Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степновская школа Первомайского района Республики Крым»
Конспект урока
по литературному чтению
4 класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Шведова Нина Ивановна
2022/2023 учебный год
Тема урока. Обобщение знаний по теме «Чудесный мир классики».
Цель урока: скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики», создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий, способствовать развитию творческих способностей учащихся, содействовать воспитанию чувства гордости и восхищения отечественной литературой.
Формирование УУД:
Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
Познавательные :знать изученные литературные произведения и их авторов, знать основное содержание изученных произведений,уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.
Регулятивные: осваивать приёмы поиска нужной информации; уметь формулировать учебную задачу.
Личностные: формирование любви к литературе.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, раздаточный материал, шкатулка, предметы для обыгрывания, рисунки детей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
– Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся нашим гостям и друг другу….
2.Речевая разминка.
Упражнения для интонации: В зимний холод всякий молод. Слайд 1.
Прочитать с чувством радости, огорчения, с удивлением, нараспев.
3. Определение темы и целей урока. Дети определяют, рассмотрев иллюстрации.
Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудесный мир классики».
Слайд 2.
Давайте вспомним, что такое классика в литературе?
Слайд 3.Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
На нашем уроке мы подведём итоги: что дали нам эти уроки? Чему вы научились?
Выполнить задания нам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания.
4. Актуализация знаний.
Упражнение «Угадай произведение».
Досказать четверостишье. Назвать автора и произведение.
Слайды 4-11
Мужики такой печали,
Отродяся не видали;
Стали думать и гадать –
……………..(Как бы вора соглядать)
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
…………… (И пшеницу шевелить)
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
…………….…(Давно, давно ты ждёшь меня)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
……………….(Поднялась и расцвела)
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
…………..…. ( Королевич Елисей)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
…………….. (Слезы брызгами летят)
Но по степи, разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
…………… (Морю Каспию журчит )
5. “Биография”- работа в группах
Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
Слайд 12.
1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. (Петр Павлович Ершов)
Слайд 13.
2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. (Александр Сергеевич Пушкин)
Слайд 14.
3.Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку»для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. (Лев Николаевич Толстой)
Слайд 15.
4.Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом « Антоша Чехонте». (Антон Павлович Чехов)
-Ребята, а кого мы не назвали? А кто из вас расскажет о нем?
Слайд 16.
(краткие сведения о поэте, чтение наизусть произведений М.Ю.Лермонтова – на выбор)
6.Физкультминутка - музыкальная.
Звучит песня «Милые взрослые» - исполняют желающие.
7.Конкурс «Узнай по предмету произведение, назови автора».
Дети вытаскивают из ящика предмет и определяют произведение, задают вопросы по тексту, инсценируют.
«Конек – горбунок» | перо, сума, конь |
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | зеркальце, яблочко, собака |
«Мальчики» | ножницы, карта |
«Как мужик камень убрал» | камень, рубль. |
8.Итог урока: тест: карточки, взаимопроверка, оценивание. Слайд 17.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского.
1.Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
«Сказка о мёртвой царевне…» | П.П.Ершов |
«Конёк – Горбунок» | М.Ю.Лермонтов |
«Ашик – Кериб» | А.С.Пушкин |
«Мальчики» | Л.Н.Толстой |
«Детство» | А.П.Чехов |
2.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
А) белого Б) чёрного В) серого
3.Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?
А) кольцо Б) зеркало В) венец
- Кто из вас узнал, чья музыка звучала?
- Какое отношение имеет П.И.Чайковский к теме урока? (ответы детей)
*Презентация: «Пушкин в музыке».
9.Мое любимое произведение.
Дети рассказывают или зачитывают отрывок из произведения, презентуют свои рисунки к этому произведению.
10.Рефлексия: Слайд 18.
на доске выражения- продолжить ….
Я добился (не добился )…
У меня получилось (не получилось )…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни …
Мне захотелось …
11.Домашнее задание: с.135 – 136 проработать, творческое задание – мини-сочинение по произведению - на выбор, синквейн к слову «книга».
Слайд 20. Прочитать хором слова.
Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь.
Набирайтесь ума.
Приложение
1.Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов
«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов
«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин
«Мальчики» Л.Н.Толстой
«Детство» А.П.Чехов
2.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
А) белого Б) чёрного В) серого
3.Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?
А) кольцо Б) зеркало В) венец