«Человек ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный»
Н.Добролюбов.
1.Организационный момент
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на 2 группы. На столах есть кружки разных цветов: жёлтого и красного. Это две планеты, соседки Земли. Какие? (Венера и Марс) Вы сегодня – марсиане и венериане. Вы должны выбрать любой кружок и сесть за свой столик.
Вы разбились на 2 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
-Ребята, а вы слышали такое выражение? «И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова? - Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.
2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы
Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
40:40 | 15-13 | 33:11 | 20-16 | 32-27 | 12:2 | 3+4 | 72-64 | 3 х 3 | 5+5 | 55:5 | 81-69 | 10+3 |
Прочитайте, какое слово получилось?
Крепим буквы по порядку на солнце
Что же такое толерантность?
3. Обсуждение понятия толерантность
Учитель: Послушайте, внимательно старинную легенду.
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, другой религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность?
Для того чтобы вы правильно ответили на этот вопрос, прочтите стихотворение, которое лежит на вашей парте и подчеркните те слова, которые будут объяснять слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу – это все земное, То, на чем стоит планета вся. Толерантность – это люди света, Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди цвета крови не твоей, Опасаться, что тебя унизят Люди на родной земле твоей. Ведь планета наша дорогая Любит всех нас, белых и цветных. Будем жить, друг друга уважая. | Живут в России разные народы С давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один – кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. |
Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.
А теперь прочитайте, как это слово определяется на разных языках?
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.
Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
4. Динамическая пауза
Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу клубок ниток. Дети называют свое имя и присущие им качества.
-Поиграем в игру «Клубочек» (передавая и разматывая клубочек другому нужно назвать качество, помогающее жить в мире со всеми).
-Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связаны между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.
- В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимость).
Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.
Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, на улице, в транспорте. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.
7.Изготовление коллажа «Толерантность».
-Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде «солнышка». Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков. Составим правила толерантного человека. Милосердие, гнев, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, дружба, конфликт, великодушие, поддержка, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта.
-Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили.
-Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком?
Игра
Игра «Давайте поприветствуем друг друга».
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети - Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.
- Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Это задание вы выполните на листочках, выбрав ответ А или Д.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выберите правильный ответ, сосчитайте количество вариантов А и Д. Если у тебя все ответы А, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если 1,2 ответов Д, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится. У тебя более 3ответов Д: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
15 ученик. Толерантность – это мир и дружба.
Об этом знать каждому нужно
Будь толерантен всегда и во всем.
И любое дело будет тебе ни почем.
16 ученик. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует тепло,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
17 ученик. Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Помните, что добрым, милосердным, толерантным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость. Так надо жить каждому из нас.
А сейчас давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
Учитель выслушивает ответы детей, а затем проводит игру «Собери пословицы».
Дети выполняют задание в парах.
Доброе слово лечит - | будешь и сам без беды. |
Кто любит добрые дела, | злое калечит. |
Делай добро другим | тому и жизнь мила. |
Худо тому | кто добра не творит никому. |
7. Подведение итогов
Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Сейчас мы все вместе их определим У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Уважение прав других
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире. Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
8. Рефлексия
Дети выстраиваются в две шеренги, берут поднятые вверх руки соседей и хором весело произносят: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)
Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?
Синквейн
Толерантность.
Мирная, дружная.
Объединяет, воспитывает, укрепляет.
Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО МИР И ДРУЖБА!
На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.
Исполняется песня «У моей России».
Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу – это все земное, То, на чем стоит планета вся. Толерантность – это люди света, Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди цвета крови не твоей, Опасаться, что тебя унизят Люди на родной земле твоей. Ведь планета наша дорогая Любит всех нас, белых и цветных. Будем жить, друг друга уважая. | Живут в России разные народы С давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один – кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. |
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно.
Б). Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
А). Ты пытаешься защитить его.
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джамала отличается от цвета твоей кожи...
А). Ты стремишься лучше узнать его.
Б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б). Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Доброе слово лечит - | будешь и сам без беды. |
Кто любит добрые дела, | злое калечит. |
Делай добро другим | тому и жизнь мила. |
Худо тому | кто добра не творит никому. |
Доброе слово лечит - | будешь и сам без беды. |
Кто любит добрые дела, | злое калечит. |
Делай добро другим | тому и жизнь мила. |
Худо тому | кто добра не творит никому. |