СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что за прелесть эти сказки" Три чуда"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Что за прелесть эти сказки" Три чуда"»

Урок музыки в 4 классе

Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.



Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

- Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

- Познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран (для презентации к уроку);

- музыкальный центр, фортепиано, треугольник, ложки, бубенчики

- раздаточный материал (текст из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», тексты песен) для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы.

Ход урока:

Организационный момент.

Вход в класс.

СЛАЙД 2

Длинными зимними вечерами под завывание вьюги няня рассказывала А.С. Пушкину сказки.

СЛАЙД 3

- В письме Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! - Каждая есть поэма».

- Сегодня мы поговорим о творчестве великого русского поэта и писателя. Вспомнить и оживить его сказки нам поможет музыка и, конечно, стихи самого А.С.Пушкина.

СЛАЙД 4

- Сказки А.С.Пушкина знают все. Посмотрите на слайд «Сказки Пушкина» Палех.

- Какие строки вы можете вспомнить?

- Правильно, так начинается поэма «Руслан и Людмила»

- Нашел ли образ героев воплощение в музыке? (в 3 классе мы слушали фрагменты оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»)

СЛАЙД 5

Многие сказки, фантастические поэмы Пушкина навеяны рассказами няни.

Они всегда начинались одинаково «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» Сегодня все знают царя Салтана и царя Дадона, витязя Руслана и Шамаханскую царицу.

А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский – Корсаков.

СЛАЙД 6

- Почему, как вы думаете, Н.А.Римский – Корсаков – это музыкальный сказочник? (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин).

СЛАЙД 7

- А на сюжет этой сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу.

- О какой сказке идет речь?

Фрагмент фильма «Сказка о царе Салтане».

СЛАЙД 8

Итак, это «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости.

В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

В этой опере нет вступления – увертюры.

- Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.

Звучит фрагмент.

СЛАЙД 9

Перед вами 2 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает это музыкальный фрагмент.

Н.А.Римский – Корсаков. Звучит вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» - слушание.

СЛАЙД 10

Итак, прочитайте выбранные вами строки к услышанному музыкальному фрагменту.

(«В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)

Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка?

- При помощи чего композитору удалось так точно изобразить эту картину?

(при помощи голосов, или тембров музыкальных инструментов)

СЛАЙД 11

- рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные,

СЛАЙД 12

- мерцание и блеск звезд – челеста

СЛАЙД 13

- мрачная туча – литавры, фаготы

СЛАЙД 14

- стон и плач царицы – струнные, флейта).

СЛАЙД 15

- В каждой сказке есть чудо. А сколько их в «Сказке о царе Салтане»?

- Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?

(«Белочка», «Богатыри», «Царевна – Лебедь»)

Давайте вспомним как об этих чудесах рассказывает Пушкин.

Дети читают отрывки из сказки

Поиграем в композиторов.

А для начала вспомним про трех китов в музыке. Как их зовут?

(песня, марш, танец)

СЛАЙД 16

- Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема «Белочки»?

Фрагмент фильма

СЛАЙД

- Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

СЛАЙД

- А тему «Царевны – Лебедь» вы написали бы?

- Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского - Корсакова.

Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков - слушание

- Итак: «Белочка» - танцевальный характер, звучала флейта.

- А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?

- Её сочинил композитор? (нет).

(исполним русскую народную песню «Во саду ли в огороде» используя музыкальный инструмент ТРЕУГОЛЬНИК.

СЛАЙД

- «Богатыри» - маршевый характер, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.

СЛАЙД

- « Царевна – Лебедь» - песенный характер, скрипка, арфа, гобой. Особенно глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди. Две стороны его - фантастическая и реальная — воплощены в контрастных типах мелодии: первый основан на мотивах в основном инструментального характера

СЛАЙД

второй — на народно-песенных интонациях.

СЛАЙД

-ИТОГ: Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев!

Мы услышали замечательные изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова.

Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и «музыкальный художник». Согласны?

- Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.

- Дома вы попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.Римский- Корсаков музыкой. Раскрасьте рисунок и вспомните к какому фрагменту сказки он относится (иллюстрации к опере нарисовал русский художник Михаил Врубель).

-С какой сказкой мы сегодня познакомились благодаря музыке Н.А. Римского-Корсакого и стихам А.С. Пушкина?

- Кто знает полное название сказки?

Итог урока:

- Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, попробовали себя в роли композиторов. Дома вы попробуете себя и в роли художников (нарисуете иллюстрации к музыке).

- Урок мы закончим песней «Сказки гуляют по свету» - исполнение.



- Итак, что о сказках хочется сказать?

- Хочется воскликнуть: все вместе «Что за прелесть эти сказки!»

- Оценки за урок

- Выход под музыку






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей