ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее)
Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
- Провозглашает познание действительности, основанное на интуиции.
- Нигилизм.
- Критика традиционной культуры.
- Идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.
- Человек в центре мира.
- Воспевали «пользу», а не «тайну».
- Отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма.
- Противопоставляли всему обществу свои радикальные взгляды.
- Главный лозунг - «Искусство для масс».
- Провозгласили антиэстетизм.
- Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир.
- Мир – макрокосм, человек – микрокосм.
- Развитие мира – движение к всеединству.
(Маяковский В.В. «Эй!» (1816г.))
- Современный мир – движение, устремлённость в будущее.
- Искусство прошлого – «собрание окаменелых ценностей».
Рождение русского футуризма – 1910 год.
Первый футуристический сборник «Садок Судей»
(Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).
Футуристы
«Будетляне»
Кубофутуристы
«Гилея»
Эгофутуристы
«Центрифуга»
В.Маяковский, А.Кручёных,
Д.Бурлюк, В.Хлебников,
В.Каменский
И.Северянин
И.Игнатье
В.Гнедов
Б.Пастернак
Н.Асеев
С.Бобров
Первая декларация футуристов – «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.)
«Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»
(Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Хлебников.)
«Садок Судей II » (1913г.) Программа футуристов
- Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
- Новые ритмы, рифмы и размеры стиха;
- Новые слова и новые темы;
- Презрение к славе.
Велимир Хлебников (Виктор Владимирович)
«Заклятие смехом»
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных –
Смех усмейных смехачей!
1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
- О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! 1910г.
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941 гг.)
Поэт-эгофутурист. Автор подчеркнуто эстетизированных, вычурных салонных стихов («поэз»), в которых использовал новые, ранее не существовавшие слова: лимоннолистый, грезофарс, драприть, повсесердно, озверить и др.
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над всею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
1926г.