8 июня 2017 года — 180 лет со дня рождения И.Н. Крамского (1837-1887),
педагога, русского художника, критика.
Среди русских художников всех времен Иван Николаевич Крамской занимает особое место. Выдающийся живописец, он своей общественной деятельностью много сделал для активного продвижения русской живописи в народ, способствуя и художественному просвещению населения России, и возникновению по всей стране художественных школ, училищ, музеев.
(Слайд №1).
Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая (8 июня) 1837 в бедной мещанской семье. (Слайд №2)
Работал переписчиком в канцелярии, подмастерьем у иконописца, ретушером в фотомастерской. В 1857 поселился в Петербурге и поступил в Академию художеств. (Слайд №3)
Стал инициатором «бунта четырнадцати» (1863) – студенческого протеста против академической рутины, итогом которой явилось образование независимой «Артели художников» (1865) (Слайд №4), а затем «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870). (Слайд №5-6) В своих статьях и обширной переписке (с И.Е. Репиным, В.В.Стасовым, А.С. Сувориным и др.) отстаивал идею «тенденциозного» искусства, не только отражающего, но и нравственно преображающего косный, фальшивый мир.
Наиболее реалистичны портреты Крамского; в них он добивался точности и в то же время значительности характера и деталей, в особенности когда писал деятелей культуры или народные типажи (Л.Н.Толстой, 1873 (Слайд №7-8); Полесовщик, 1874 (Слайд №9); П.М. Третьяков, 1876 (Слайд №10); Н.А. Некрасов, 1877 (Слайд №11); А.Д. Литовченко, 1878 (Слайд №12);
Иван Есаулков
Художник показать нам смог
Так много профильным портретом,
Как будто прерван диалог
Его с приятелем-эстетом.
Вот-вот Литовченко пройдёт,
Не останавливаясь, мимо.
Дана фигура в поворот,
Лицо его неповторимо:
Спустилась борода на грудь,
Усы и баки оттеняют
Лицо. Продолжит скоро путь -
Нетерпеливость подгоняет!
Надето модное пальто,
Торчит перчатка из кармана,
И шапка «пирожком», всё то -
Одежда щеголя и пана.
Рука с сигарой у груди,
Другая где-то за спиною,
И пепел, коль не уследить,
Падёт и сам, тому виною
Подвижность. Чёрные глаза
Горят, как будто в лихорадке.
И что-то надо досказать
Ещё – и будет всё в порядке!
Как сочетаются цвета
Темно-коричневый и серый!
И чувствуется красота,
Во всех деталях – чувство меры!
Расплывчатый, воздушный фон,
И в гамме нет малейшей фальши.
Ещё мгновение – и он
Продолжит путь куда-то дальше...
М.Е.Салтыков, 1879 (Слайд №13); все – в Третьяковской галерее (слайд №14); А.С.Суворин, 1881 (Слайд №15), Русский музей, Петербург (Слайд №16); Крестьянин с уздечкой, 1883, (Слайд №17) Музей русского искусства, Киев). (Слайд №18) Тяготея к психологически-емкой сдержанности колорита, часто применял монохромную технику соуса (Ф.А.Васильев, 1871, (Слайд №19) Третьяковская галерея). (Слайд №20)
Тематические полотна Крамского, остродраматические или меланхолически-таинственные (Русалки, 1871 (Слайд №21); Христос в пустыне, 1872 (Слайд №22); Осмотр старого дома, 1873 (Слайд №23); Неутешное горе, 1884 (Слайд №24)), близки к поэтике символизма, равно как и некоторые из его образов, олицетворяющих «вечно-женственное» начало (Лунная ночь, 1880 (Слайд №22); Неизвестная, 1883 (Слайд №25); все – там же). (Слайд №26) Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863–1868). (Слайд №27)
Он становится даже учителем рисования детей императора Александра III, (Слайд №28) много сделавшего, подобно П.М. Третьякову, для развития русской живописи. Отпущено было Ивану Николаевичу Крамскому совсем немного — неполных пятьдесят лет. Навечно остались его картины, любовь и благодарность россиян.
Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887 г.
Могила Ивана Николаевича на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург). (Слайд №29)
Навечно остались его картины, любовь и благодарность россиян.
Источники: (Слайд №30)