8 класс | |
Урок №30 | Определение. Согласованное и несогласованное определение. |
Цель урока: | Создание условий для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях |
Задачи урока: | расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями; формирование умения находить в тексте согласованные и несогласованные определения, умения различать их и определять, чем они выражены; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку, использование определения-эпитета как средства выразительности речи. |
Ожидаемые результаты | учащиеся знают о видах определения, о многозначности второстепенных членов предложения, различают на практике согласованные и несогласованные определения, развивают умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения для характеристики предметов и явлений |
Тип урока: | усвоение новых знаний |
Оборудование: | мультимедиа, карточки с заданиями для групп, карточки для самостоятельной работы каждого ученика, карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика), цветные стикеры для ФО |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент
| Приветствие учащихся Формирование психологического настроя на урок. - Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните негативные эмоции, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Доброе утро! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! | Приветствуют учителя. Выполняют задания учителя. Садятся на места |
Актуализация опорных знаний | Организует фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Игра «Крестики-нолики» (верно-неверно) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Подлежащее не может быть выражено глаголом. Односоставные предложения – предложения с одним главным членом. Сказуемые бывают простыми глагольными, составными глагольными, простыми именными. Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными. Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксическая 5-минутка. Задание. Выберите предложения, в которых ставится тире, обоснуйте свой ответ. Докажите, что в оставшихся предложениях тире не ставится. Знание в юности – это мудрость в старости. Доброе слово человеку что дождь в засуху. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Хорошая одежда – украшение для тела, хороший товарищ – отрада для души. Голова без ума что фонарь без света. | Выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний учащихся по теме «Синтаксис», заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения. Критерии оценки: 7 ответов –«5», 5-6 ответов «4», 4 ответа – «3», менее 4 ответов – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ! ФО: «Светофор» Ученики оценивают ответ своих сверстников приемом «Светофор» опираясь на критерии оценивания. Записывают предложения, обосновывая постановку и отсутствие в них тире. |
Определение темы урока. Целеполагание. | - Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк? 1) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… 2) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. - Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показали поэты? - Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? - Что такое эпитет? -А каким членом предложения являются данные слова? - Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении. - Какую цель поставим перед собой? | Читают стихотворения Ответы: Тютчев Ф.И., Бунин И.А. (дивная, хрустальный, лучезарны, расписной, веселый и др.) Эпитет Художественное определение Определением Записывают тему урока, формулируют цели: повторить ранее изученное об определении, узнать о согласованных и несогласованных определениях, научиться различать их |
Постановка учебной задачи (проблемы). Изучение нового материала | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию - Правильно ли подчеркнуты члены предложения? Последний лист осени печально заглядывает в моё окно. - Верно ли утверждение, что слово осень – определение? Организовывает работу в парах по составлению кластера «Определение» *Комментарий учителя. Слабым учащимся можно предложить концептуальную таблицу – синтез Что обозначает | На какие вопросы отвечает | К каким частям речи относится | Какой частью речи выражено | Виды определений | Примеры | Признак предмета | Какой? Чей? | Существительное местоимение | Прилагательное Причастие Порядковое числительное местоимение | | Зеленый лес бегущий человек первый урок мой карандаш | Активизирует исследовательскую деятельность. Прием «Инсерт» «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы - Какая информация для вас была новой? Организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации - Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их по столбикам. Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, зеленеющая роща, ее наряд, береза напротив, первые листочки - Найдите согласованные и несогласованные определения, аргументируйте свой ответ. Организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения согласованных и несогласованных определений. - Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений. Что нужно сделать, для того чтобы определить вид определения? 1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании. 2. Между главным и зависимым словом связь согласование? если да, то это согласованное определение если нет, то это несогласованное определение Обобщение. Подведение итогов исследовательской работы. - А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Правильно ли подчеркнуты члены предложения? Последний лист осени печально заглядывает в моё окно. Верно ли утверждение, что слово осень – определение? (обращает внимание на многозначность второстепенного члена предложения- §24, стр.128) | Учащиеся аргументировано соглашаются или опровергают утверждение. Составляют кластер «Что мы знаем об определении?» и записывают его в тетрадь или заполняют таблицу - синтез. Изучают материал учебника §24, стр.126-127, на полях ставят значки Дополняют кластер или таблицу новой информацией – виды определения: согласованные и несогласованные Работают в группах. 1 группа выписывает словосочетания с видом подчинительной связи согласование, 2 группа – управление, 3 группа – примыкание. Определяют, согласованные или несогласованные определения. Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм на доске. Доказывают, что слово осень - определение, используя ПОПС – формулу. |
Физкультминутка
| - Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги. Кожаный пиджак, иллюстрированный журнал, книги из библиотеки, дорогой друг, юбка в клетку, полосатый шарф, желание хорошо учиться, медлительная походка | Ученики выполняют движения согласно новой теме |
Закрепление. Практикум по теме. | Конструирование предложений. - К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите С., над несогласованными — НС. 1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2) Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери). 3) Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни). 4) Одежда вся промокла. Одежда продаётся в магазине (детская, ребенка). 5) Инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические). - Объясните разницу в значении словосочетаний инструменты хирурга и хирургические инструменты. Являются ли они синонимами? Упражнение на замену. - Замените словосочетания с согласованными определениями синонимичными словосочетаниями с несогласованными определениями. Что изменилось в способе связи? Упражнение на распространение предложений. - Распространите данные предложения несогласованными определениями Нашел я маленький домик ………. . Желание …………. все крепло во мне. В газете «Комсомольская правда» была опубликована интересная статья …… . Лекция ………….. была очень интересной. Новая опера …….была тепло принята публикой. Буквенный диктант. - Определите вид определения. Макароны по-флотски Кареглазый юноша Тёмно-синяя туча Желание учиться Наш рассказ Его рассказ Книга поинтереснее Закрывшаяся дверь Третий ряд Некоторые ученики Девушка с голубыми глазами Дом в три этажа Ответ: НССНСННСССНН | Выполняют упражнения, различают согласованные и несогласованные определения. |
Самостоятельная работа | Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний (раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта) ВАРИАНТ 1 1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные. А) юная школьница Б) скульптура из бронзы В) желание выступать Г) покрытие в три слоя Д) чарующий аромат 2. Замените согласованные определения несогласованными А) полосатые брюки Б) золотой браслет В) материнское сердце Г) светловолосая девушка ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) согл Д) несогл 2. А) безоблачное небо Б) городская девушка В) привокзальная площадь Г) ночное дежурство | ВАРИАНТ 2 1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные. А) длинные волосы Б) яйцо всмятку В) мечта путешествовать по свету Г) нарисованное солнце Д) платье из шелка 2. Замените несогласованные определения согласованными А) небо без облаков Б) девушка из города В) площадь у вокзала Г) дежурство по ночам ОТВЕТЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) несогл Д) согл 2.А) брюки в полоску Б) браслет из золота В) сердце матери Г) девушка со светлыми волосами | | Работают самостоятельно, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивая с эталоном |
Рефлексия
| Прием «Свободный микрофон». Чему вы сегодня учились? Что нового вы узнали на уроке? Какие цели ставили перед собой? Вы достигли поставленных целей? Что вам помогло справиться с затруднениями? Заполнение рефлексивной карточки. Утверждения | Выполнение | Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными. | | Я знаю, как определить согласованные определения. | | Я знаю, как определить несогласованные определения. | | Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого. | | Самостоятельную работу я выполнил без ошибок. | | | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, работают с карточками рефлексии. |
Домашнее задание | §24, стр.126-128 (выучить теорию) На выбор: составить текст-описание любимой игрушки из детства с использованием согласованных и несогласованных определений выполнить упражнение №235, стр.129 | Выбирают домашнее задание. |