СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Чтоб грамотными быть, так надобно умение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

мКопейка рубль бережёт. И рубль – не рубль без копейки. Все деньги очень любят счёт, Но не бумажные наклейки. А без копейки нет рубля, Не полноценная банкнота.  

Просмотр содержимого документа
«"Чтоб грамотными быть, так надобно умение"»


Областное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»









Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности «Что такое деньги, и какими они бывают» 4 класс









2020г.


Технологическая карта занятия по финансовой грамотности


Ф.И.О.

Дроздова Татьяна Васильевна

Класс

4

Предмет

Занятие по курсу внеурочной деятельности по финансовой грамотности

Тема

Что такое деньги, и какими они бывают

Цель занятия:

создание условий для формирования начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров

Задачи

• рассмотреть выгоды обмена,

• объяснить неудобства бартера и причины появления денег,

• познакомить учащихся с историей денег.

• способствовать формированию экономического образа мышления;

• воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических

отношений в быту;

• формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения

элементарных вопросов в области экономики.


Компетенции


  • Объяснять выгоды обмена.

  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.

  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Планируемые результаты

Предметные

  • содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;

  • о функциях денег в жизни человека;

  • познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;

  • в результате практических действий и наблюдений решать задачи с денежными расчётами.

Метапредметные

регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.

Личностные

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Основные понятия и термины

Товар. Обмен. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Монеты. Бумажные деньги. Купюры. Номинал. Электронные деньги. Валюта.

Технологии занятия:

Технология развивающего обучения, ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, литературное чтение

Образовательные ресурсы

Федин, C. Н. «Финансовая грамотность: материалы для учащихся». 3-4класса.

Оборудование

Экран, компьютер, проектор.




Ход занятия

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

  1. 1. Организация класса на работу. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

никому не тесно,
По секрету скажу вам:

"Будет интересно!

 Слушают, настраиваются на работу

 

2.Предъявление практической задачи

Ребята, вы хотите узнать, что называют «великим изобретением человечества»? Разгадку вы найдете в стихотворении. Послушайте внимательно.


Копейка рубль бережёт.
И рубль – не рубль без копейки.
Все деньги очень любят счёт,
Но не бумажные наклейки.
А без копейки нет рубля,
Не полноценная банкнота.
Как ты его не округляй,
Ну, не хватает в нём чего-то.
И так, и эдак, нет рубля!
Коль не комплект, тут всё едино.
Про доллар лучше промолчу
И промолчу пока про евро.
Я тратить нервы не хочу.
Тут никаких не хватит нервов.
Лишь уточню такой момент,
Проводим ту же процедуру,
Берём от доллара лишь цент
И обесценилась купюра.
Что с них, казалось бы, возьмёшь?
Да, в том то, значит, и проблема:
Копейка, цент иль медный грош –
Основа денежной системы!

Г. Миронов

- О чем идет речь в стихотворении?


Разгадывают загадку стихотворения



























Получается слово

«Деньги"

3.Определение темы занятия. Целеполагание.

Подготовить учащихся к открытию нового знания.

Сформулировать тему и поставить цель занятия.

- Сформулируйте тему нашего занятия, (ответы детей)

Да, мы будем говорить о деньгах. Наша тема: «Что такое деньги, и какими они бывают».

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну «Финансовой грамотности». Это страна, где мы будем учиться грамотно и правильно распоряжаться денежными средствами. Путешествие начинается.


Первая станция «Путешествие в историю денег».


Деньги это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Беседа по вопросам

Что вы знаете о деньгах?

- Что хотите узнать?

Участвуют в беседе, слушают друг друга



Слайд1









4.Актуализация.

Эвристическая беседа

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

Путешествие в историю денег.

- Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.

Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».


- Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет) Почему?

Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.

















Отвечают на вопрос






Получается, какой-то беспорядок!



5.Освоение нового материала






-Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как изучите информацию «Что такое деньги, и какими они бывают».

Я вам предлагаю посмотреть видеоролик « Что такое деньги»

- Что, вы узнали для себя интересного в видеоролике?

Что такое деньги, и какими они бывают?








Отвечают. Анализируют.



Просмотр видеоролика






6. Игра

















Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.

– Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что до изобретения денег, люди обменивались товарами, то есть производили обмен, предлагаю поиграть в игру «Давай обменяемся».

Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы, куры, овцы, продукты питания и многое другое.

На столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.

(Например, Соня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Никита: есть курица, нужна собака; Илья: есть собака, нужен цыпленок.)


Игра (Приложение 1)

Обсуждение:  

-Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?


– Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

Дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.









Ответы детей подвести примерно к следующим:

1) Затрачивается много времени.

2) Сложность и неудобство поиска.

3) Обмен может сорваться.


Тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись. (Соня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашла, что курица есть у Никиты, но он не хотел меняться на цыпленка. Ему нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ученика. Им оказался Илья. У него была собака, и ему нужен был цыпленок. Я обменяла у него моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Никиты.

7.Продолжение работы по теме занятия

- Такие деньги назывались - товаро - деньги. Их можно было обменять на другие товары или использовать в своём хозяйстве по прямому назначению.

- Как считаете, удобными были эти деньги? Почему? (нет)

Овец и быков нужно где- то держать и кормить. Продукты же, от долгого хранения портятся.

Меха ест моль. Людям были нужны практичные деньги. Чтоб можно было носить их с собой и в любой момент купить крупную вещь или мелкую. Во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.

Слушают,


участвуют в беседе,


высказывают предположения




–Так, что же придумали люди, для того чтобы облегчить себе жизнь, обмениваясь товарами друг с другом?

Ответы детей

(изобрели деньги)


8.Физ. минутка







9.Продолжение работы по теме занятия в игровой форме.







































































- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?

Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет – топаете:

Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон, здоровье.

Физ. минутка видеоролик


Наше путешествие по стране

«Финансовой грамотности» продолжается! Мы разделимся на две команды. Каждая команда будет выполнять задания, и получать деньги-жетоны за свою работу на каждой станции. В конце урока мы подсчитаем

количество заработанных жетонов и

определим, какая команда победитель.

Выбираем капитанов команд.

Вторая станция «Супермаркет»

Задание 1

Вопросы:

- Ребята что такое супермаркет?

(крупный магазин самообслуживания)

1 команде – Может ли человек купить все. Что ему захочется?

2 команде – Что не купишь ни за какие деньги?

1 команде – Как называют человека, продающего товар?

2 команде – Как называют человека, покупающего товар?

1 команде – Чем отличается супермаркет от обычного магазина?

2 команде – Для чего в супермаркете ставят большие тележки?

1 команде – Как найти в супермаркете самый дешевый товар?

2 команде – Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего? (товар, который магазин хочет быстрей продать, товар со скидкой и сладости).


Задание 2 (Приложение 2)

- Вы пришли в магазин за покупками.

Расположите по порядку действия, которые вы должны предпринять, совершая покупку в супермаркете.

Разложите в правильном порядке карточки (карточки смешиваются)

Взять тележку.

Выбрать продукты

Проверить сроки годности.

Занять очередь в кассу.

Выложить продукты из тележки.

Оплатить покупки.

Получить сдачу.

Проверить чек.




Задание 3

Знакомо вам слово-товар? Что такое товар?

( товар – это вещь, продукт, который мы покупаем или продаем)

(изображение продуктов питания на карточках)

- Выберите основные продукты питания для продовольственной корзины для вашей семьи на месяц.

Подумайте, какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?

1) молоко

2) яйцо
3) майонез

4) картофель

5) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)
6) сухофрукты
7) соль
8) креветки

9) кондитерские изделия

10) сельдь
11) финики сушеные
12) маринады
13) мясо
14) орешки соленые
15) конфеты
16) чипсы

17) мясо


Третья станция «Денежная»
- Внимание задание № 1. Отвечает каждая команда, письменно. Какие бывают деньги, из чего они сделаны? Напишите ответ.

- Деньги – бумажные, металлические (монеты), электронные деньги (пластиковые карты)

(Показываю на примере купюры, монеты, карты)

- Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Как правило, монеты имеют форму круга. Монеты удобны для обмена, так как они прочны, компактны и могут обладать значительной ценностью, если изготовлены из драгоценных металлов. В России монеты появились в 10 веке!

А вот бумажные деньги, которыми так привыкли пользоваться мы с вами, - самые молодые. В России они появились только в 18 веке, при императрице Екатерине. Они удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок.

Изготовление фальшивых денег является преступлением. В России за изготовление, хранение и использование фальшивых денег могут посадить в тюрьму на 15 лет!





Вопрос 1 команде:

-  Что такое деньги?

( Деньги - средство оплаты товаров и услуг, средство

накопления)

Вопрос 2 команде:

- Как люди пользуются деньгами?

Почему люди обменивают деньги на товар и товар на деньги?

Задание №2

Вопрос 1 команде:

- Что такое купюры?

- Купюра обязательно имеет номинал. Что такое номинал? Это ценность купюр.

Вопрос 2 команде:

- Определите, какого номинала эта купюра? (показываю купюру номиналом «100» рублей).

- Какой имеет цвет ценник на товар со скидкой в супермаркете? (синий, зеленый, желтый).



Задание № 3

Поиграем в подвижную игру: «Угадай номинал купюры»

Выстраиваются две команды в шеренги. Добегают до корзины с купюрами разного номинала и достают купюру номиналом «50» рублей. Кто из команд быстрее выполнит задание.


Четвертая станция «Банк» (Приложение 3)

Задание № 1

- Ребята вам, конечно, приходилось слышать слово банк? Вы, наверное, и сами бывали в банке.

Банк – это организация. Но, чем же она занимается?

Сейчас каждая команда получит одинаковое задание. Определите, какие функции выполняет банк. Выберите карточки с правильными ответами.

- Что такое банк?

Банк – это организация, которая работает с деньгами. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другое.



Задание № 2 «Решите задачу»

-Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем:

Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

Вопросы капитанам команд:

- Что такое валюта? (денежная единица государства), (обозначение денег разных государств)

- Какие виды валюты вы знаете?

- Какая официальная валюта в России?

- Что такое наличные деньги?

- Что такое безналичные деньги? (пластиковые карты, интернет мобильные приложения)

- Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

- Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

- Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

- На товаре быть должна обязательно… (Цена)

- Будут целыми, как в танке, сбережения ваши

в….(банке)

- Ребята, наше путешествие заканчивается. Но, мы еще вернемся в страну «Финансовой грамотности».


Слушают, выполняют действия




































































































































































Отвечают, выполняют подсчёт


















Слайд 2






















16 карточек





























Карточки каждой команде











Слайд 3





















































Слайд 4

























Слайд 5


10. Беседа по вопросам. Закрепление.

Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.


Проверка

- Что такое деньги?

Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство

измерения и средство сохранения стоимости.

Какие бывают деньги?

-Монеты, какого достоинства вы знаете?

- Перечислите известные вам купюры.




Высказывают и обосновывают

свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.



Слайд 6


11. Итог занятия:

Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания

–Так почему деньги называют великим изобретением человечества? (деньги облегчили жизнь людей в быту)

– Что нового узнали? Чему удивились?

- Что нельзя купить за деньги?

- Хотели бы вы научиться грамотно распоряжаться деньгами, денежными средствами?



Ответы



12. Рефлексия

Формировать умения оценивать собственную учебную деятельность

- Наше занятие подходит к концу.

Оцените свою работу на занятии. «Пантомима» Приложение 4.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. Подсчитываем заработанные баллы каждой команды и объявляем команду-победителя.


Анализируют свою деятельность.






Приложение 1



Игра: на столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.

(Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)


Приложение 2


1.Взять тележку.

2.Выбрать продукты

3.Проверить сроки годности

4.Занять очередь в кассу

5.Выложить продукты из тележки

6.Оплатить покупки

7.Получить сдачу

8.Проверить чек



Приложение 3


1.Банк лечит людей.

Банк лечит людей.

2.Банк занимается строительными

Работами


3.Банк продает продукты питания

Банк продает продукты питания


4.Банк принимает деньги на хранение

Банк принимает деньги на хранение


5.Банк выдает деньги вкладчикам

Банк выдает деньги вкладчикам


6.Банк предоставляет деньги в долг

Банк предоставляет деньги в долг


7.Банк принимает оплаты за квартиры, газ, свет и другое

Банк принимает оплаты за квартиры, газ, свет и другое




Приложение 4


Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.



3