Игра в любовь или «день святого Валентина»1
День 14 февраля стал известен в последнее время как «день святого Валентина». В Оренбургском университете, как показывают опросы, студенты активно участвуют в акции поздравлений. В нашей стране, в первую очередь, средства массовой информации, пытаются представить этот праздник как нечто ценное, традиционное и романтичное для современной молодежи. Но так ли уж безобидны содержание и форма данного праздника для молодого человека, не происходит ли неуловимой подмены ценностей и чувств в этом «празднике любви»?
Религиозные корни этого праздника связаны с именем святителя Валентина Итерамского, память которого Православная Церковь чтит память 12 августа (нового стиля). Но житие святителя ничего общего с массовым мифом не имеет. Вот образчик такого мифа из одной газеты: «В III веке император Клавдий II собирался покорить мир, но римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, что мешало воинственным планам. Источник всех бед полководец видел в браке и поэтому запретил обряд венчания. Но для любящих сердец нет преград – и вот епископ Валентин пренебрёг запретом тирана. Обряды совершались тайно». Далее сообщается, что Валентин был арестован и, уже находясь в тюрьме, за день до казни исцелил дочку одного из тюремщиков, которая была тяжело больна. Вслед за этим епископ влюбился в неё и отправил ей прощальное письмо с признанием в любви и с подписью: «Твой Валентин». Уже в 496 г. римский папа Геласиус объявил 14 февраля днём святого Валентина. В этом мифе нет ни одного слова правды. Император Клавдий в эпоху заката Рима не проводил крупных военных операций. Обряд христианского венчания еще не был сформирован в церкви. Христианская церковь была гонима, поэтому не могло быть и речи о признании христианского брака в армии – признание в христианстве в армии равносильно было смертной казни. Пострадал епископ Валентин при императоре Аврелиане (270 – 275 гг.). Епископ Валентин на самом деле был врач и исцелил сына одного учителя философии Кротона от смертельной болезни – эпилепсии. «Веруй в сына Божия Иисуса Христа, что он есть истинный Бог, откажись от всех своих идолов, и ты увидишь своего сына здоровым» – сказал он Кротону. После того, как отец уверовал и крестился, в течении ночи молился над больным епископ Валентин и исцелил его. После этого крестились три ученика – схоластика этого учителя и многие молодые люди этого города, в том числе сын начальника города Авундий. Разгневанный отец и власти города бросили епископа в тюрьму, и он был усечен мечом. Значение подвига святителя в том, что он отвратил молодых людей от суетной философии, от ничтожных земных страстей, исцелил их от душевной и телесной болезни, направив на путь веры в Спасителя, обретения подлинных духовных ценностей, чистой любви к Богу и людям. Поэтому, если быть честным к памяти святого, то смысл этого праздника в молодежной среде противоречит его жизни и его подвигу. Мученическая любовь ко Христу и исповедание веры подменяется в этом празднике пошлым романтизмом, игрой в человеческие чувства, разрушающие традицию целомудрия, святости и чистоты интимных чувств любви в церкви и семье. Поэтому, наверное, так резко негативно отнеслись к данному празднику все традиционные конфессии России (католики, мусульмане, православные, иудеи). Так, председатель Конференции католических епископов России митрополит Тадеуш Кондрусевич сказал: «В этот день существует традиция посылать любовные письма. Однако любовные письма – это языческий обычай. К 15 февраля в Римской империи юноши рисовали образы своих любимых девушек в честь богини Юноны, покровительницы девушек… Праздник святого Валентина не является для католиков обязательным праздником. Наоборот, 14 февраля все католики празднуют праздник святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы». Тадеуш Кондрусевич заявил, что Католическая церковь никогда не провозглашала «день святого Валентина» праздником влюбленных, что гибель святого Валентина с сегодняшним пониманием любви в массовой культуре никак не связана, что сейчас обычай посылать в этот день друг другу «валентинки» – есть язычество, вообще сам указанный праздник (в нынешнем его понимании) имеет языческие корни и среди католиков никогда не праздновался и не празднуется2. Действительно, в античном Риме в середине февраля праздновались так называемые «луперкалии» (от lupus – волк). В святилище, устроенном в пещере на склоне Палатинского холма и называемом Луперкал, совершалось жертвоприношение: жрецы –«луперки» – закалывали козу (животное, самое приятное на вкус для волка) и собаку (животное, наиболее ненавидимое волком). Затем к алтарю подходили двое обнаженных юношей (они тоже назывались луперки), и каждый из двух жрецов, совершивших жертвоприношение, прикладывал окровавленный нож ко лбу одного из луперков, а потом вытирал его белой шерстью козы. Потом закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни, называемые «фебруа». Оба луперка подпоясывались таким ремнем, зажимали в руках связки остальных ремней, выбегали нагими из пещеры и начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма, стегая ремнями всех попадавшихся на их пути. От этих ударов не только никто не уклонялся, но наоборот, – женщины и девушки с веселым смехом подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это дает удачу в любви, делает счастливым брак и гарантирует обильное потомство. В этот день девушки писали мужчинам любовные записки и складывали их в специальную урну, а мужчины затем были обязаны ухаживать за той, чья записка им досталась. Между прочим, от названия священных ремней луперков – «фебруа» – произошло и название месяца, в середине которого происходило празднество (и в середине которого будет отмечаться Валентинов день): «фебруарий» – февраль. Аналогичный праздник у греков назывался «Панургии» и праздновался в честь козлоногого божества Пана (Луперк – это прозвище его римского двойника Фавна). В средневековье в этот день, день птиц, излюбленным занятием было гадание, причем античная разновидность оставалась: имена девушек записывались и жеребьевкой вынимались, у выбравшего она должна была стать возлюбленной на год. Это праздник возрожден был в Северной Америке в XVIII веке и быстро распространился в Европе. С XIX века в Англии принято было писать стихотворные послания девушкам на красивой бумаге – «валентинки». Сегодня эта часть праздника является неотъемлемой и самой коммерчески доходной. В Герамании девушки за неделю сажали луковицы, присваивая им имена знакомых молодых людей, какая луковица-имя первой взойдет – тот человек станет ее мужем. Итальянцы считают своим долгом дарить в этот день любимым сладости. Этот день так и называется в Италии – «сладкий». В Японии проводят конкурс на самое «громкое» любовное послание. Юноши и девушки поднимаются на помост и по очереди кричат изо всех сил – все, что хотят, – своему любимому, победитель получает приз.
Анализируя поток писем – «валентинок», смс, рекламных роликов, сценариев проведения «дня Валентина», – можно в целом охарактеризовать данный праздник в основе своем как неоязыческий, коммерциализированный, эксплуатирующий потребность молодежи в романтических чувствах. В тех формах, в которых он проводится, происходит нивелировка чувств любви, сведение ее к внешним атрибутам, подмена духовного чувства любви игрой плотскими чувствами. Будучи инокультурным явлением для России, он в форме массовой суррогатной культуры разрушает традиционную духовность, идеалы святости любви, превращая святое межличностное чувство в публичное действо, извращая само содержание любви. Как справедливо сказал писатель Сергей Довлатов, «любить публично – это скотство». Внешне как бы христианский праздник приобретает явно антихристианскую тенденцию, если его рассмотреть в рамках церковного календаря. 14 февраля по католическому календарю – день святых Кирилла и Мефодия, просветителя славян. Священномученику Валентину молятся католики в этот день, считая его врачом всех психических больных, ибо он исцелял больных эпилепсией. По православному календарю этот день – святого мученика Трифона, который удостоился дара исцелений, приводя язычников к святой вере. Он пострадал в 250 году при императоре Деции. К нему обращаются христиане в молитвах «об избавлении от страсти пьянства, от разных болезней, о прогнании лукавых духов, об избавлении от чародеяний и о счастии в браке». И вот в это день, вместо того, чтобы обратиться с молитвой к святому Трифону об укреплении брака, молодые люди гадают, напиваются, играют в любовь и попросту блудят. В Индии и в мусульманских странах этот день так и называют – «днем стыда и похоти». И апогей праздника приходится на начало двунадесятого праздника в православной церкви – Сретение Господня, когда христиане вечером собираются на всенощном богослужении. Этот праздник установлен в воспоминание принесения Иисуса Христа Пресвятою Мариею на сороковой день после своего рождения в иерусалимский храм, где он был принят праведным Симеоном Богоприимцем. Православная Церковь считает этот день официальным днем православной молодежи, ибо этот день напоминает нам о нашем воцерковлении, о нашем посвящении Богу, Которому мы должны приносить души свои в жертву живую, чистую и благодатную. И, вместо искреннего раскаяния пред Богом в этот день, определенная часть светской молодежи явно беснуется, растлевая свои чистые души, принося их в жертву бесстыдству. Либеральной части населения эти слова могут показаться ригористичными, но это горькая правда, которая особенно явно видна старшему поколению. Это поколение более мудро относится к любви, без игры, с кротостью и чистотой сердца. И восстановить нарушенную связь любви между поколениями возможно, если мы обратимся к традиции, к уважению исторических святынь, к чуткому и сердечному обращению к прошлому во имя общего будущего. Диакон Андрей Кураев предлагает в этот день не отталкивать молодежь старческим брюзжанием, а улыбнуться всем пришедшим в храм и помолиться вместе с ними. Католики также призывают молодежь помолиться в этот день о укреплении любви. В качестве предложения молодежи, можно в этот день прийти в домовую церковь муч. Татианы при ОГУ и отслужить молебен муч. Трифону и муч. Валентину об умножении любви и избавлении от пьянства, принять активное участие в праздничной службе Сретения Господня, а также в проведении христианских молодежных встреч, культурных вечеров этот день. Главное – сохранить трезвость, чувство приличия и меры, чувство культурной традиции, богоугодной святой любви к людям. Тогда наше Отечество, действительно, можно будет назвать святой Русью.
1 Мишучков А.А. Игра в любовь или «день святого Валентина» // Университет. – 2005. – 16 февраля. – С 6.
2Председатель Конференции католических епископов России митрополит Тадеуш Кондрусевич: «14 февраля католики празднуют день святых Кирилла и Мефодия, а праздник святого Валентина не является обязательным». – 27 февраля 2003. // Портал Кредо-ру. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=92).