СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что за прелесть эти сказки: "Три Чуда"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал открытого урока с использованием современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Что за прелесть эти сказки: "Три Чуда"»

Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Три Чуда».

Цель урока: создать и сформировать, новые ощущения красоты сказок А. С. Пушкина, путём восприятия – знакомства с музыкой Н. А. Римского-Корсакова. Явить и обосновать связь музыки с другими видами искусств.

Задачи: Обучающие:

1.Обучать умению образного восприятия, сосредоточенного слушания музыки и умению излагать свои мысли о ней, «проникая вглубь» замысла как литературного, так музыкального произведения.

2. Формировать знания о том, что музыка способна быть живописной, а живопись, музыкальной. Особое внимание обращено к понятиям «контраст, музыкальная иллюстрация, симфонический оркестр и музыкальный сказочник»

3. Использовать поэтические пласты с музыкальными.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность учащихся, их способность овладевать знаниями и умениями в самостоятельной деятельности, касающейся слушания музыки Н. А. Римского-Корсакова и поэтического материала А. С. Пушкина к уроку…

  2. Развивать творческие способности учащихся, путём осмысленного применения знаний о средствах музыкальной выразительности. Использовать музыкальную терминологию при оценивании музыки.

  3. Развивать Художественное и логическое мышление, воображение, восприятие на основе стиля музыки Н. А. Римского-Корсакова, поэзии А. С. Пушкина и предметов живописи и кинематографии запечатлевших этот тематизм.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к классической музык, поэзии и искусству в целом.

2. Воспитывать чувство прекрасного, осознавая великую силу музыки, поэзии, изобразительного искусства, театра, кинематографа в судьбах героев…

3. Воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной и поэтической культуры и иных видов искусства.

4. Расширять музыкальные и поэтические впечатления формируя эстетический вкус.

Тип урока: Комбинированный (новые и прежние знания)

Вид урока: Интегрированный

Форма проведения урока: Урок – путешествие

Средства обучения: Учебники, творческие тетради, детские рисунки по теме урока (прежних лет).

Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова и поэта А. С. Пушкина:

Симфоническая картина «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» /









Материал из Интернт-ресурса по ссылке – https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%A2%D1%80%D0%B8+%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B0/.

Технические средства.

Фортепиано, проектор, интерактивная доска.

Структура урока:

Организационный этап и приветствие (2 мин.)

Сообщение темы урока и вступительное слово (3 мин.)

Этап объяснения нового материала, слушание стихов, музыки. Рассуждения о услышанном и увиденном в ходе идущего времени урока. Краткая запись по материалу урока (20 мин.)

Музыкальная релаксация: гимнастика глазами и верхней частью корпуса тела (3 мин.)

Настрой на исполнение и само исполнение песни (3 мин.)

Этап закрепления полученных знаний (2 мин)

Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)

Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная творческая работа) (1 мин)

Повторный просмотр полюбившегося «Чуда» из трёх и вход из класса под музыку (2 мин)



Ход урока

Ребята входят в класс под музыку – «Шествие князей из оперы-балета «Млада»»

https://www.youtube.com/watch?v=ieSFBiWc7Tk&ab_channel=%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0-Topic

-Здравствуйте ребята.

-/ В ответ на приветствие учителя – дети приветствуются кивком головы/.

- Понимаю, что музыка, под которую вы вошли в класс вам понравилась. Вы так горделиво приняли осанку и сосредоточили своё внимание. Правда?

-Да.

- По характеру и стилю она даже показалась, возможно, знакомой. Если это так – молча поднимите руки.

- /Дети поднимают руки/.

- Вы вошли под музыку русского композитора – классика Николая Андреевича Римского-Корсакова. Садитесь. Это «Шествие князей из оперы-балета «Млада»»

Сегодня мы будем говорить о том, как сказки являют нам чудеса. А когда сказка становится оперой, то музыка придаёт ей не с чем не сравнимую выразительность, образность, художественность. Появляется явственное ощущение «музыкальной живописи» У каждого Чуда в операх-сказках своя мелодия, своя гармония, своя музыка. У каждой чудесной картины свои неповторимые краски.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение, прежде всего, в литературе затем композитор, вдохновившись сочиняет музыку, придавая ей ту или иную музыкальную форму, а художник создаёт художественные полотна.

Если это всё «встречается» в театре (поэтическое слово, музыка, декорации, художественно выполненные костюмы, то мы можем стать участниками великолепного действа. Это будет?







-Опера!

-Молодцы. Правильно!

- Слушайте и догадайтесь. Кто автор и откуда, я взяла эти поэтические строки?

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя родила Богатыря!





-Это «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне-Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина /Дети обязательно упоминают того, кто им эту сказку читал/.

- Смотрите у нас на нашей доске иллюстрации художников к этой сказке и к другим сказкам. Давайте отберём и оставим те, что относятся к сказке о Царе Салтане /выходят дети и движением рук производят отбор нужного материала с помощью всего класса/.

-Хорошо.

Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин, а значит присутствуют и Чудеса. В

Открываем книги на стр. 50-51. Открываем свои тетрадки и записываем тему нашего урока /Дети записывают тему урока/. Запишите в тетрадь симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского- Корсакова. В каждой сказке чудеса. А внутри этой оперы, композитор создал симфоническую картину. Нам предстоит самим, представить какими предстанут перед нами герои, о которых будет идти музыкальное повествование.

- Послушайте, как описывает Белочку А. Пушкин - /Читаю легко, игриво, слегка поднимая плечи и качая немного головой/ -

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,


А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут».


- Если бы вы были композиторам, то в каком жанре была бы у вас тема «Белочки» - в жанре песни, танца или марша?

- Песня и танец.!

Послушайте, как описывает Богатырей А. Пушкин - / Читаю эмоционально, подчёркнуто/-

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!»



- Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

-Маршевая!





- О «Царевне – Лебедь» пишет так-

/Читаю на распев очень выразительно, певуче на одной высоте, подчёркивая напевность/-


За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво».





- Песенная!

-Запишем названия всех трёх Чудес в тетрадь /записывают…/

- Итак, в опере у каждого чуда, своя музыкальная тема –яркая картинка, только написанная не красками, а звуками. Давайте сравним свои предположения с музыкальным видением самого композитора Н. А. Римского-Корсакова. Слушаем. / Вопросы и ответы к слушанию:

- Какую песенку композитор использует, чтобы показать нам белочку. Как она звучит?

- Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал русский народный инструмент – балалайку. Песня «Во саду ли, в огороде».

- Какой инструмент исполняет тему белочки? Её присвистывает самый высокий инструмент оркестра?

– флейта - пикколо (маленькая флейта)/.

-Послушаем и представим Второе чудо «Тридцать три богатыря».

/Вопросы и ответы к слушанию: - Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков характер?

В оркестре слышен грозный шум, кипенье морского прибоя и на его фоне звучит богатырский марш/.

И вот третье чудо «Царевна -Лебедь». /Вопросы и ответы к слушанию:

-Кого композитор изображает этой мелодией?

- Что вы представили, слушая Третье чудо?

Каков характер музыки?

Какие инструменты услышали? - Музыка рисует чудесное превращение Лебедь - птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты, арфа/.

- Если бы вы были художниками. Как бы вы украсили сцену этой оперы? (Дети дают ответы, тем самым определяется на сколько они живописно себе представили музыкальное произведение/.

- Поднимаемся ребята и после плодотворного труда, дадим себе небольшой отдых - / Музыкальная релаксация: гимнастика глазами и верхней частью корпуса тела/.

Садитесь. Как красиво сказка вошла сегодня к нам, и мы обогатили свои знания ещё на порядок, а разве природа, из которой черпают вдохновения все представители искусства не сказочна тем, что дарит нам смену времён года, красоту пейзажа, пение птиц и многое-многое другое? Сейчас, за окном осень. Любимое время года А. С. Пушкина, герои сказки, которого сегодня представали перед нами, а у нас есть песня о сказочной красоте осенней природы.

- Споём?

-Да. /Ребята исполняют песню «Волшебная папаха»

Подведём итог нашего урока. Вот мои вопросы:

- Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?

- Какими чудесами наполнил А. С. Пушкин свою сказку?

- Какой композитор сочинил оперу по «Сказка о царе Салтане»?

- Какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «Белка песенки поет да орешки все грызет»?  /Дети отвечают в тетради писменно и кратко. Читают ответы/.

- Молодцы ставлю вам пятёрки!

/Звенит звонок. Ребята встают, кивком головы прощаются с учителем и выходят под фрагмент из оперы, который демонстрируется на интерактивной доске/.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей