Что такое вежливость?
Задачи: формировать нравственные качества; развивать у детей чувство взаимопомощи; воспитывать культуру общения, взаимоуважения.
Оборудование: карточки со словами.
Ход мероприятия.
1.Введение в тему.
-Мы часто слышим слова: «Будь вежлив». А что такое вежливость?
( Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно с тобой общаться. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До – века «вежа» означало «знаток» тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру )
Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, честными, вежливыми, тактичными, отзывчивыми. Чтобы обладать этими качествами, нужно этому учиться с детства, так как вежливость не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться воспитывать в себе её.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно вести себя, чтобы избежать упрёка в свой адрес: «Какой он невежа!»
2. Основная часть
ИГРА «Вставь слово»
А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова"?
Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором)
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь,» (пожалуйста) Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: » (спасибо) Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкну» (извините, пожалуйста)
-Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их в своей речи.
- Назовите первые слова, которыми мы начинаем день? ( Доброе утро)
- Что мы желаем? ( Близким, друзьям, знакомым здоровья, настроения, всего доброго и светлого.)
Ученик:
Добрые слова не лень повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу-
« С добрым утром!» - кричу.
« Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
« Добрый вечер», - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Дядя Саша огорчён, Рассказал он вот о чём:
« Видел Настю – дошколёнка
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но…давно уже от Настеньки
Я не слышу слова: «Здравствуйте!»
- Какие ещё «вежливые» слова вы знаете? (Пожалуйста, спасибо, благодарю, извините, здравствуйте, до свидания.)
Посмотрите, сколько добрых слов. Важно употреблять эти слова с правильной интонацией.
Вот как сказано об этом в стихотворении. В. Коркина «Я и солнышко»
Ученик:
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро прохожим…
Но если проснёшься,
И дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, всё равно
Придумано мудро:
- Доброе утро!
Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее.
« Извините», « пожалуйста», «прости», и «разреши» -
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы, таблицы умножения,
Есть ещё таблицы умножения,
Есть ещё таблица, таблица уважения.
Помните как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и « пожалуйста» -
Волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдёт.
Перед словом вежливым двери отворяются,
Пусть оно почаще, почаще повторяется.
(М.Танич)
Вывод: вот, оказывается, как бывает. Вежливость даже двери открывает.
Инсценировка « Цапля и Журавль»
Сцена первая.
(Бекешев О.)
Дом Журавля. Журавль ходит во дворе дома.
Журавль. Уж сколько лет живу один,
И стал давно я важной птицей,
Такой солидный господин,
Пора мне, Журавлю, жениться.
Да и невеста есть подстать:
Я знаю на болоте Цаплю.
Её нетрудно отыскать.
Пойду, не буду ждать ни капли!
Журавль отправляется в путь, идёт по болоту и мечтает вслух.
Журавль. Приду, представлюсь, поклонюсь.
Не может Цапля не влюбиться.
В любви до гроба поклянусь,
И всё – пожалуйте жениться.
Журавль скрывается за кулисами.
Сцена вторая.
Дом Цапли. Хозяйка хлопочет по хозяйству во дворе дома. Появляется Журавль.
Журавль (важно).
Привет, соседка.
Цапля. И тебе привет
Входи, располагайся, будь как дома.
Журавль. Живём с тобою порознь столько лет.
Решил тебя сегодня взять я в жёны.
(Покровительственно.)
Не надобно меня благодарить,
Я это по - соседски, так и быть.
Цапля (возмущённо)
Что?! Мне в мужья?! Такой урод?
Уж нет, увольте, я ещё не дура!
Лягушкам на смех! Пугало болот!
Кикимор лишь пугать такой фигурой.
Журавль (опешив)
Ты смеешь издеваться надо мной?
Всё прочь! Не быть тебе моей женой!
(Саркастически.)
И ей хотел оказывать ей честь!
( Решительно.)
Ноги моей не будет больше здесь!
Журавль, возмущенный, уходит.
Цапля (крича ему вслед).
Давай – ка, женишок, катись!
Да на болоте не споткнись!
Сцена третья
Проходит ночь
Цапля.
А все же одиноко жить одной.
Быть может, я напрасно горячилась?
Ведь он солидный господин такой,
Да я в него почти уже влюбилась!
Пойду и помирюсь, и может быть,
Обиду он сумеет позабыть.
- Как вы думаете, поняли герои, что жить одному несладко?
- Вежливы ли были герои друг к другу?
Учитель разбирает с детьми ситуации:
Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, но это не так. А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.
1. Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры. Олег, выскочив из дома стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
2. Мама велела прийти домой в 3часа дня. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
3. Вы едите в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?
4. Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.
Приходит утром Костя в школу.У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал.
Итак, какую же ошибку совершил Костя?
5. Мама просит тебя убраться в комнате, а к тебе пришёл друг и зовёт гулять. Как ты поступишь?
Вывод: Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.
Игра « Не ошибись, пожалуйста».
Задания:
1. Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
2. Будьте добры, потопайте!
3. Поднимите руки.
4. Похлопайте.
5.Попрыгайте, пожалуйста.
6. Присядьте, пожалуйста.
7. Встаньте, пожалуйста.
8. Тихо сядьте.
9. Будьте любезны, займите свои места.
Исполняются частушки.(дети)
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.- Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
« Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
Витя очень умный парень,
Может всё он мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить
Игра в рифмы.
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно добавляйте.
- Растает даже глыба
От слова тёплого…(Спасибо.)
- Зеленеет старый пень,
Когда услышит (Добрый день.)
- Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (Здравствуйте.)
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим (Простите, пожалуйста.)
-Встретил Витю я – соседа -
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из – за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова…(Извините.)
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (До свидания.)
Итог.- Что же такое вежливость?