СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что же такое лэпбук?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационное обучение

Просмотр содержимого документа
«Что же такое лэпбук?»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех сегодня собравшихся на данном мероприятии!. Меня зовут Елена Николаевна.

- Коллеги, педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас – специалист высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

(Упражнение на установление контакта с участниками мероприятия):

- Итак, если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.

- Сегодня я познакомлю Вас, а тем, кто уже слышал, напомню о новом способе систематизации знаний.

Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования – «инновационного обучения».

В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научиться учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Не для кого не секрет, что в настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности, подразумевают, что педагогу важно уметь эффективно выстраивать партнерское взаимоотношение с родителями для решения образовательных задач, ориентируясь на требования ФГОС.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научится перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Учителем физики и информатики работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. В этом мне как учителю очень помогло новое средство развития познавательных способностей. Я нашла для себя и своих учеников новый хороший способ закрепления и осмысления определенной темы, проведения исследовательской работы, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Это – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения, представляющее собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Это книга, которую дети, педагог, родитель собирают, склеивают из отдельных частей в единое целое, творчески оформляют, используя, всевозможные формы, цвета.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук – это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Самая главная ценность «лэпбука» - он позволяет ребёнку быть участником всего процесса, на любом из его этапов.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети с разными возможностями (можно выбрать задания под силу каждому). Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. А может быть еще и формой представления итогов проекта. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактном виде. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  1. Проблема – целеполагание, выход на тему.

  2. Планирование – разработка лэпбука.

  3. Поиск информации – выполнение.

  4. Продукт.

  5. Презентация результата проекта.

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

В результате работы с лэпбуком у детей развиваются универсальные умения, такие как:

  • умение планировать предстоящую деятельность;

  • договариваться со сверстниками;

  • распределять обязанности;

  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков:

  • ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;

  • структурирует большой объем данных;

  • побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

  • может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;

  • развивает творческое мышление;

  • простой способ запоминания;

  • подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей (можно выбрать задания по силам каждому);

  • форма представления итогов проекта.

На основе анализа изученных материалов, а также опыта работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме, были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности. Эффективность применения лэпбуков позволила предложить возможность его использования в других образовательных областях.

Результаты наблюдений показывают, что дети активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повышается познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Одним из показателей результативности использования лэпбуков в образовательной деятельности является наличие положительных результатов.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин.

Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, творчески подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний. Работа над лэпбуком опирается на принцип «ничего готового детям» и создает условия для совершенствования самостоятельных открытий.

Подводя итог, необходимо отметить, что несмотря на многочисленные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации, подбору информации и способах ее оформления. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогли бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и обработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!