СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии.»

Что такое тепловая энергия.

Методы и средства получения тепловой энергии.

6 класс


Учитель: Панфилова Ольга Владимировна

Коммуникативные: диалог, монолог, организация

Тип урока: изучение новой темы

Задачи урока:

- формировать понятия: производство, преобразование, распределение, накопление и передача

энергии;

- актуализировать сведения из личного опыта;

- развивать логическое мышление;

- формировать навыки работы с информацией;

- уметь работать в группах и индивидуально.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации;

- способность к волевому усилию;

- умение кратко формулировать мысль;

- умение приводить примеры из личного опыта;

- развитие самооценки.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и исправлять ошибки других;

- умение грамотно и полно отвечать на вопросы, вести диалог.

Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу.

Тепловая энергия – форма энергии, связанная с движением атомов, молекул или других частиц, из которых состоит тело. Теплота, как и работа является не видом энергии, а только способом её передачи.

Тепловую энергию, получаемую из природных источников или добываемых горючих материалов, называют – первичной тепловой энергией.

Вторичной тепловой энергией – называют такую энергию, которая появляется в результате деятельности людей.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал.

Все тела состоят из атомов и молекул. Эти частицы находятся в непрерывном беспорядочном движении. Хаотичное движение атомов и молекул выражает то, что данное тело обладает тепловой энергией.

Чем больше скорость атомов и молекул какого-то тела, тем большей тепловой энергией оно обладает.

Первобытные люди добывали огонь трением или высекали его ударами кусков кремния друг о друга. Тем самым они увеличивали скорость движения атомов и молекул до такой величины, что древесина или мох воспламенялись.

В процессе увеличения скорости движения атомов и молекул выделяется тепловая энергия. Эта энергия требуется для обогрева жилищ в холодное время года. Тепловая энергия нужна для приготовления пищи. С помощью этой энергии производится многое из того, в чём нуждаются люди: выплавляют из руды металлы, обжигают посуду из глины, режут и сваривают металлы и пластмассы.

Тепловая энергия бывает природной естественной и вторичной.

Природными естественными источниками тепловой энергии для людей является солнце и нагретые недра Земли. Солнце передаёт энергию своим видимым и невидимым излучением. Разогретые недра Земли выбрасывают на поверхность очень горячую магму, раскалённые газы, кипящие струи воды.

Чаще всего тепловую энергию люди получают в результате сжигания различных видов топлива: древесины, торфа, угля, газа, нефти, нефтепродуктов.

Полученную таким образом тепловую энергию используют для отопления, выпаривания, расплавления, нагревания и других технологических процессов.

Тепловую энергию, получаемую от сжигания всех этих энергетических ресурсов, называют первичной тепловой энергией и она является основной в энергетике всех стран мира.

Вторичной тепловой энергией называют такую энергию, которая появляется в результате деятельности людей. Это нагретые вентиляционные выбросы из домов, тоннелей метро, производственных зданий, тепловых электростанций. Это горящие городские отходы. Вторичную тепловую энергию несут отработавшие горячие пар, вода, газы от промышленных производств, например тепловых электростанций, работающих доменных и мартеновских печей.

Начиная с 50-х годов XX века в качестве источника тепловой энергии используют ядерную энергию. Ядра атомов металла урана при определённых условиях распадаются с выделением очень большого количества тепловой энергии.

Например, при сгорании 1 грамма древесины удаётся получить столько энергии, сколько необходимо для горения лампочки мощностью 100 Ватт в течение 1 минуты. Количества энергии, получаемого при сгорании 1 грамма каменного угля, достаточно для горения лампочки мощностью 100 Ватт в течение 2 минут. А при распаде ядер урана массой 1 грамм уранового топлива выделяется такое количество, которого хватило бы для освещения в течение 1 часа домов и улиц города с шестьюдесятью тысячами жителей. Реакцией деления ядер урана люди научились управлять. В нашей стране и во многих других странах построены атомные электростанции.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Расставьте подписи к изображениям.

Вид топлива

Название





Варианты ответа:

каменный уголь

торф

древесина


Правильный вариант ответа:


Вид топлива

название

каменный уголь

торф

древесина

Задание 2. Выделите подчёркиванием источники вторичной тепловой энергии.

Варианты ответа:

каменный уголь

солнце

выхлопные газы

древесина

вентиляционные выбросы

нефть

гейзер

отработавший водяной пар

Правильный вариант ответа:

каменный уголь

солнце

выхлопные газы

древесина

вентиляционные выбросы

нефть

гейзер

отработавший водяной пар

Контроль и проверка знаний.


- А сейчас давайте проверим, насколько вы усвоили материал урока.

Тест.

1. Что не относится к понятию энергия?

А. деятельность Б. сила В. труд Г. мощь

2. К видам энергии не относится

А. динамическая Б. электрическая В. механическая Г. химическая

3. Какой вид энергии является самым универсальным?

А. механический Б. ядерный В. тепловой Г. электрический

4. Накопителем электроэнергии не является?

А. батарейка Б. книга В. аккумулятор Г. конденсатор

5. Какой вид энергии из электрической преобразуется в чайнике?

А.тепловая Б.световая Г. механическая


Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Вопросы:- какие виды энергии существуют?

-зачем нужна человеку энергия? (чтобы работали процессы любого производства)

Синквейн к слову ЭНЕРГИЯ


Самооценка.

1. Оцените работу группы (заполнить таблицу)

2. Самооценка


- В самом начале урока мы сказали, что основным природным источником энергии является солнце. У вас на столе лежат лучики, выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке (критерии оценки на столах)

Напишите на нем свое имя, и мы приклеим их солнцу.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение по теме: Энергетическое обеспечение моего дома. План сообщения раздать учащимся.

- Урок закончен. Спасибо.