СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое толерантность?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час:  Что такое толентность? 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Что такое толерантность?»



Что такое толерантность?


Цели:

- Обсудить разные подходы к понятию «толерантность»

- Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность»

Предварительная подготовка: домашнее задание для учащихся (узнать в справочной литературе значение слова «толерантность»), мультимедийный проектор, презентация.



Ход занятия:

Организационный момент.

  1. Разминка. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе меня зовут Александр, а когда я вырасту, меня будут звать Александр Николаевич».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

 

2. Игра «Все мы разные, но у нас много общего».

        

 Работа в парах: Посмотрите, друг на друга и назовите хотя бы один признак, по которому вы похожи друг на друга.

Действительно: у вас у всех 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, нос, рот, 2 уха, ни у кого нет третьего уха. Значит вы все одинаковые?

А чем же вы отличаетесь?

Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?

У каждого человека есть что-нибудь особенное, то чем он отличается от других. Его характер, его качества. У вас тоже есть такие качества.


Введение в тему классного часа.

Просмотр мультфильма «Ёжик должен быть колючим

- Что же означает слово «толерантность»? ( Ответы учащихся)

Толерантность - от лат. Tolerantia – терпение. 1. Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема Т. имеет значение при пересадке органов и тканей. 2. Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. ( Новая иллюстрированная энциклопедия. М,2004)

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Слайд №2)

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам .

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Слайд № 3)

-А какое из определений вам ближе?

(Ответы детей)

- А что же объединяет эти определения?

(Ответы детей)

- Давайте обобщим все сказанное.

Работа в группах. К солнышку по имени ТОЛЕРАНТНОСТЬ дорисуйте лучики.

После обсуждения один представитель от каждой группы озвучивает надписи на лучах. Учитель записывает ответы на доску, затем обобщает. (Слайд № 4 )

(Прощение. Уважение прав других. Сострадание. Терпимость к чужим мнениям, религии, поведению. Уважение человеческого достоинства. Милосердие. Сочувствие. Принятие другого таким, какой он есть. Великодушие.)

-Молодцы. Отлично справились с заданием.

- Я вам расскажу одну историю.

Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалеку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдем играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А третий подошел к человеку и протянул руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

-Кто из них вам ближе всего? С кем вам было бы приятнее общаться и почему? (Ответы учащихся)

- Людей, которые приходят на помощь, долго не размышляя, нужна она человеку или нет называют толерантными. А тех, кто игнорирует помощь другим и думает только о себе, называют интолерантными.

Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность?" Каждому ребенку лист с тестом. ( Слайд № 6)

-Отметьте близкие для вас варианты ответов.


1. Дима плохо одет...

• Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2. Игорь питается не так, как ты, по причине своей религии...

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

• Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3. Пожилая женщина медленно идет...

• Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

4. Ты - мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

•Ты разговариваешь с ней.

Пытаешься отойти.

5. Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

• Ты разговариваешь с ним.

Пытаешься отойти.

6. На твоих глазах на кого-то нападают...

•Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид...

• Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

-Посчитайте баллы. За каждый первый вариант ответа 1 балл, за второй – 0 баллов. (Дети считают.) ( Слайд № 7)

- Если у тебя 7 баллов, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6 баллов, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 баллов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать счастливее.

Просмотр мультфильма. «О толерантности.»

Вывод :что может произойти с людьми ,которые плохо относятся к другим людям?

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».


Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе.

Итог.

-Что вы узнали на классном часе?

-Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе?