастья мне нужно …….
«Счастье-это…»
Фактор
Количество студентов
Наличие родных и близких
(в %)
44 (46%)
Здоровье
41 (46%)
Наличие друзей
25 (26%)
Хорошее настроение
Любовь
17 (18%)
4 (5%)
Деньги
3 (3%)
Учеба
2 (2%)
Понимание
2 (2%)
Если распределить все факторы на составляющие, то на 1 месте -значимое окружение, на 2 - положительное эмоциональное состояние и на 3 -деятельность и взаимопонимание.
«Ты счастливый человек?»
4%
17%
79%
Количество студентов
16 девушек (100% из числа всех девушек)
(в %)
Счастливый человек
Несчастливый человек
59 юношей (75% из числа всех юношей)
+
Не определившийся
16 юношей (20% из числа всех юношей)
+
4 студента (5% из числа всех юношей)
+
+
4%
«Для счастья мне нужно…»
«Для счастья мне нужно…»
«Для счастья мне нужно…»
Сравнение
Зайцева Ю.В., Надыршина Л.Ф., Мухарлямова А.Ю. СЧАСТЬЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 206-206;
Место проживания, где я Счастлив?
Таким образом, проведя анкетирование и проанализировав результат, мы заключаем:
- Счастливых студентов больше, чем Несчастливых (79%/21%);
- девушки считают себя более Счастливыми, чем юноши (100%/75%);
- 18% студентов имеют для Счастья все;
-главное составляющее Счастье-здоровье (55%);
- место проживания для Счастья-«дом» (52%);
- для Счастья необходимо-быть нужным, поддержка близких, честность отношений (18%);
- имеет место феномен «отложенной взрослости» (Счастье-«не знаю», «еда», «музыка», «сон», «покой»).
будь счастливым