Конспект викторины в подготовительной группе «Что
за прелесть эти сказки…»
Автор: Тимошенко Светлана Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ детский сад №2
Программное содержание: закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях сказочного жанра.
Материал и оборудование: книги со сказками: Ш. Перро: «Подарки феи», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Золушка, или хрустальная туфелька», «Спящая красавица»; А.С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; Х.К.
Андерсен: «Гадкий утенок», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Пастушка и трубочист», «Стойкий оловянный солдатик»; загадки; иллюстрации с героями разных сказок; предметы: скалка, яичко, перышко, стрела, пирожок, яблоко, колечко,
дудочка, горошина, снежинка, красная шапочка, репка.
Ход занятия.
Дети делятся на две команды. Командам даются названия. Воспитатель объясняет условия викторины: кто сможет набрать большее количество очков, тот и будет победителем. Далее представляет членов жюри.
I задание «Знатоки сказок».
Дети получают по конверту, в котором портреты писателей (Ш. Перро, Х.-К.
Андерсен, А.С. Пушкин). На столах у каждой команды лежат книги со сказками. Дети должны определить, кто из писателей написал ту или иную сказку, и правильно разложить на столе.
Книги для первой команды. Ш. Перро: «Подарки феи», «Красная Шапочка», «Кто в сапогах».
А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Х.К.
Андерсен: «Гадкий утенок», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Снежная королева».
Книги для второй команды. Ш. Перро: «Мальчик-с-пальчик», «Золушка, или хрустальная туфелька», «Спящая красавица». А. С. Пушкин: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Х.К. Андерсен: «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Пастушка и трубочист», «Стойкий оловянный солдатик».
II задание «Сказочные загадки».
Загадки для первой команды.
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого Людоеда победил. (Кот в сапогах)
***
К лесу передом стоит И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка,
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)
***
Был друг у Ивана Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его И богатым. (Конек-горбунок)
***
С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
(Карлсон)
***
Загадки для второй команды.
Что старик закинул в море,
Чтобы рыбку изловить,
Чтоб старухе не простою,
А хозяйкой моря быть? (Невод)
***
Много серебра и злата
***
Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана Живет на болоте. (Царевна-лягушка)
Щуку я в пруду поймал И желанье загадал.(Емеля)
III задание «Выбери героев одной сказки».
Вы героев выбирайте И нам сказку называйте.
Первая команда из набора предложенных картинок выбирает героев из русской народной сказки «Теремок».
Вторая команда из набора предложенных картинок выбирает героев из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
IV задание «Назови сказку».
На картинку посмотрите,
Сказку вместе назовите.
Дети должны, каждый, взять иллюстрацию к сказке и назвать ее.
Иллюстрации к русским народным сказкам для первой команды: «Зимовье зверей», «Пых», «Хвосты», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Петух и жерновцы», «Волшебная дудочка», «Хрустальная гора», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Иллюстрации к русским народным сказкам для второй команды: «Крылатый,
мохнатый да масленый», «У страха глаза велики», «Хаврошечка», «Снегурочка», «Марья Моревна», «Иван царевич и серый волк», «Семь Семеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка».
Физкультурная минутка «Сказки».
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
Мы - славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).
V задание «Веселые вопросы».
Вопросы для первой команды.
Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).
В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).
Мальчик-луковка? (Чиполлино).
Героиня какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).
Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).
Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).
Вопросы для второй команды.
Герой джунглей? (Маугли).
Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).
Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).
В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).
Деревянный мальчик? (Буратино).
С каким предметом Оле-Лукойе не расставался? (С зонтиком).
VI задание «Из какой сказки предмет?».
Предметы лежать на общем столе. Дети должны выбрать предмет и назвать,
из какой он сказки.
Скалка («Лисичка со скалочкой»), яичко («Курочка Ряба»), перышко
(«Финист - ясный сокол»), стрела («Царевна-лягушка»), пирожок («Гуси-
лебеди»), яблоко («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»), колечко
(«Волшебное колечко»), дудочка («Волшебная дудочка»), горошина
(«Принцесса на горошине»), снежинка («Снежная королева»), красная шапочка («Красная Шапочка»), репа («Репка).
Подведение итогов и награждение: воспитатель дарит детям новые книги
со сказками.