«Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Чудеса сказочного леса»
Тема: Повторение изученного материала.
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 2 класс
Составитель: Таргунакова И.В.,
учитель начальных классов
Ижморка
2011
Автор-составитель: Таргунакова Ирина Владимировна, учитель начальных классов Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида.
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Чудеса сказочного леса» предназначен для детей 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цель данного урока обобщение изученного материала по темам: «Деревья», «Дикие и домашние животные», «Насекомые (бабочки)». Урок проводится в форме игры – путешествия, в ходе которого решаются следующие задачи: развитие речевых навыков; коррекция зрительной памяти, мышления, внимания на основе упражнений на запоминание и сравнение; воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование потребности к общению с представителями животного мира.
Использованная в ходе урока презентация полностью соответствует программе, теме и задачам урока, повышает интерес к обучению и способствуют более полному и качественному усвоению материала. Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о деревьях, диких и домашних животных, временах года и насекомых.
Задачи:
обобщить и определить выработанные системы речевых навыков;
коррекция зрительной памяти, мышления, внимания на основе упражнений на запоминание и сравнение;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать потребность к общению с представителями животного мира.
Оборудование: интерактивный комплекс; предметные картинки с изображением деревьев; раздаточный материал; «волшебная коробочка»; сюжетные картинки с изображением времён года; фрукты (яблоко, апельсин); магнитная доска; презентация.
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так чётко и так ясно,
Чтоб было всем понятно.
- Сядет тот, кто ответит на мой вопрос.
1) Самое тёплое время года?
2)Самое холодное время года?
3) Самое дождливое время года?
4)Какое сейчас время года?
5) Назовите месяца этого времени года.
II. Введение в тему урока.
(звуки леса и голоса птиц)
- Добрый день, уважаемые взрослые и дети. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в лес. Но лес наш необычный, а сказочный. Он полон сказок и чудес.
(звуки леса и голоса птиц)
Текут ручьи, звенят их голоса,
Я слышу леса гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждёт взамен труда и удивления.
(по мере проговаривания слов на экране появляется картинка леса, тихо звучат голоса птиц, шелест листвы, шум ветра)
- Какой сегодня прекрасный день!
- Вот перед нами тропинка, на которой лужи.
- А почему на тропинке появились лужи? (Дети - недавно прошёл дождь).
Сейчас мы с вами пройдём по этой тропинке, но лужи необходимо перепрыгивать, чтобы не намочить ноги. (дети двигаются по классу друг за другом, имитируя прыжки через лужи). (Слайд с изображением лесной полянки)
- Посмотрите, ребята, на какую чудесную полянку мы пришли! Какой чудесный запах леса! Вдохнём его. (упражнение на дыхание).
III Повторение изученного материала
- Давайте мы с вами присядем на полянку, отдохнём и послушаем звуки леса. (дети садятся полукругом и прикрывают глаза)
(На слайде появляется домик- теремок)
-Ребята посмотрите, что за домик на полянке? (дети - на теремок похож).
- Как же нам узнать, кто в теремочке живёт?
- А давайте, ребята, мы с вами попробуем вспомнить слова из сказки «Теремок», может быть они нам помогут?
(дети- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? В это время на изображении появляются фигурки животных рядом с теремком (кошка, собака, кролик )
-А вот и жители теремка.
- Как вы думаете почему эти животные поселились в этом домике, а не в лесу под деревом или в норке? (дети- потому что, это домашние животные)
- Каких ещё домашних животных вы знаете? (дети называют: корова, лошадь и они появляются на слайде)
- Ребята, у людей есть имена, а животных как зовут?
- Я предлагаю вам дать нашим животным клички (Дети придумывают клички для животных)
- Очень хорошо. Вот мы и познакомились с нашими новыми друзьями. А что бы нам лучше запомнить их клички мы сейчас поиграем.
Игра «Что изменилось»
-Ребята я попрошу вас закрыть глазки и посчитать до 5 (животных меняем местами). Посмотрите внимательно, что изменилось? (условие- животных называть только по кличкам. Игру можно повторить несколько раз, в зависимости от времени.)
IV Постановка проблемы.
(раздаётся рычание медведя.)
- Ой, ой, что это за шум? Кто бы это мог быть? (дети –медведь. (слайд, рядом с теремком. появляется медведь, а домашние животные убегают в лес)
- Ребята, наши животные испугались, убежали в лес и там заблудились. А вы знаете, как кричат в лесу, если заблудятся? (Ау-Ау! )
-Дети, а мы сможем помочь нашим животным вернуться домой?(конечно)
- Конечно сможем, но для того, чтобы попасть в волшебный лес, нам необходимо отгадать загадки и показать в лесу то дерево, о котором загадка.
В белом сарафанчике, Что же это за девица?
с платочками в карманчике. Не швея, не мастерица,
(берёза) Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.
Ёлка или ель
Каждыё год на нём с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт. (клён)
- Ребята, как одним словом можно назвать берёзу, ель, клён? (Дети- деревья)
- А где растёт много деревьев? (В лесу)
- Молодцы, вы справились с заданием, и мы попали в сказочный лес, но в лесу мы не хозяева, а гости.
-А, что нужно сделать в первую очередь, когда вы приходите в гости (Дети – поздороваться) (Дети здороваются и на слайде появляются животные)
- Молодцы, ребята вы всё правильно сделали. На ваши голоса вышли животные и нам пора возвращаться. ( на картинке появляются две разноцветные дорожки ( Зелёная и жёлтая)
- Но что это перед нами две дорожки, а как же узнать по какой из них нам необходимо пойти?
- Ребята, а может быть в этом нам поможет волшебная коробочка? Вы должны угадать по запаху, что же в ней лежит. (Дети- яблоко)
-А какого цвета бывают яблоки? (Дети- красного, зелёного, жёлтого)
- Правильно. Значит, мы пойдём по зелёной дорожке.
(на слайде появляется «Старичок- лесовичок» )
- Что за чудо – старичок- старичок- Лесовичок.
Он немного пошалит, поиграть нам с ним велит.
Проводится игра: «У кого детки с этой ветки» (раздаточный материал) (Приложение 1)
Педагог показывает картинку с изображением дерева или кустарника, а ребята должны показать картинку, на котором изображены плоды или листочки от этого дерева. (игра проводится на скорость и точность. (Развитие внимания, памяти).
-Нет, ребята, это дорожка не помогла нам вернуться к домику.
- А может быть нам превратиться в птиц, подняться в небо и посмотреть где же теремок.
Физминутка.
Быстро встали, ребятишки.
Мы сегодня воробьишки,
Крылышки расправили,
Полетать заставили.
Присели раз,
Присели два,
Чтоб не кружилась голова.
Прыг-скок, прыг-скок,
Продолжается урок
- Нет, ребята и это превращение нам не помогло.
- Придётся ещё раз обратиться за помощью к волшебной коробочке.
- Что же спрятал в ней старичок- Лесовичок? (Дети- апельсин)
- А какого цвета апельсин? (Дети – оранжевый).
-Ну, отправляемся по оранжевой дорожке. (появляется слайд с изображением поляны, на которой много бабочек , расположенных как цветы.)
- Посмотрите, какая красивая поляна перед нами, вся в чудесных цветах. Но это не простые цветы. Они шевелят своими красивыми, разноцветными лепестками.
- Кто это, ребята? (Дети- это бабочки).
- Бабочки – это птицы, животные или насекомые?
- Молодцы. А теперь посмотрите внимательно на них и найдите двух совершенно одинаковых бабочек, и объясните, чем они похожи. (Дети – сравнивают и ищут двух одинаковых бабочек).
- Ну вот и с этим заданием мы справились. Наши животные возвращаются, но почему-то они боятся заходить в свой теремок?
-Правильно мы ещё должны с вами определить какое животное здесь лишнее и почему. (Дети – лишний медведь, так как лошадь, кошка, собак, корова – домашние животные, а медведь- дикое животное, он живёт в лесу.)
- Каких ещё диких животных вы знаете?(дети называю: волк, лиса. (Раздаётся вой волка)
- Тише, тише, ребята, иначе они сейчас все придут к теремку и тогда, домашние животные не смогут вернуться, и мы уже не сможем им помочь.
-Но как, же он тогда оказался около теремка? Это, наверное, кто-то, что-то перепутал. (На слайде опять появляется старичок – Лесовичок .)
Это опять старичок – Лесовичок шалит. Он открыл «волшебный сундучок», в котором Матушка- природа хранит времена года и все их перепутал.
- Ребята, а вы знаете, какие бывают времена года? Перечислите их по порядку.
- Нам необходимо помочь Матушке природе. Надо все картинки распределить по своим местам в соответствии с временем года.(Приложение2)
- А какое у нас сейчас время года? (Дети- весна)
- Назовите приметы весны.(Стало теплее, появились первые листочки на деревьях, возвращаются птицы из тёплых стран...)
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Вот и медведь вернулся в свой лес. И нам пора возвращаться в свой класс.
Итог
(слайд с изображением красивого леса звучит спокойная музыка)
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- А как вы думаете, что нам помогало в пути справляться со всеми трудностями? (дружба и доброта)
- Какое самое большое доброе дело мы с вами сделали? (Дети- помогли животным вернуться домой)
(слайд с изображением разных времён года)
У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
(слайд «руки держащие земной шар»)
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Большое спасибо вам, ребята, мне было очень приятно с вами работать.(оценки за урок).
- И ещё мне хочется подарить вам эти маленькие сердечки, как символ любви и доброты.
Звучит песня «Не дразните собак».
П
риложение 1





П
риложение 2









«Чудеса сказочного леса»текст: урок/авт.-сост.: И.В.Таргунакова, учитель начальных классов Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида, 2011. – 12 стр.
Технический редактор и дизайн: И.В.Таргунакова
Оригинал макет – подготовлен на компьютере Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида,
Адрес: 652132 Кемеровская область, Ижморский район, с. Ижморка 2-я, ул. Новая 2-а.
Телефон:83845931154