Урок музыки в 4 классе
Тема урока: «Три Чуда».
Цель урока: создать и сформировать, новые ощущения красоты сказок А. С. Пушкина, путём восприятия – знакомства с музыкой Н. А. Римского-Корсакова. Явить и обосновать связь музыки с другими видами искусств.
Задачи: Обучающие:
1.Обучать умению образного восприятия, сосредоточенного слушания музыки и умению излагать свои мысли о ней, «проникая вглубь» замысла как литературного, так музыкального произведения.
2. Формировать знания о том, что музыка способна быть живописной, а живопись, музыкальной. Особое внимание обращено к понятиям «контраст, музыкальная иллюстрация, симфонический оркестр и музыкальный сказочник»
3. Использовать поэтические пласты с музыкальными.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся, их способность овладевать знаниями и умениями в самостоятельной деятельности, касающейся слушания музыки Н. А. Римского-Корсакова и поэтического материала А. С. Пушкина к уроку…
Развивать творческие способности учащихся, путём осмысленного применения знаний о средствах музыкальной выразительности. Использовать музыкальную терминологию при оценивании музыки.
Развивать Художественное и логическое мышление, воображение, восприятие на основе стиля музыки Н. А. Римского-Корсакова, поэзии А. С. Пушкина и предметов живописи и кинематографии запечатлевших этот тематизм.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к классической музык, поэзии и искусству в целом.
2. Воспитывать чувство прекрасного, осознавая великую силу музыки, поэзии, изобразительного искусства, театра, кинематографа в судьбах героев…
3. Воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной и поэтической культуры и иных видов искусства.
4. Расширять музыкальные и поэтические впечатления формируя эстетический вкус.
Тип урока: Комбинированный (новые и прежние знания)
Вид урока: Интегрированный
Форма проведения урока: Урок – путешествие
Средства обучения: Учебники, творческие тетради, детские рисунки по теме урока (прежних лет).
Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова и поэта А. С. Пушкина:
Симфоническая картина «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» /
Материал из Интернт-ресурса по ссылке – https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%A2%D1%80%D0%B8+%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B0/.
Технические средства.
Фортепиано, проектор, интерактивная доска.
Структура урока:
Организационный этап и приветствие (2 мин.)
Сообщение темы урока и вступительное слово (3 мин.)
Этап объяснения нового материала, слушание стихов, музыки. Рассуждения о услышанном и увиденном в ходе идущего времени урока. Краткая запись по материалу урока (20 мин.)
Музыкальная релаксация: гимнастика глазами и верхней частью корпуса тела (3 мин.)
Настрой на исполнение и само исполнение песни (3 мин.)
Этап закрепления полученных знаний (2 мин)
Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)
Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная творческая работа) (1 мин)
Повторный просмотр полюбившегося «Чуда» из трёх и вход из класса под музыку (2 мин)
Ход урока
Ребята входят в класс под музыку – «Шествие князей из оперы-балета «Млада»»
https://www.youtube.com/watch?v=ieSFBiWc7Tk&ab_channel=%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0-Topic
-Здравствуйте ребята.
-/ В ответ на приветствие учителя – дети приветствуются кивком головы/.
- Понимаю, что музыка, под которую вы вошли в класс вам понравилась. Вы так горделиво приняли осанку и сосредоточили своё внимание. Правда?
-Да.
- По характеру и стилю она даже показалась, возможно, знакомой. Если это так – молча поднимите руки.
- /Дети поднимают руки/.
- Вы вошли под музыку русского композитора – классика Николая Андреевича Римского-Корсакова. Садитесь. Это «Шествие князей из оперы-балета «Млада»»
Сегодня мы будем говорить о том, как сказки являют нам чудеса. А когда сказка становится оперой, то музыка придаёт ей не с чем не сравнимую выразительность, образность, художественность. Появляется явственное ощущение «музыкальной живописи» У каждого Чуда в операх-сказках своя мелодия, своя гармония, своя музыка. У каждой чудесной картины свои неповторимые краски.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение, прежде всего, в литературе затем композитор, вдохновившись сочиняет музыку, придавая ей ту или иную музыкальную форму, а художник создаёт художественные полотна.
Если это всё «встречается» в театре (поэтическое слово, музыка, декорации, художественно выполненные костюмы, то мы можем стать участниками великолепного действа. Это будет?
-Опера!
-Молодцы. Правильно!
- Слушайте и догадайтесь. Кто автор и откуда, я взяла эти поэтические строки?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя родила Богатыря!
-Это «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне-Лебеди» Александра Сергеевича Пушкина /Дети обязательно упоминают того, кто им эту сказку читал/.
- Смотрите у нас на нашей доске иллюстрации художников к этой сказке и к другим сказкам. Давайте отберём и оставим те, что относятся к сказке о Царе Салтане /выходят дети и движением рук производят отбор нужного материала с помощью всего класса/.
-Хорошо.
Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин, а значит присутствуют и Чудеса. В
Открываем книги на стр. 50-51. Открываем свои тетрадки и записываем тему нашего урока /Дети записывают тему урока/. Запишите в тетрадь симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского- Корсакова. В каждой сказке чудеса. А внутри этой оперы, композитор создал симфоническую картину. Нам предстоит самим, представить какими предстанут перед нами герои, о которых будет идти музыкальное повествование.
- Послушайте, как описывает Белочку А. Пушкин - /Читаю легко, игриво, слегка поднимая плечи и качая немного головой/ -
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
- Если бы вы были композиторам, то в каком жанре была бы у вас тема «Белочки» - в жанре песни, танца или марша?
- Песня и танец.!
Послушайте, как описывает Богатырей А. Пушкин - / Читаю эмоционально, подчёркнуто/-
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
- Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?
-Маршевая!
- О «Царевне – Лебедь» пишет так-
/Читаю на распев очень выразительно, певуче на одной высоте, подчёркивая напевность/-
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
- Песенная!
-Запишем названия всех трёх Чудес в тетрадь /записывают…/
- Итак, в опере у каждого чуда, своя музыкальная тема –яркая картинка, только написанная не красками, а звуками. Давайте сравним свои предположения с музыкальным видением самого композитора Н. А. Римского-Корсакова. Слушаем. / Вопросы и ответы к слушанию:
- Какую песенку композитор использует, чтобы показать нам белочку. Как она звучит?
- Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал русский народный инструмент – балалайку. Песня «Во саду ли, в огороде».
- Какой инструмент исполняет тему белочки? Её присвистывает самый высокий инструмент оркестра?
– флейта - пикколо (маленькая флейта)/.
-Послушаем и представим Второе чудо «Тридцать три богатыря».
/Вопросы и ответы к слушанию: - Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков характер?
В оркестре слышен грозный шум, кипенье морского прибоя и на его фоне звучит богатырский марш/.
И вот третье чудо «Царевна -Лебедь». /Вопросы и ответы к слушанию:
-Кого композитор изображает этой мелодией?
- Что вы представили, слушая Третье чудо?
Каков характер музыки?
Какие инструменты услышали? - Музыка рисует чудесное превращение Лебедь - птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты, арфа/.
- Если бы вы были художниками. Как бы вы украсили сцену этой оперы? (Дети дают ответы, тем самым определяется на сколько они живописно себе представили музыкальное произведение/.
- Поднимаемся ребята и после плодотворного труда, дадим себе небольшой отдых - / Музыкальная релаксация: гимнастика глазами и верхней частью корпуса тела/.
Садитесь. Как красиво сказка вошла сегодня к нам, и мы обогатили свои знания ещё на порядок, а разве природа, из которой черпают вдохновения все представители искусства не сказочна тем, что дарит нам смену времён года, красоту пейзажа, пение птиц и многое-многое другое? Сейчас, за окном осень. Любимое время года А. С. Пушкина, герои сказки, которого сегодня представали перед нами, а у нас есть песня о сказочной красоте осенней природы.
- Споём?
-Да. /Ребята исполняют песню «Волшебная папаха»
Подведём итог нашего урока. Вот мои вопросы:
- Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?
- Какими чудесами наполнил А. С. Пушкин свою сказку?
- Какой композитор сочинил оперу по «Сказка о царе Салтане»?
- Какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «Белка песенки поет да орешки все грызет»? /Дети отвечают в тетради писменно и кратко. Читают ответы/.
- Молодцы ставлю вам пятёрки!
/Звенит звонок. Ребята встают, кивком головы прощаются с учителем и выходят под фрагмент из оперы, который демонстрируется на интерактивной доске/.