2.Актуализация знаний и умений (4 мин) | Актуализировать опорные знания и изученные способы действий | Словесный метод: беседа. Презентация (1слайд) (2слайд) (3слайд) (4 слайд) (5 слад) (6слайд) (7 слайд) (8 слайд) (9 слайд) | Ребята, сегодня утром я получила необычный конверт с загадками. Чтобы мы могли понять какая тема нашего урока, нам нужно отгадать полученные загадки. Сейчас я их вам зачитаю, а вы постарайтесь их отгадать. Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой! Замечательно, следующая загадка. Яркий, жаркий колобок По небу катился. Он макушки нам напек И за дом спустился. Молодцы, правильно. Вот мы дошли и до 3 загадки. Ночь за вечером пришла И большой фонарь зажгла. Хорошо и осталась последняя загадка. В чёрном небе до зари Тускло светят Фонари. Фонари — Фонарики Меньше, чем комарики. Молодцы! Вы замечательно справились с с с загадками. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Небо Солнце Луна Звезды. | Фронтальная | Речь учителя | | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
3.Постановка задач урока (2 мин) | Формировать у учащихся умение ставить цель урока | Словесный метод: беседа (10 слайд) (11 слайд) (12 слайд) | Ребята, вот и разгадали мы с вами загадки. Получили следующие слова: небо, луна, солнце, звёзды. Исходя от этих слов, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Хорошие у вас предположения, но если быть точнее, то тема “Что у нас над головой”. Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами, чему мы будем с вами учиться на уроке? Задачи урока: 1.Изучить небо, облака, Солнце, Луну и созвездие Большой Медведицы. 2.Научиться находить Большую Медведицу. 3.Сравнивать дневное небо с ночным. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. -Звёздное небо. -Всё это над нами. Узнаем подробнее, что такое небо, Солнце, Луна, Большую Медведицу. | Фронтальная | Речь учителя, презентация | | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей. | Умение осущ-ть самоконтроль своей деят-ти | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
4.Открытие новых знаний (15 мин) | Обеспечить правильное понимание содержания | Словесный метод: беседа, работа с книгой. (13 слайд) (14 слайд) (15 слайд) (16 слайд) (17 слайд) (18 слайд) (19 слайд) (20 слайд) (21 слайд) (22 слайд) (23 слайд) (24 слайд) | - Ребята, давайте все вместе вспомним, каким бывает небо днём? Каким оно становится ночью? Что вы видели на небе днём? Ночью? Для начала я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Посмотрите на экран и скажите всегда ли облака на небе одинаковой формы? Правильно! Облако – это множество мелких капель воды, поднятых в воздух теплым потоком воздуха. Облака бывают дождевые, кучевые и перистые. Кучевые облака – плотные, ярко-белые, образуются летом. Дождевые облака – самые тяжелые из-за большого количества воды, из которой они состоят. Слоистые облака - однообразные бледные низкие облака, которые можно наблюдать в пасмурную погоду. Перистые будут находиться в самом верху. Образуются в очень холодном воздухе, в виде тонких, белых нитей. Ребята, давайте теперь подумаем, что же такое солнце и для чего оно нужно? Замечательные ответы. Да, солнце – это главный источник света и тепла. Без него не было бы жизни на земле. Сейчас откройте учебник на странице 18 и посмотрите, какое большое солнце. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание из учебника. Посмотрите на солнце и на предметы изображённыерядом. Подумайте и скажите какой предмет больше всего похож на солнце по форме, по цвету и по размеру. Смотрю, все готовы и есть желающие ответить. Хорошо, пожалуйста. Да, совершенно верно. Из данных предметов нам подходит мяч, потому что солнце имеет такую же форму, размер и имеет жёлтый цвет. Хорошо, вот мы и поговорили о том, что мы можем увидеть днём на небе. А теперь давайте поговорим о том, что мы можем увидеть ночью. Для начала давайте узнаем, что такое Луна? Поднимите руку, кто знает, что такое Луна? Молодец! Совершенно верно. Луна - это спутник Земли. Откройте страницу 19 в учебнике и посмотрите на изображение луны. Помимо того, что луна является спутником Земли также луна – это каменный шар размером намного меньше Земли. Она вращается вокруг нашей планеты. Учёные считаю, что луна образовалась, когда с Землёй столкнулась блуждающая планеты. Хорошо, а теперь давайте вспомним, что еще можно увидеть ночью? Правильно, Звезды! Молодцы! Звёзды образуют созвездия. Кто может мне сказать, что такое созвездие? Молодец! Совершенно верно. Созвездие – это скопление ярких звезд, похожее на какую-нибудь фигуру. Как вы думаете, какое созвездие самое знаменитое? Умница! Верно. Большая Медведица является самым знаменитым созвездием. Какую форму оно имеет? Правильно. Большая Медведица имеет форму ковша с ручкой. В это созвездие входит 7 звёзд. Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему? Я расскажу вам древнюю сказку. «Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие». А теперь посмотрите на странице 19, как звёзды образуют Большую Медведицу. В состав этого ковша входят такие звёзды как Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алион, Мицар и Бенетнаш. Первые четыре звезды формируют прямоугольный “сосуд”, а последние три “ручки”. Вот какие звёзды входят в Ковш: Первые 4 звезды формируют прямоугольный “сосуд”. 1.Дубхе – означает медведь. 2.Мерак – иногда переводится как брюхо. 3.Фекда – последняя на левом бедре. 4.Мегрец – обычно переводится как основание (начало). Ручка ковша: 5.Алиот – вороной конь 6.Мицар – и 7. Бенетнаш – Дышло Колесницы. Для того, чтобы увидеть на ночном небе Большую Медведицу следует найти 7 ярких звёзд, которые образуют ковш именно этот ковш является Большой Медведицей. | -Светлым, голубым, облачное. -Тёмным. -Днём видно Солнце, облака. Ночью видно звёзды, созвездия, Луну, не видно Солнца. -Нет. Солнце-это небесное тело, которое греет всё живое. Солнце нужно для того, чтобы всё живое процветало и росло. Ответы детей. -Луна – это спутник Земли. -Звёзды. -Созвездие – это скопление звёзд, которые образуют фигуры. -Большая Медведица. -Форму ковша с ручкой. -Да | Фронтальная, индивидуальная. | Речь учителя, учебник. | | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
5.Физ. минутка (1 мин) | Снять физическую усталость | Игровой приём | Не пора ли нам отдохнуть? Наша физкультминутка называется “День-ночь”. -Доброе утро!-птицы запели , Добрые люди встали с постели Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идет по делам! Ночь пришла, темноту привела, Запел сверчок, люди все-на бочок. Можно повторить упражнение . | Выполняют движения (дети машут руками-крыльями, потягиваются, просыпаются, прячутся за стульчиками, столами, Возвращаются на прежние места, разводят руки через стороны вверх, опускают их, маршируют на месте) | Фронтальная | Речь учителя | | | Умение осуществлять самоконтроль своей деят-ти | Умение слушать и слышать; |
6.Первичное закрепление (10 мин) | Закрепить полученные знания и умения | Словесные методы: Практические методы: практическая работа (25 слайд) (26 слайд) | Ребята, сейчас внимательно послушайте стихотворение Юрия Синицына и подумайте о чём это стихотворение. Три звезды – и все подряд, Как алмазные, горят! Среди звёзд, больших и ярких, Чуть видна ещё одна: В середине рукоятки Приютилася она. Ты получше приглядись, Видишь, Две звезды слились? Та, которая крупнее, Называется Конём. А малышка рядом с нею – Всадник, Скачущий на нём. Замечательный наездник, Этот звёздный принц Алькор, И несет его к созвездьям Конь Мицар во весь опор. Треплет конь золотогривый Золочёную узду. Правит Всадник молчаливый На Полярную звезду. О чём данное стихотворение? Правильно, а теперь попробуйте выполнить задание под цифрой 1, которое лежат у вас на столе. Вам необходимо внимательно посмотреть на облака, и определить какие облака находятся на небе. На выполнение данного задания вам даётся 5 минут. Время вышло, давайте проверять. Хорошо. Следующее задание под цифрой 2. Вам следует соединить правильно линии так, чтобы получилась Большая Медведица. После выполнения данного задания откройте страницу 19 и проверьте себя, так ли вы выполнили данное задание. Приступайте. На выполнение данного задания у вас есть 2 минуты. Смотрю, уже все готовы. Поднимите руки у кого, получилось справиться с заданием. Замечательно, молодцы! А кто не справился с заданием, прошу вас не расстраиваться. Я уверена, что к следующему уроку вы сможете безошибочно найти созвездие Большой Медведицы. | -О Большой Медведице. Ответы учеников. | Фронтальная | Речь учителя, презентация, раздаточный материал с заданиями. | Самопроверка по образцу. | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
7.Рефлексия (2 мин) | Проанализировать и оценить успешность достижения цели. | Словесные методы: беседа (27 слайд) (28 слайд) (29 слайд) | Вот и подходит наш урок к своему завершению А теперь давайте подведем итог. Что мы можем увидеть над головой днем? - Что мы можем увидеть над головой ночью? - С каким созвездием вы сегодня познакомились подробно? Давайте вспомним, какая тема была сегодняшнего урока? Вспомните, какие задачи мы с вами ставили в начале занятия. Правильно. Хорошо, молодцы. У нас с вами получилось выполнить все поставленные задачи. У вас на столах лежат Солнышки. Раскрасьте его лучики красным цветом, если вам было сложно. Желтым, если было интересно. Оранжевым, если урок вам понравился. | Ответы учеников. -Небо, солнце. -Луну, звезды. -С Большой Медведицей. -Что у нас над головой. | Фронтальная | Речь учителя, презентация | | Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти | Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности | Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |