СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое толерантность?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знакомятся с понятием "Толерантность". Учатся быть толерантными, терпимыми детьми, помогать друг другу. К рабете составлена презентация

Просмотр содержимого документа
«Что такое толерантность?»

«Человек ненавидящий другой народ,

не любит и свой собственный»

Н.Добролюбов.

1.Организационный момент

Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на 2 группы. На столах есть кружки разных цветов: жёлтого и красного. Это две планеты, соседки Земли. Какие? (Венера и Марс) Вы сегодня – марсиане и венериане. Вы должны выбрать любой кружок и сесть за свой столик.

Вы разбились на 2 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

-Ребята, а вы слышали такое выражение? «И на солнце есть пятна».

- Как вы понимаете эти слова? - Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.

2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы

Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.

т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь

40:40

15-13

33:11

20-16

32-27

12:2

3+4

72-64

3 х 3

5+5

55:5

81-69

10+3

Прочитайте, какое слово получилось?

Крепим буквы по порядку на солнце

Что же такое толерантность?

3. Обсуждение понятия толерантность

Учитель:  Послушайте, внимательно старинную легенду.

Вам понравилась эта легенда?   А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность. 

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, другой религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность?

Для того чтобы вы правильно ответили на этот вопрос, прочтите стихотворение, которое лежит на вашей парте и подчеркните те слова, которые будут объяснять слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе.

Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая.


Живут в России разные народы

С давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.


Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.

А теперь прочитайте, как это слово определяется на разных языках?

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 

  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 

  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 

  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 

  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 

  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 

  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Учитель: В разных странах определения различны.  Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   Конечно, это слово терпимость. 

Ученик: Немецкий  художник  Хельмут Лангер создал  эмблему Толерантности:

  • Толерантность – это прощение.

  • Толерантность – это сострадание.

  • Толерантность – это уважение прав других.

  • Толерантность – это сотрудничество.

  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

  • Толерантность – это дружба.

  • Толерантность – это гармония в многообразии.

  • Толерантность – мир и согласие.

  • Толерантность – милосердие.

Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

4. Динамическая пауза

Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу клубок ниток. Дети называют свое имя и присущие им качества.

-Поиграем в игру «Клубочек» (передавая и разматывая клубочек другому нужно назвать качество, помогающее жить в мире со всеми).

-Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связаны между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.



- В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимость).

Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.

Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, на улице, в транспорте. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.



7.Изготовление коллажа «Толерантность».

-Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде «солнышка». Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков. Составим правила толерантного человека. Милосердие, гнев, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, дружба, конфликт, великодушие, поддержка, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта.

-Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили.

-Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком?

Игра

Игра «Давайте поприветствуем друг друга».

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

-  Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети -  Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.

- Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Это задание вы выполните на листочках, выбрав ответ А или Д.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

– Выберите правильный ответ, сосчитайте количество вариантов А и Д. Если у тебя  все ответы А, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если 1,2 ответов Д, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится. У тебя более 3ответов Д: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

15 ученик. Толерантность – это мир и дружба.
Об этом знать каждому нужно

 Будь толерантен всегда и во всем.
  И любое дело будет тебе ни почем.

16 ученик. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

17 ученик. Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой  и звёздной красоте

Земля добра: она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Помните, что добрым, милосердным, толерантным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость. Так надо жить каждому из нас.

А сейчас давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Учитель выслушивает ответы детей, а затем проводит игру «Собери пословицы».

Дети выполняют задание в парах.

Доброе слово лечит -

будешь и сам без беды.

Кто любит  добрые дела,

злое калечит.

Делай добро другим

тому и жизнь мила.

Худо тому

кто добра не творит никому.

7. Подведение итогов

Учитель: Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Сейчас мы все вместе их определим У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость

  • Бессердечность

  • Конфликт

  • Сострадание

  • Прощение

  • Вспыльчивость

  • Желание что-либо делать вместе

  • Милосердие

  • Злорадство

  • Ложь

  • Сотрудничество

  • Уважение прав других

  • Раздражение

  • Принятие другого таким, какой он есть

  • Зависть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире. Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

8. Рефлексия

Дети выстраиваются в две шеренги, берут поднятые вверх руки соседей и хором весело произносят: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.) 

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке? 

Синквейн

  • Толерантность.

  • Мирная, дружная.

  • Объединяет, воспитывает, укрепляет.

  • Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!

  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО МИР И ДРУЖБА!

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

Исполняется песня «У моей России».

















Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе.

Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая.


Живут в России разные народы

С давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.




  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 

  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 

  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 

  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 

  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; 

  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 



1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

1. Саша плохо одет...

   А). Это неважно.
  Б). Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

    А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

     Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

     А). Ты пытаешься защитить его.
     Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...

    А). Ты стремишься лучше узнать его.
    Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

     А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
     Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Доброе слово лечит -

будешь и сам без беды.

Кто любит  добрые дела,

злое калечит.

Делай добро другим

тому и жизнь мила.

Худо тому

кто добра не творит никому.







Доброе слово лечит -

будешь и сам без беды.

Кто любит  добрые дела,

злое калечит.

Делай добро другим

тому и жизнь мила.

Худо тому

кто добра не творит никому.