Проект по истории:
«Чудеса Древней Греции»
Смоленск
2019
Содержание:
Введение
Колосс Родосский
Храм Парфенон
Кносский Дворец
Храм Аполлона
Храм Зевса Олимпийского
Театр
Олимпийские игры
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность нашей работы заключается в необходимости для современного человека изучения культурного наследия и знакомства с мировыми памятниками искусства.
Цель проекта: изучить информацию о чудесах Древней Греции, историю их происхождения.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Получить представление о чудесах Древней Греции, как о великих творениях античной культуры.
Колосс Родосский
Двадцать три столетия назад на Греческом острове Родос появилось настоящее чудо инженерной мысли и грандиозное произведение искусства, поразительное даже по сегодняшним меркам. Это была самая крупная скульптура в мире – Колосс Родосский. Данная статуя официально признана одним из «семи чудес света».
Колосс изображал Гелиоса, Бога Солнца и покровителя острова Родос. Жители Родоса верили, что именно он сотворил их остров самым прекрасным и солнечным на свете и самозабвенно поклонялись ему.
Столица острова, город Родос, была точным местом расположения статуи. К сожалению, остальная информация, уже не такая точная и не особенно подробная. Известно, что Колосс Родосский имел высоту более 30-ти метров, был сделан из бронзы. Строители использовали металлический каркас заполненный камнями и глиной. Но до сих пор не известно ни точного места расположения статуи, ни точного описания ее внешнего вида.
Есть много версий описания того, как выглядел Колосс Родосский. На одном из канонических изображений мы видим фигуру, стоящую с факелом в руках, а между ее расставленных ног неспешно проплывают суда, входящие в порт Родоса. Но большинство факторов указывают на то, что Колосс выглядел совершенно по-другому и вовсе не стоял как ворота в порт столицы острова.
На Родосе найдено немало изображений Бога Гелиоса. Ориентируясь именно на эти скульптуры и изображения, можно представить себе как именно выглядел Колосс Родосский. Бог Гелиос изображался прекрасным юношей, вокруг головы которого, нимбом располагались исходящие металлические лучи подобно лучам солнечного света.
Известное выражение: «Колосс на глиняных ногах», связано именно с этой знаменитой статуей и применяется ко всем сооружениям, прочным и величественным на вид, но хрупким по факту. После сильного землетрясения фигура Колосса Родосского, простояв чуть более 65-ти лет, переломилась в середине голеней, и все дальнейшие попытки вновь поднять ее на пьедестал оканчивались неудачей. Детали упавшей статуи пролежали на земле более 900 лет. В VII веке нашей эры остров оказался под властью арабов, которые не преминули обогатиться за счет статуи бога, которому не поклонялись. Крупные детали статуи были разделены и металлические листы проданы сирийским купцам. Ценная бронза оказалась в плавильных печах, и таков был финал удивительной истории одного из чудес света — Колосса Родосского.
Храм Парфенон
Храм Парфенон – один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя. Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине, которая также считается покровительницей всей Аттики.
Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.
До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11.
В наше время Парфенон – одна из главных достопримечательностей Афин и достояние всего человечества. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов.
Кносский дворец
Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а Кносский дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.
Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации.
Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков.
Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. На стенах были изображены фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у них считалась богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.
Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд.
Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Там каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций.
Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это есть в Кносском дворце. На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем.
Храм Аполлона
Семь возвышающихся колонн архаического храма - одна из самых узнаваемых достопримечательностей Коринфа – храм Аполлона. Он является лучше всего сохранившимся памятником VI в. до н. э. в материковой Греции.
Интерьер храма состоял из портика с каждой стороны и длинной центральной части - перекрытие, поделенного на два помещения перегородкой. Традиционная реконструкция плана представляет эту перегородку цельной, что позволяет предположить, что доступ в западное помещение осуществлялся через западный вход. Согласно другой точке зрения, в перегородке мог быть проделан проход, в этом случае, западное помещение могло быть внутренним святилищем. В любом случае, два ряда колонн были выстроены по всей длине здания и сформировали его интерьер. На холм можно было взойти по монументальной лестнице на южной стороне холма.
Внешний облик храма был иным в ту пору, когда его окружали здания богатого и многолюдного города. Прекрасная тонкая штукатурка, следы которой еще сохранились, и раскраска покрывали храм, смягчая нынешний его несколько суровый вид и добавляя к впечатлению мощи и героической масштабности черты исчезнувшего с веками великолепия.
Храм Зевса Олимпийского
В самом центре Афин, в 700 метрах на юго-восток от Акрополя возвышается группа колонн. Это всё, что осталось от некогда великолепного сооружения, самого большого святилища Эллады – храма Зевса Олимпийского.
История постройки храма Зевса Олимпийского, уникальна и растянулась более чем на 6 веков. Сооружение святилища было начато около 520 года до н. э. Он возводился при разных правителях. Проект здания был несколько раз серьёзно переработан. В 129-131 годах н. э. возведение храма Зевса Олимпийского, наконец, завершилось.
Масштабы замысла действительно впечатляли. Главным материалом служил известняк. Размеры фундамента составляли 41х108 метров. Храм был поистине величественным сооружением, гигантом античного зодчества. Длина самого здания составляла 96, а ширина 40 метров. Храм окружала двойная колоннада. Всего колоннада насчитывала 104 колонны высотой 17 метров.
В центральном зале храма находилась гигантская статуя Зевса. Статуя производила неизгладимое впечатление, взглянуть на неё приезжали паломники со всего римского мира.
Храм высоко почитался как греками, так и римлянами, которые видели в Зевсе своего верховного бога Юпитера. Многие императоры приезжали в Афины для церемоний в знаменитом святилище, а император Калигула, по легенде, даже попытался вывезти изваяние Зевса в Рим, однако при приближении рабочих статуя якобы расхохоталась, и рабочие категорически отказались к ней подходить.
С распространением христианства храм стал приходить в упадок. В 425 году было запрещено поклонение старым богам, и здание начало разрушаться. Нередкие землетрясения неотвратимо превращали заброшенный храм в руины. Приложили свою руку и люди, растаскивавшие элементы храма для постройки новых зданий. В конце концов, от грандиозного некогда сооружения уже мало что оставалось.
В настоящее время памятником былого великолепия остались лишь 15 возносящихся в небо стройных колонн. Здесь же лежит 16, поваленная ураганом в 1852 году. Сегодня храм Зевса Олимпийского – одна из самых известных достопримечательностей Афин, хотя только незаурядное воображение позволит представить всё величие одного из крупнейших святилищ Древнего мира.
Греческий театр
Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.
Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и об иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.
Как правило, все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх. Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.
Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже — из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:
За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.
Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.
Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.
Олимпийские игры Древней Греции
Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности, зародились как часть религиозного культа. Олимпийские игры проводились в священном месте Олимпия с 776 до н.э. по 394 н.э. один раз в четыре года. Всего было проведено 293 Олимпиады. Играм придавалось настолько большое значение, что в преддверии Олимпиады прекращались войны и объявлялось священное перемирие, чтобы атлеты и зрители могли беспрепятственно попасть из своих городов к месту игр.
Сами соревнования проходили на олимпийском стадионе. В V веке до н. э. его расширили, модернизировали, и он стал вмещать 40 тыс. зрителей. Его спортивное поле достигало в длину 212 метров, а в ширину 32 метра. Имелся также ипподром с длиной 700 метров и шириной 300 метров. Победителям на головы возлагали венки из оливковых листьев, а сами игры имели чрезвычайно важное политическое значение. Благодаря их зрелищности и популярности, эллинистическая культура распространялась по всему Средиземноморью.
К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли.
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе, его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Ему воздавались на родине и посмертные почести.
Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново они были возрождены в 1896 году.
Заключение
Итак, в нашей работе мы ознакомились с выдающимися культурными памятниками античной цивилизации, которые можно отнести к чудесам Древней Греции. Греки смогли создать уникальный и неповторимый опыт, создав произведения искусства огромной ценности для всего будущего человечества, выходящие за временные рамки. Сила и слава античного искусства оказалась вечной. И в этом древнем государстве, в котором нет современных технологий, родились и расцвели гигантские духовные культуры, не состарившиеся даже через тысячелетия.
Список литературы:
Греческие чудеса света. [Электронный ресурс]. URL: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/grecheskie-chudesa-sveta.html (дата обращения: 17.12.2019)
Микель Пьер. Всемирная история для детей. Древняя Греция / Пьер Микель. - М.: Олма-Пресс, 1999. 63 с.
Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р. Древний мир. Полная энциклопедия / Пер. А. Озерова. М.: Эксмо, 2007. 168 с.