Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности. Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва; но если обогатить ее учением – она оживет, словно заброшенная земля, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж - Как вы понимаете смысл данного высказывания? Определение темы. Целеполагание. - Какова структура предложения, использованного в эпиграфе к уроку? (ССК) - Какова, по вашему мнению, цель нашего сегодняшнего урока? | Приветствуют учителя. Читают эпиграф, определяют его смысл, структуру предложения. Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока |
Этап актуализации опорных знаний | Орфографическая разминка. Задание. Списать, произвести орфографический разбор слов. Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый. ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы. ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей. Синтаксическая 5-минутка. Перепутанная логическая цепочка. Задание. Восстановить текст стихотворения О. Фокиной. Записать данные предложения в таком порядке: СПП, БСП, СП с разными видами связи, ССП, ПП. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали. И – ни тропинки, ни следочка! Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату. А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели. - Составьте схему предложения с разными видами связи, объясните в нем все пунктограммы. | Работа в группах. Взаимопроверка - «Карусель» Логическая цепочка: 4, 3, 5, 1, 2 5. [ ], и [ ], (пока) |
Этап открытия нового знания. | Мини-лекция. - В ССК, как правило, выделяются две и более смысловые части (= многочлены, компоненты). Сложные многочленные предложения образуются из простых предложений, между которыми возникает более или менее тесная смысловая связь. Блок – предложения, связанные по смыслу. Следует обратить внимание, что один компонент обычно образует СПП, поскольку связь между простыми предложениями в них наиболее тесная, чем в ССП и БСП, а граница между компонентами проходит там, где предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью, и эти виды связи являются основными и ведущими между компонентами (многочленами). Связь между блоками может быть только сочинительной или бессоюзной, а в блоке только подчинительной или сочинительной. [1], и [[2], (3), (4)]. [(1), [2]]; [[3], (4)]. Алгоритм работы со ССК. - При усвоении особенностей этих предложений необходимо использовать следующий алгоритм: выделить грамматические основы предложений (количество простых предложений в составе сложного); найти средства связи; определить виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная; выделить многочлены, т. е. группы предложений, тесно связанных по смыслу; составить схему предложения. | Слушают теоретический материал учителя, делают записи в тетради, составляют алгоритм работы со ССК. |
Операционно-деятельный этап | Пунктуационный практикум. - Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, о ее красоте и величии, о ее способности окрылять человеческую душу, о тех местах, которые близки и дороги каждому. Расставьте знаки препинания, определите виды связи в предложении, начертите схемы. Но вот закружилась позёмка потянуло ветром снег по реке и зазвенели тонкие льдинки сдерживая порывы ветра; возле них как у щитков образовались сугробы. Но вот закружилась позёмка, потянуло ветром снег по реке, и зазвенели тонкие льдинки, сдерживая порывы ветра; возле них как у щитков образовались сугробы. Лёд на окнах начал таять и из этого можно было заключить что на дворе мороз стал меньше так как в сильные морозы лёд не тает и с внутренней стороны как бы ни было тепло в юрте. Лёд на окнах начал таять, и из этого можно было заключить, что на дворе мороз стал меньше, так как в сильные морозы лёд не тает и с внутренней стороны, как бы ни было тепло в юрте. Каждую весну в земле совершается великое таинство набухшее семя выбрасывает росток и он является миру крохотным зелёным огоньком неся человеку то радости то тревоги. Каждую весну в земле совершается великое таинство: набухшее семя выбрасывает росток, и он является миру крохотным зелёным огоньком, неся человеку то радости, то тревоги. Как только начинает солнце греть по – летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. Как только начинает солнце греть по – летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать. Явление грозы со снегом было так ново и необычно что все с любопытством посматривали на небо но небо было тёмное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжёлые тучи двигавшиеся в юго-западном направлении. Явление грозы со снегом было так ново и необычно, что все с любопытством посматривали на небо, но небо было тёмное, и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжёлые тучи, двигавшиеся в юго-западном направлении. Зимой берёзы таятся в хвойном лесу а весной когда листья развёртываются кажется будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку. Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку. Зависит не от нас когда на свет родиться вступить в открытый мир зимой или весной но каждый может так пройти свой круг земной чтоб и начальных троп под старость не стыдиться. Зависит не от нас, когда на свет родиться, вступить в открытый мир зимой или весной, но каждый может так пройти свой круг земной, чтоб и начальных троп под старость не стыдиться. Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания. Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если… Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если… Мы знаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу то нужно иметь в виду что вы видите одно растение. Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. Вот вам три охоты потому, что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. Творческая переработка текста. Работа по вариантам. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе. [ - = ] : [ - = и = ], (если). [ - = ]. [ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ). Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком. [ - = ]. [ - = ], (так как… ). [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ). Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ). [ - = ], (что… ). [ - = ], (чем… ), а [ - = ]. Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем. Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники. | Упражнение № 404 – выделить многочленные предложения, определяя количество простых предложений и виды синтаксической связи в них; составить схемы предложения, объяснить знаки препинания. Упражнение № 412 – разделить сложные многочленные предложения на простые и сложные (двучленные) предложения. Упражнение № 410 – расставить ЗП, сделать разбор ССК, выделяя в них два уровня членения: 1) логический, 2) синтаксический. |