СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что в имени тебе моём?»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Что в имени тебе моём?»»

ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический колледж»

Технологическая карта внеурочного занятия

Школа:

Класс: 3

Руководитель практики:

Учитель – наставник: Леонова Маргарита

Направление внеурочной деятельности: социальное

Тема: «Что в имени тебе моём?»

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения, значением и развитием имен.

УУД:


Личностные: развитие познавательных интересов, мотивов; выстраивать толерантное (уважительно доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя к человеку иного мнения, мировоззрения; осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере взросления и выстраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация)Формирование самоидентификации, адекватной позиционной оценки

Познавательные: умение анализировать, обобщать, классифицировать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; умения договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Регулятивные: формирование самоидентификации, адекватной позиционной оценки; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Рефлексия своей деятельности, умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого и коллектива в целом

Ресурсы: презентация, бланки.








п\п

Этапы занятия

Содержание, цель

Деятельность учителя (педагога)

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формы организации образовательной деятельности

Метапредметные

Личностные

1

Мотивационный этап

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Добрый день, сейчас я прочитаю вам стихотворение А. С. Пушкина, а вы попытаетесь понять о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

- И так теперь скажите, какова тема нашего занятия?


Ребята, а вы знаете, почему вас

назвали тем именем, которое вы

носите?


Может быть, вас назвали в

честь бабушки или какого-нибудь

знаменитого родственника?


А все ли из вас знают значение своего

имени?


Давайте попробуем с вами вместе

разобраться в их значениях.


Размышляют о чём пойдёт речь на занятии.






















Говорят, тему урока.



Отвечают на вопросы.












Р.: Формирование способности к организации своей деятельности

К.:

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Развитие познавательных интересов, мотивов

Фронтальная

2

Основной этап

Цель: расширить представления детей об именах и фамилиях

С введением христианства на Руси

люди начали получать полное имя.

Имена были записаны в церковных

книгах. Имя ребенку давали по

святцам. Святцы – это сборник имен

святых. Каждый святой в святцах

имеет свой день. Вот по дню каждого

святого и давалось имя ребенку.

Родители не имели права выбирать

имя. Иногда в семье было несколько

детей с одним и тем же именем.

Потому что некоторые святые в

святцах имели много дней, связанных

с их именем. Например, Иоанн, Иван.

Поэтому имя Иван было самым

распространенным на Руси.


Сейчас каждый из вас попробует

окунуться в науку ономастику (раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений).


Перед

вами бланк, где вы можете написать

информацию о своем имени по плану.

  1. Полное имя

  2. Из какого языка оно произошло?

  3. Его значение.


Что бы это сделать, я приготовила для вас карточки со значением ваших имён, внимательно их прочитайте и заполните бланки.



Значение имени для человека является

очень важным.


Имя- это мир человека,

каждому приятно, когда его называют

по имени. Уважающий себя человек

дорожит своим именем, бережет его,

старается сделать так, чтобы его имя

произносилось с любовью. Но на

нашей планете так много людей, что у

некоторых имена одинаковые.


Как называют людей с одинаковым

именем? (тезки)


Знаете ли вы, ребята, знаменитых

людей, у которых такое же имя, как и у вас?


Работая в паре, обсудите, каких

знаменитостей вы знаете, и запишите

их у себя в бланк.


Имя радует человека, приносит ему

удачу и даже счастье. Но всегда ли нас

одноклассники, друзья называют только по имени?

А давайте сейчас расскажем всем, как

вас лучше называть. Каждый из вас

сейчас на ромашке напишет в центре

свое полное имя, а на каждом лепестке

то, как можно и нужно его называть.


Ребята, давайте соберем поляну имен.


Посмотрите, сколько красивых,

ласковых имен есть в нашем классе.



Ребята, тайной происхождения

окружены не только имена, но и

фамилии. Давайте продолжим

познавать себя.

И поможет нам в этом ваша фамилия.


– Почему у нас разные фамилии?

– Что называет фамилия?


– Как фамилия помогает узнать что-нибудь о предках?


– Из какого языка пришло слово

“фамилия”? И что оно означает?


– Когда фамилия появилась на Руси?


– Где можно найти точное толкование

слова?


Так что означает фамилия?


Фамилия – наследственное имя семьи.

Семейное имя, передаваемое по

наследству.

Такое привычное для нас слово

“фамилия” попало в наш язык из латыни и в переводе означает 7Я

(семья).


Как вы думаете, давно появились на

Руси фамилии?

Фамилии в современном понимании

слова на Руси появились довольно

поздно, лишь в 16 веке.

Распространение фамилий началось с

людей знатного происхождения.

Значительная часть городского и

сельского населения еще 200 лет назад

не имела фамилии.


Разделитесь на группы по 6 человека,

каждой группе я дам листок, на

котором по две фамилии, обсудите,

что они обозначают

Кузнецов, Медведев, Гончаров,

Волков, Белоголовый, Кудряшов.



Чаще всего фамилии указывают на род

занятий предков. Назовите такие

фамилии. (Живет в каком – то

селении, а может на окраине города

человек, имеющий кузницу. Среди

сельчан он получает прозвище:

Кузнец, а его сын – Кузнецов сын.

Потом появляются другие профессии в семье, а фамилия остается).

  1. Кузнецов, Гончаров – род занятий

  2. Медведев,

Волков – от зверей

Белоголовый, Кудряшов – от отдельных признаков людей.

  1. Столяров, Плотников ...

  2. Лисицин, Петухов ...

  3. Хромов, Соленцов, Косоротов …

Слушают учителя








Самостоятельно отбирают нужную информацию. Заполняют бланки.




Слушают учителя.














Заполняют бланки




Отвечают на

вопросы учителя.









Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.


















Заполняют бланки.







Слушают учителя.









Выполняют работу по заданному

Алгоритму.




П.: Умение анализировать, обобщать, классифицировать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.


К.: Умения договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды

Выстраивать толерантное (уважительно доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя к человеку иного мнения, мировоззрения.

Групповая

Индивидуальная

3

Заключительный этап

Цель: провести итог проделанной работы на занятии, дать качественную оценку урока.

- Наше занятие подошло к концу

Давайте вспомним, какую цель мы

ставили перед собой?

Достигли ли мы ее?

Что нового мы узнали?


Отвечают на вопросы.

Р.: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами


К.: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере взросления и выстраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация)

Фронтальная


4

Рефлексивный этап

Цель: формировать у детей самооценку

Ребята, подумайте и продолжите одну

фразу.

Я узнал…

Я понял…

Я оценил…

Я получил опыт…

У меня появилась идея…

Мне с вами было очень интересно.

Выполняют

самопроверку

усвоенных знаний


Р.: рефлексия своей деятельности, умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого и коллектива в целом

Формирование самоидентификации, адекватной позиционной оценки

Индивидуальная