СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №49-50 Сложные предложения с различными видами связи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. развивать умения  определять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
  2. обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;
  3. отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №49-50 Сдожные предложения с разными видами связи»

9 класс


Урок №49-50

Сложные предложения с различными видами связи.

Цели:

  1. развивать умения определять структурные особенности сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

  2. обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;

  3. отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся определяют структурные особенности сложных предложений с разными видами связи, выделяют в них два уровня членения: 1) логический, 2) синтаксический; расставляют знаки препинания согласно пунктуационным нормам

Тип урока:

комбинированный урок

Оборудование:

раздаточный материал, опорные схемы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва;

но если обогатить ее учением – она оживет,

словно заброшенная земля, на которую пролился дождь.

Абу-ль-Фарадж

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

  1. Определение темы. Целеполагание.

- Какова структура предложения, использованного в эпиграфе к уроку? (ССК)

- Какова, по вашему мнению, цель нашего сегодняшнего урока?

Приветствуют учителя.

Читают эпиграф, определяют его смысл, структуру предложения.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи урока

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Орфографическая разминка.

Задание. Списать, произвести орфографический разбор слов.

Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.

ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.

ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.

  1. Синтаксическая 5-минутка. Перепутанная логическая цепочка.

Задание. Восстановить текст стихотворения О. Фокиной. Записать данные предложения в таком порядке: СПП, БСП, СП с разными видами связи, ССП, ПП.

  1. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.

  2. И – ни тропинки, ни следочка!

  3. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.

  4. А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то.

  5. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

- Составьте схему предложения с разными видами связи, объясните в нем все пунктограммы.

Работа в группах.

Взаимопроверка - «Карусель»

Логическая цепочка: 4, 3, 5, 1, 2

5. [ ], и [ ], (пока)

  1. Этап открытия нового знания.

  1. Мини-лекция.

- В ССК, как правило, выделяются две и более смысловые части (= многочлены, компоненты).

Сложные многочленные предложения образуются из простых предложений, между которыми возникает более или менее тесная смысловая связь. Блок – предложения, связанные по смыслу.

Следует обратить внимание, что один компонент обычно образует СПП, поскольку связь между простыми предложениями в них наиболее тесная, чем в ССП и БСП, а граница между компонентами проходит там, где предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью, и эти виды связи являются основными и ведущими между компонентами (многочленами).

Связь между блоками может быть только сочинительной или бессоюзной, а в блоке только подчинительной или сочинительной.

[1], и [[2], (3), (4)]. [(1), [2]]; [[3], (4)].


  1. Алгоритм работы со ССК.

- При усвоении особенностей этих предложений необходимо использовать следующий алгоритм:

  1. выделить грамматические основы предложений (количество простых предложений в составе сложного);

  2. найти средства связи;

  3. определить виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная;

  4. выделить многочлены, т. е. группы предложений, тесно связанных по смыслу;

  5. составить схему предложения.


Слушают теоретический материал учителя, делают записи в тетради, составляют алгоритм работы со ССК.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Пунктуационный практикум.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, о ее красоте и величии, о ее способности окрылять человеческую душу, о тех местах, которые близки и дороги каждому.

  1. Расставьте знаки препинания, определите виды связи в предложении, начертите схемы.

  1. Но вот закружилась позёмка потянуло ветром снег по реке и зазвенели тонкие льдинки сдерживая порывы ветра; возле них как у щитков образовались сугробы.

Но вот закружилась позёмка, потянуло ветром снег по реке, и зазвенели тонкие льдинки, сдерживая порывы ветра; возле них как у щитков образовались сугробы.

  1. Лёд на окнах начал таять и из этого можно было заключить что на дворе мороз стал меньше так как в сильные морозы лёд не тает и с внутренней стороны как бы ни было тепло в юрте.

Лёд на окнах начал таять, и из этого можно было заключить, что на дворе мороз стал меньше, так как в сильные морозы лёд не тает и с внутренней стороны, как бы ни было тепло в юрте.

  1. Каждую весну в земле совершается великое таинство набухшее семя выбрасывает росток и он является миру крохотным зелёным огоньком неся человеку то радости то тревоги.

Каждую весну в земле совершается великое таинство: набухшее семя выбрасывает росток, и он является миру крохотным зелёным огоньком, неся человеку то радости, то тревоги.

  1. Как только начинает солнце греть по – летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать.

Как только начинает солнце греть по – летнему и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте, и мы отправляемся путешествовать.

  1. Явление грозы со снегом было так ново и необычно что все с любопытством посматривали на небо но небо было тёмное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжёлые тучи двигавшиеся в юго-западном направлении.

Явление грозы со снегом было так ново и необычно, что все с любопытством посматривали на небо, но небо было тёмное, и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжёлые тучи, двигавшиеся в юго-западном направлении.

  1. Зимой берёзы таятся в хвойном лесу а весной когда листья развёртываются кажется будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.

Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.

  1. Зависит не от нас когда на свет родиться вступить в открытый мир зимой или весной но каждый может так пройти свой круг земной чтоб и начальных троп под старость не стыдиться.

Зависит не от нас, когда на свет родиться, вступить в открытый мир зимой или весной, но каждый может так пройти свой круг земной, чтоб и начальных троп под старость не стыдиться.


  1. Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.

  • Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если…

  • Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если…

  1. Мы знаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.

  2. Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу то нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

  3. Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут.

  4. Вот вам три охоты потому, что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи!

  5. Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту.


  1. Творческая переработка текста.

Работа по вариантам.

Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам

Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

  1. [ - = ] : [ - = и = ], (если).

  2. [ - = ].

  3. [ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ).

Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.

  1. [ - = ].

  2. [ - = ], (так как… ).

  3. [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).

Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.

  1. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).

  2. [ - = ], (что… ).

  3. [ - = ], (чем… ), а [ - = ].


Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.

Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.


  1. Упражнение № 404 – выделить многочленные предложения, определяя количество простых предложений и виды синтаксической связи в них; составить схемы предложения, объяснить знаки препинания.

  2. Упражнение № 412 – разделить сложные многочленные предложения на простые и сложные (двучленные) предложения.

  3. Упражнение № 410 – расставить ЗП, сделать разбор ССК, выделяя в них два уровня членения: 1) логический, 2) синтаксический.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия «Лесенка успеха»

- Нарисуй себя на одной из ступенек лестницы:

1 – испытываю затруднения;

2 – недостаточно хорошо усвоил знания;

3 – усвоил знания и готов самостоятельно применять их на практике.

Определяют, на каком уровне выполнили задания, какой ступени соответствует их самооценка


Домашнее задание