Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, Математика ведь у нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные - планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
Этап актуализация знаний | Устный счет Пробное учебное действие | 1. Найдите слагаемые и значения сумм 2. Чего на чертеже больше - четырехугольников или прямоугольников? На сколько больше? 3. «Сколько девочек в вашем классе?» - спросил Игорь у Коли. Коля, немного подумав, ответил: «Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя семерками, и от полученного результата опять отнять наименьшее двузначное число, то получится столько, сколько девочек в нашем классе». Сколько же девочек в классе, где учится Коля? - Ребята, решите следующие задачи: В одной коробке 6 фломастеров. Сколько фломастеров в 3 таких коробках? - Давайте с помощью схематического рисунка решим эту задачу. - Сколько было коробок? (3) -Сколько было фломастеров в каждой коробке? -Нарисуем в каждом прямоугольнике по 6 палочек. -Сколько фломастеров посчитали? (18) Как посчитали?(6+6+6=18). -Давайте решим следующую задачу. В магазине за вечер продали 4 пакета яблок, по 5 штук в каждом. Сколько всего яблок продали за вечер в магазине? - Давайте с помощью схематического рисунка решим эту задачу. - Сколько было пакетов с яблоками? (4) -Сколько было яблок в каждой пакете? -Нарисуем в каждом прямоугольнике по 5 точек. -Сколько яблок посчитали? (20) Как посчитали?(5+5+5+5=20). -Что общего в решении задач? - Какой знак использовали во всех вычислениях? -Как можно назвать эти выражения - Можно ли решить эти задачи другим действием, например, вычитанием? | Выполняют задание Выполняют задание Выполняют задание Выполняют задание 3 6 18 6+6+6=18 4 5 20 5+5+5+5+5=20 - Одинаковые слагаемые в каждом выражении, действия сложения -Плюс - Суммы с одинаковыми слагаемыми - Вычитанием эти задачи решить нельзя. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Познавательные – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. |
Этап выявления места и причины затруднения | Проблемная ситуация | - А теперь решите такую задачу в тетради. Миша прочитал 7 книжек, по 8 страниц в каждой книжке. Сколько всего страниц прочитал Миша? - Вижу, что у вас возникло затруднение. Почему? – Как короче записать сумму с одинаковыми слагаемыми? -Можно ли такой записью ответить на вопрос? 8+7 7+8 8-7 - Какой проблемный вопрос у нас возник? | - В записи решения слагаемых много. Неудобно записывать слагаемое 8 много раз. Предположения детей - Нет - Как записать сумму одинаковых слагаемых короче? Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых? | Фронтальная | Познавательные – ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные – принимают участие в обсуждении, высказывают свою позицию, четко и аргументировано высказывают свои оценки и предположения. | Устные ответы |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка цели урока | - Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием «Умножение» -Знак умножения точка ( ∙ ) (на доске) - Сформулируйте тему урока. - Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? - Чему мы должны сегодня научиться? | Тема урока «Умножение» -Мы должны узнать: - что такое умножение; - для чего нужно умножение; - когда применяют умножение. | | Регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные - строят речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию, принимают активное участие в работе, используют умение вести диалог, формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы; умеют слушать собеседника, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему. | Устные ответы |
Этап реализации построенного проекта | Изучение нового материала | -Ребята, давайте вернемся к нашей задачи и заменим сложение на удобную и короткую запись умножением. 8+8+8+8+8+8+8 = 8*7 -По сколько страниц было в книге? - Сколько раз по 8 страниц взяли? -Какое высказывание получилось? - А ещё эту математическую запись можно прочитать, так 8 умножить на 7. - Кто может сказать, что обозначает в действии умножения число 8? Число 7? - Почему сложение заменили умножением? -Кто попробует дать определение, что такое умножение? - Проверим по учебнику, правильно ли мы рассуждали. Откройте страницу 4. -Так ли мы рассуждали? Давайте еще раз проговорим. - Каким знаком обозначается умножение? - Что называется умножением? | - По 8 страниц - Взяли 7 раз - По 8 взяли 7 раз - Какие одинаковые слагаемые складывали. Сколько было одинаковых слагаемых. - Для удобства - Умножение - это сумма одинаковых слагаемых. - Да Ответы детей. | Фронтальная | Познавательные- фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково - символической форме (на моделях),делают -выводы по аналогии и проверяют эти выводы, владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Регулятивные- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике , контролируют учебные действия. Коммуникативные - строят речевое высказывание в устной форме используя математическую терминологию, принимают активное участие в работе, используют умение вести диалог, формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. Личностные- осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету, понимают важность и необходимость изучения математике в жизни человека. | Устные ответы |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работа по учебнику стр. 4 -5 № 2,3,5. Физминутка | Задание 2 стр.4. Выполните запись по образцу: 6+6+6=6*3=18 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=5*10=50 2+2+2+2+2=2*5=10 9+9+9+9=9*4=36 Задание 3 стр. 4. Прочитайте задачу 3. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу. Запишите все суммы с помощью знака умножения. Вера – 4ш. по 3 р. Галя – 6 ш. по 3 р. Даша – 7 ш. по 3 р. Решение: 1) 3+3+3+3=3*4=12(р.)- заплатила Вера 2) 3+3+3+3+3+3=3*6=18(р.)- заплатила Галя 3)3+3+3+3+3+3+3=3*7=21(р.)-заплатила Даша Задание 5 стр. 5. Прочитайте задачу 5. Что известно? Что требуется узнать? Запиши решение с помощью знака умножения 1 день- 4 урока 7 дней - ? уроков Решение: 4+4+4+4+4+4+4=28(упр,) 4*7=28(упр.) Дождь Капля-раз, капля - два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. (Хлопки руками на каждое слово) (Бег) (Хлопки руками на каждое слово) (Свободное движение пальчиками) (Соединить руки над головой) | Выполняют задания в тетради. Один ученик у доски. Выполняют физминутку | Фронтальная | Познавательные- делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы, владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями . Регулятивные- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике , контролируют учебные действия. Коммуникативные - строят речевое высказывание в устной форме используя математическую терминологию, принимают активное участие в работе, используют умение вести диалог, формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. Личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету, понимают важность и необходимость изучения математике в жизни человека. | Устные ответы Выполнение движений согласно инструкции |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Самостоятельное выполнение задания №4 стр.5. в тетради. | Задание 4 стр.5. | Выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные – осуществляют логические действия для решения учебных задач, владеют способами выполнения заданий поискового характера Регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения, контролируют и оценивают учебные действия. | Решение задания |
Этап включения в систему знаний и повторения | Работа по учебнику в парах | Задание 9 стр. 5. - Прибавляйте по очереди пятерки пока, не получится 100. Запишите равенства с помощью знака умножения. 5+5=10 5*2=10 5+5+5=15 5*3=15 5+5+5+5+5=20 5*4=20 и т.д. | Выполняют задание | Групповая | Познавательные – осуществляют логические действия для решения учебных задач. Регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения, контролируют и оценивают учебные действия. Коммуникативные – строят высказывания в устной форме, используя математическую терминологию, уважают мнения других, формулируют и аргументируют свою позицию. | Решение задания |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. Домашнее задание. | -Ребята, закончите предложения. Сегодня на уроке я узнал… У меня получилось… Было трудно... Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею… - Кто доволен работой – поднимите руки вверх. Кто не доволен. Кому было очень трудно – не поднимает руки, а кто считает, что работал хорошо, но ещё нужно потрудиться, потренироваться – руки в стороны. | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные – ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные – оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные - проявляют познавательный интерес к предмету. | Устные ответы |