Что такое толерантность?
Цели:
- Обсудить разные подходы к понятию «толерантность»
- Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность»
Предварительная подготовка: домашнее задание для учащихся (узнать в справочной литературе значение слова «толерантность»), мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Разминка. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».
Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
2. Игра «Все мы разные, но у нас много общего».
Работа в парах: Посмотрите, друг на друга и назовите хотя бы один признак, по которому вы похожи друг на друга.
Действительно: у вас у всех 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, нос, рот, 2 уха, ни у кого нет третьего уха. Значит вы все одинаковые?
А чем же вы отличаетесь?
Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
У каждого человека есть что-нибудь особенное, то чем он отличается от других. Его характер, его качества. У вас тоже есть такие качества.
Введение в тему классного часа.
Просмотр мультфильма «Ёжик должен быть колючим
- Что же означает слово «толерантность»? ( Ответы учащихся)
Толерантность - от лат. Tolerantia – терпение. 1. Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема Т. имеет значение при пересадке органов и тканей. 2. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. ( Новая иллюстрированная энциклопедия. М,2004)
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Слайд №2)
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам .
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Слайд № 3)
-А какое из определений вам ближе?
(Ответы детей)
- А что же объединяет эти определения?
(Ответы детей)
- Давайте обобщим все сказанное.
Работа в группах. К солнышку по имени ТОЛЕРАНТНОСТЬ дорисуйте лучики.
После обсуждения один представитель от каждой группы озвучивает надписи на лучах. Учитель записывает ответы на доску, затем обобщает. (Слайд № 4 )
(Прощение. Уважение прав других. Сострадание. Терпимость к чужим мнениям, религии, поведению. Уважение человеческого достоинства. Милосердие. Сочувствие. Принятие другого таким, какой он есть. Великодушие.)
-Молодцы. Отлично справились с заданием.
- Я вам расскажу одну историю.
Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдем играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А третий подошел к человеку и протянул руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».
-Кто из них вам ближе всего? С кем вам было бы приятнее общаться и почему? (Ответы учащихся)
- Людей, которые приходят на помощь, долго не размышляя, нужна она человеку или нет называют толерантными. А тех, кто игнорирует помощь другим и думает только о себе, называют интолерантными.
Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность?" Каждому ребенку лист с тестом. ( Слайд № 6)
-Отметьте близкие для вас варианты ответов.
1. Дима плохо одет...
• Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
2. Игорь питается не так, как ты, по причине своей религии...
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
• Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Пожилая женщина медленно идет...
• Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
4. Ты - мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
•Ты разговариваешь с ней.
Пытаешься отойти.
5. Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
• Ты разговариваешь с ним.
Пытаешься отойти.
6. На твоих глазах на кого-то нападают...
•Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид...
• Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
-Посчитайте баллы. За каждый первый вариант ответа 1 балл, за второй – 0 баллов. (Дети считают.) ( Слайд № 7)
- Если у тебя 7 баллов, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6 баллов, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 баллов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать счастливее.
Просмотр мультфильма. «О толерантности.»
Вывод :что может произойти с людьми ,которые плохо относятся к другим людям?
Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе.
Итог.
-Что вы узнали на классном часе?
-Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе?