СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чудесное превращение слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности по русскому языку по теме: "Чудесные превращения слов» содержит занимательные задания, которые способствуют расширению словарного запаса учащихся, развивают смекалку и интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Чудесное превращение слов»

«Чудесные превращения слов».

Цель: используя занимательные задания, развивать любознательность, смекалку, сообразительность по русскому языку, расширять словарный запас, формировать творческие, артистические способности детей, воспитывать интерес к изучаемому предмету,

предупреждать ошибки первоклассников, связанных с заменой одной буквы другой.


Ход занятий.

Стихотворение о русском языке А. Шибаева.

В день солнечный июльский-

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.


Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.


И в радости, и в грусти-

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как родина родной!


Учитель: Сегодня у нас очередное занятие внеурочной деятельности «Путешествие по стране Слов».

На прошлом занятии мы говорили о богатстве слов в русском языке. Вспомните, ребята, кто автор книги, по которой мы совершали путешествие, и как она называется.

Ученик: Автор этой книги Самуил Яковлевич Маршак, она называется «Весёлое путешествие от А до Я»

Учитель: А что мы узнали, побывав в этом путешествии?

Ученик: Мы узнали, что в русском языке много слов. Все они расположены в особых книгах – словарях - по порядку букв в алфавите.

Учитель: А сегодня мы будем говорить о чудесных превращениях слов в русском языке. Уже несколько месяцев вы учите русский язык и знаете, что каждая буква в слове должна стоять на своём месте.

Послушайте, что может случиться, если вдруг на место одной буквы встанет другая.

Неизвестно, как случилось

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И – хозяйничает в нём!


Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.


Посмотрите - ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Учитель: Какое слово должно быть в стихотворении?

Ученик: Маки

Учитель: Какая буква встала не на своё место? Что получилось при этой замене?

Ученик: Раки

Учитель: Оказывается, одна маленькая буква может превратить слово в другое.

Было –«маки», стало- «раки».

Послушаем ещё стихи и найдём в них слова с «заблудившимися» буквами.


Ученик1:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

(дом-сом)

Ученик2:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!

(лук-жук)

Ученик3:

Врач напомнил дяде Мите:

-Не забудьте об одном:

-обязательно примите

Десять цапель

Перед сном.

(цапель-капель)

Учитель: Вот что может натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на своё место- и все сразу стало понятно. Как важно написать букву там, где она нужна!

Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово становится не похожим на себя. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много.

Выполнив несколько занимательных упражнений, вы убедитесь в этом.

Слово может изменить смысл, если вставить в середину его или выбросить из середины букву.

Найдите букву, которая преобразовала кота в крота.

Жил-был кот,
Мышей ловил,
Молоко из блюдца
Пил.
Был он гладок,
Был он сер.
Вдруг явилась
Буква Р.
— Потеснитесь,
К и О!
Жил-был
Кот —
И нет его.
К нам во двор
Забрался
Крот.
Роет он
Подземный
Ход.

Ученик: Буква Р попала в середину слова кот и получилось слово крот.

Учитель: Различные превращения могут делать не только эта буква, но и другие буквы нашей азбуки.

В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Чтобы узнать, надо убрать одну букву.



хлев

коса

уточка

мрак

столб

полк

щель

удочка

зубр

волк

Учитель: Слово может изменить смысл, если добавить к слову букву.


  1. пена

  2. шар 2 1 4 3

  3. бор флот

  4. метр


Из слова флот будем брать по одной букве и добавлять в конец какого-то из четырёх слов. У нас должны получиться новые слова.


А теперь поиграем в игру «Два колодца».

Выберите ведро с нужной буквой и опустите в колодец. Должны получиться слова разные, отличающиеся лишь одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте вёдра.


УА

м…к л…к
б…к с…к
р…к б…к
л…к ж…к


Физкультминутка

Инсценировка «Вот что с буквами случилось» С. Погореловский

Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами ПОБЕДА. Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась Ёжику буква П.

- Поставлю ее перед своим домом. Хорошие ворота будут.

Взвалил букву на спину и унес.

Пришел медведь хмурый. Жаловаться стал:

- Нет у меня сегодня ОБЕДА. Эх, меду бы поесть! да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву О и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел

- Ой, где БЕДА? – заметался Зайчик.

Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, упала, а Зайчик умчался в лес.

Прилетел аист. Вкусное слово увидел: еда. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку с собой унес. Тут Баран пришел. Заблеял обиженно:

- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему:

- ДА.

Разозлился баран, разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква- А. Стоит одна – одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько: а-а-а!

Давайте утешим букву «А». Попросим ее превратить одни слова в другие. Вот слова, добавьте к ним букву «а» и скажите, изменилось ли значение слова?

рот - …, сорок - …, том - … .

А теперь настало время для отдыха. Послушайте стихи о приключения букв.


Не давали буквам дела,

Им безделье надоело!

Надоело им скучать,

И – пошли озорничать!


К

В карман

К монтёру-

Прыг!

А в кармане – Ролики.

Из кармана

В тот же миг

Выскочили…(кролики)


Как-то

Вздумали

Газели

С буквой Т

Затеять игры,

И за это

Чуть не съели

Их

Безжалостные…(тигры)


Как видите, одна лишняя буква в слове, и все становится по-иному. Буквы и в алфавите, и в словах любят твёрдый порядок, хорошо знают свои места. Не нарушайте этого порядка, помогайте буквам соблюдать правила русского языка.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

27.03.2019 10:00
Твердохлебова Валентина Григорьевна @twerdohlebovav
Беру в свою копилочку!
27.03.2019 10:00
Твердохлебова Валентина Григорьевна @twerdohlebovav
Замечательная работа!
27.03.2019 09:59
Твердохлебова Валентина Григорьевна @twerdohlebovav
Спасибо Вам, Марина Витальевна!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!