СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что у нас над головой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что у нас над головой»








Конспект урока окружающего мира

“ Что у нас над головой”





Разработала:

учитель начальных классов

Алабина Анастасия Дмитриевна











Володарск-2020





Цель: Расширение знаний учеников о дневном и ночном небе.

Класс:1

УМК: «Школа России»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема урока: “Что у нас над головой”.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить учеников с небом, облаками, Солнцем, Луной и с созвездием Большой Медведицы;

-Научить находить созвездие Большой Медведицы.

Развивающие:

-Развивать усидчивость, внимание, правильную речь.

- Развивать познавательную активность детей и интерес в процессе выполнения заданий на уроке.


Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Умеют находить Большую Медведицу в виде ковша.

- Умеют отличать дневное и ночное небо.


Метапредметные:

Регулятивные:

-Умеют оценивать и контролировать свою деятельность.


Познавательные:

-Проявляют активность и интерес в ходе выполнения заданий.


Коммуникативные:

-Оформляют свои мысли в устной речи;

-Умеют вести диалог в процессе беседы.


Личностные:

-Осознают необходимость изучать неживую природу.

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал с заданиями.

План урока:

1. Орг. Момент (1 минута)
2. Актуализация знаний и умений (4 минут)

3. Постановка задач урока (2 минуты)
4. Открытие новых знаний (15 минут)

5. Физ. минутка (1 минута)
6. Первичное закрепление (10 минут)
7. Рефлексия (2 минуты)

Ход занятия

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты











Лично

стные

Регуля

тивные

Коммуни

кативные

1.Орг. Момент (1 мин)

Настроить учащихся на дальнейшую работу

Приём эмоционального настроя на урок


Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, присаживайтесь.

Вот и прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

Речь учителя


Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение устанавливать рабочие отношения

2.Актуализация знаний и умений (4 мин)

Актуализировать опорные знания и изученные способы действий

Словесный метод: беседа. Презентация (1слайд)

(2слайд)







(3слайд)

(4 слайд)




(5 слад)







(6слайд)

(7 слайд)



(8 слайд)

(9 слайд)

Ребята, сегодня утром я получила необычный конверт с загадками. Чтобы мы могли понять какая тема нашего урока, нам нужно отгадать полученные загадки.

Сейчас я их вам зачитаю, а вы постарайтесь их отгадать.


Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он  синий,

То он ярко-голубой!        


Замечательно, следующая загадка.

Яркий, жаркий колобок

По небу катился.

Он макушки нам напек

И за дом спустился.  


Молодцы, правильно. 


Вот мы дошли и до 3 загадки.


Ночь за вечером пришла

И большой фонарь зажгла.   

Хорошо и осталась последняя загадка.


В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари — Фонарики

Меньше, чем комарики.


Молодцы! Вы замечательно справились с с с загадками.





Слушают учителя, отвечают на вопросы.




Небо












Солнце







Луна



Звезды.

Фронтальная

Речь учителя


Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

3.Постановка задач урока (2 мин)

Формировать у учащихся умение ставить цель урока

Словесный метод: беседа

(10 слайд)




(11 слайд)







(12 слайд)

Ребята, вот и разгадали мы с вами загадки. Получили следующие слова: небо, луна, солнце, звёзды. Исходя от этих слов, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?


Хорошие у вас предположения, но если быть точнее, то тема

“Что у нас над головой”.

Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами, чему мы будем с вами учиться на уроке?



Задачи урока:

1.Изучить небо, облака, Солнце, Луну и созвездие Большой Медведицы.

2.Научиться находить Большую Медведицу.

3.Сравнивать дневное небо с ночным.



Слушают учителя, отвечают на вопросы.

-Звёздное небо.

-Всё это над нами.






Узнаем подробнее, что такое небо, Солнце, Луна, Большую Медведицу.

Фронтальная

Речь учителя, презентация


Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей.

Умение осущ-ть самоконтроль своей деят-ти

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

4.Открытие новых знаний (15 мин)

Обеспечить правильное понимание содержания

Словесный метод: беседа, работа с книгой.

(13 слайд)





(14 слайд)








(15 слайд)

(16 слайд)


(17 слайд)



(18 слайд)






(19 слайд)






(20 слайд)


















































(21 слайд)










(22 слайд)





(23 слайд)












(24 слайд)

























































- Ребята, давайте все вместе вспомним, каким бывает небо днём?

Каким оно становится ночью?

Что вы видели на небе днём? Ночью?









Для начала я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Посмотрите на экран и скажите всегда ли облака на небе одинаковой формы?

Правильно! Облако – это множество мелких капель воды, поднятых в воздух теплым потоком воздуха. Облака бывают дождевые, кучевые и перистые.

Кучевые облака – плотные, ярко-белые, образуются летом. 

Дождевые облака – самые тяжелые из-за большого количества воды, из которой они состоят.

Слоистые облака - однообразные бледные низкие облака, которые можно наблюдать в пасмурную погоду.

Перистые будут находиться в самом верху. Образуются в очень холодном воздухе, в виде тонких, белых нитей.

Ребята, давайте теперь подумаем, что же такое солнце и для чего оно нужно?

Замечательные ответы.

Да, солнце – это главный источник света и тепла. Без него не было бы жизни на земле. 





Сейчас откройте учебник на странице 18 и посмотрите, какое большое солнце. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание из учебника. Посмотрите на солнце и на предметы изображённыерядом. Подумайте и скажите какой предмет больше всего похож на солнце по форме, по цвету и по размеру.

Смотрю, все готовы и есть желающие ответить. Хорошо, пожалуйста.

Да, совершенно верно. Из данных предметов нам подходит мяч, потому что солнце имеет такую же форму, размер и имеет жёлтый цвет.



Хорошо, вот мы и поговорили о том, что мы можем увидеть днём на небе. А теперь давайте поговорим о том, что мы можем увидеть ночью.

Для начала давайте узнаем, что такое Луна?

Поднимите руку, кто знает, что такое Луна?

Молодец! Совершенно верно. Луна - это спутник Земли.

Откройте страницу 19 в учебнике и посмотрите на изображение луны.

Помимо того, что луна является спутником Земли также луна – это каменный шар размером намного меньше Земли. Она вращается вокруг нашей планеты. Учёные считаю, что луна образовалась, когда с Землёй столкнулась блуждающая планеты.

Хорошо, а теперь давайте вспомним, что еще можно увидеть ночью?

Правильно, Звезды! Молодцы!

Звёзды образуют созвездия. Кто может мне сказать, что такое созвездие?



Молодец! Совершенно верно. Созвездие – это скопление ярких звезд, похожее на какую-нибудь фигуру.

Как вы думаете, какое созвездие самое знаменитое?

Умница! Верно. Большая Медведица является самым знаменитым созвездием.

Какую форму оно имеет?

Правильно. Большая Медведица имеет форму ковша с ручкой. В это созвездие входит 7 звёзд.

Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему? Я расскажу вам древнюю сказку.

«Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие».

А теперь посмотрите на странице 19, как звёзды образуют Большую Медведицу.

В состав этого ковша входят такие звёзды как Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алион, Мицар и Бенетнаш.

Первые четыре звезды формируют прямоугольный “сосуд”, а последние три “ручки”.

Вот какие звёзды входят в Ковш:

Первые 4 звезды формируют прямоугольный “сосуд”.

1.Дубхе – означает медведь.

2.Мерак – иногда переводится как брюхо.

3.Фекда – последняя на левом бедре.

4.Мегрец – обычно переводится как основание (начало).

Ручка ковша:

5.Алиот – вороной конь

6.Мицар – и

7. Бенетнаш – Дышло Колесницы.

Для того, чтобы увидеть на ночном небе Большую Медведицу следует найти 7 ярких звёзд, которые образуют ковш именно этот ковш является Большой Медведицей.

-Светлым, голубым, облачное.

-Тёмным.

-Днём видно Солнце, облака.

Ночью видно звёзды, созвездия, Луну, не видно Солнца.


-Нет.

















Солнце-это небесное тело, которое греет всё живое.

Солнце нужно для того, чтобы всё живое процветало и росло.





























Ответы детей.














-Луна – это спутник Земли.



















-Звёзды.




-Созвездие – это скопление звёзд, которые образуют фигуры.




-Большая Медведица.





-Форму ковша с ручкой.





-Да

Фронтальная, индивидуальная.

Речь учителя, учебник.


Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

5.Физ. минутка (1 мин)

Снять физическую усталость

Игровой приём


Не пора ли нам отдохнуть?

Наша физкультминутка называется “День-ночь”.

-Доброе утро!-птицы запели ,   

Добрые люди встали с постели

Прячется вся темнота по углам, 

Солнце взошло и идет по делам!

Ночь пришла, темноту привела,

Запел сверчок, люди все-на бочок. 

Можно повторить упражнение .



Выполняют движения

(дети машут руками-крыльями,

потягиваются, просыпаются,

прячутся за стульчиками, столами,

Возвращаются на прежние места,

разводят руки через стороны вверх,

 опускают их, маршируют на месте)

Фронтальная

Речь учителя



Умение осуществлять самоконтроль своей деят-ти

Умение слушать и слышать;

6.Первичное закрепление (10 мин)

Закрепить полученные знания и умения

Словесные методы:

Практические методы: практическая работа


























(25 слайд)























(26 слайд)

Ребята, сейчас внимательно послушайте стихотворение Юрия Синицына и подумайте о чём это стихотворение.

Три звезды – и все подряд,
Как алмазные, горят!

Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.

Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?

Та, которая крупнее,
Называется Конём.
А малышка рядом с нею –
Всадник,
Скачущий на нём.

Замечательный наездник,
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.

Треплет конь золотогривый
Золочёную узду.
Правит Всадник молчаливый
На Полярную звезду.



О чём данное стихотворение?



Правильно, а теперь попробуйте выполнить задание под цифрой 1, которое лежат у вас на столе.

Вам необходимо внимательно посмотреть на облака, и определить какие облака находятся на небе.

На выполнение данного задания вам даётся 5 минут.





Время вышло, давайте проверять.

Хорошо.

Следующее задание под цифрой 2.

Вам следует соединить правильно линии так, чтобы получилась Большая Медведица. После выполнения данного задания откройте страницу 19 и проверьте себя, так ли вы выполнили данное задание.

Приступайте. На выполнение данного задания у вас есть 2 минуты.



Смотрю, уже все готовы. Поднимите руки у кого, получилось справиться с заданием.

Замечательно, молодцы!

А кто не справился с заданием, прошу вас не расстраиваться. Я уверена, что к следующему уроку вы сможете безошибочно найти созвездие Большой Медведицы.






























-О Большой Медведице.











Ответы учеников.

Фронтальная

Речь учителя, презентация, раздаточный материал с заданиями.

Самопроверка по образцу.

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

7.Рефлексия (2 мин)

Проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Словесные методы: беседа








(27 слайд)


(28 слайд)





(29 слайд)

Вот и подходит наш урок к своему завершению

А теперь давайте подведем итог. Что мы можем увидеть над головой днем?


- Что мы можем увидеть над головой ночью?

- С каким созвездием вы сегодня познакомились подробно?



Давайте вспомним, какая тема была сегодняшнего урока?

Вспомните, какие задачи мы с вами ставили в начале занятия.

Правильно. Хорошо, молодцы. У нас с вами получилось выполнить все поставленные задачи.

У вас на столах лежат Солнышки. Раскрасьте его лучики красным цветом, если вам было сложно. Желтым, если было интересно. Оранжевым, если урок вам понравился.

Ответы учеников.

-Небо, солнце.


-Луну, звезды.


-С Большой Медведицей.



-Что у нас над головой.

Фронтальная

Речь учителя, презентация


Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог