СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

 Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; закреплять навыки правописания; развивать выразительную монологическую и диалогическую речь; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

 Оборудование: сборник заданий по подготовке к ЕГЭ, схема «Сложное предложение», карточки, учебник под редакцией  А. И.Власенковой, Л.М. Рыбченковой.

Ход урока

1.Оргмомент.

Тему, цели и задачи  урока формулируют учащиеся при помощи учителя.

2.Орфоэпическая разминка

ДоговОры не подписаны до сих пор; Он получает дивиденДы (не дивиденты); УстАвный капитал; Здесь необходимо экспЕртное заключение; СозвонИмся на будущей неделе; Представьте (не предоставьте) отчет за истЕкший (не истёкший) месяц; Заводу требуются тОкари и слЕсари (не токаря и слесаря); ДиректорАм надо подчиняться, но пугать диреторАми нас не надо; Сотрудника решили премировАть – и премировАли.

3.Орфографическая работа (по карточкам)

 Вариант 1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм.

 Вариант 2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм.

Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники

Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.

Индивидуальное задание перед орфографической работой:

Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений», записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.

4.Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь»

 Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы

1) соединительные          2) противительные                 3) разделительные

Как…так и                                но                                                 или

И                                                зато                                             либо

Да (=и)                                     да  (=но)                                     то…то

Тоже                                           а                                                не то…не то

Не только…но и                      однако                                        то ли…то ли

Также

Ни…ни

- Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?

- Как отличить простое предложение от сложного?

5.Работа с учебником – стр.  249

6.Тренировочные задания в формате ЕГЭ  (класс делится на 2 группы (по уровням))

1 группа анализирует предложения по карточкам.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.

В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.

На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.

Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег

( ) и укладывались правильными рядами.

Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.

2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)

Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.

Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще  леса.

    Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.

    За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.

    Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.

    Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?

    Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.

    Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.

    Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.

    По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.

7. Итоговое тестирование

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

1) тоже, либо, зато;

2) и, да, тоже;

3) да, не то…не то;

4) однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

4) присоединительный

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными с союзом И:

1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.

4) Через полчаса мы сидели, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам.

4. Укажите сложносочиненное предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга.

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить.

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

5. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член предложения:

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам.

6. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:

1) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке.

2) Маслята либо маринуют, либо сушат.

3) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.

4) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

7.Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите синтаксическую характеристику предложения: Мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки.

1) сложносочиненное предложение с союзом и

2) простое предложение с однородными членами.

9.Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:

1) Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела.

2) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору.

3) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

4) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали четче.

1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна;

2) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна;

3) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна;

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

 7.Рефлексия.              

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня на уроке

Шевелить мозгами, краем уха,  хлопать ушами.

- А закончить наш урок мне хочется восточной притчей «Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: 

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. 

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 

-Всё в твоих руках.

 8. Домашнее задание.

  1. Выписать из художественной литературы 5 ССП, выполнить  их полный синтаксический разбор.
  2. Проанализировать постановку знаков препинания в стихотворении А.Блока

« Незнакомка»

 

Просмотр содержимого документа
«"Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».»

Тема: «Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

 Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; закреплять навыки правописания; развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;

воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

 Оборудование: сборник заданий по подготовке к ЕГЭ, схема «Сложное предложение», карточки, учебник под редакцией А. И.Власенковой, Л.М. Рыбченковой.

Ход урока

1.Оргмомент.

Тему, цели и задачи урока формулируют учащиеся при помощи учителя.

2.Орфоэпическая разминка

ДоговОры не подписаны до сих пор; Он получает дивиденДы (не дивиденты); УстАвный капитал; Здесь необходимо экспЕртное заключение; СозвонИмся на будущей неделе; Представьте (не предоставьте) отчет за истЕкший (не истёкший) месяц; Заводу требуются тОкари и слЕсари (не токаря и слесаря); ДиректорАм надо подчиняться, но пугать диреторАми нас не надо; Сотрудника решили премировАть – и премировАли.

3.Орфографическая работа (по карточкам)

 Вариант 1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм.

Вариант 2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм.

Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники

Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.

Индивидуальное задание перед орфографической работой:

Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений», записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.

4.Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь»

 Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы

1) соединительные          2) противительные                 3) разделительные

Как…так и                                но                                                 или

И                                                зато                                             либо

Да (=и)                                     да  (=но)                                     то…то

Тоже                                           а                                                не то…не то

Не только…но и                      однако                                        то ли…то ли

Также

Ни…ни

- Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?

- Как отличить простое предложение от сложного?

5.Работа с учебником – стр. 249

6.Тренировочные задания в формате ЕГЭ (класс делится на 2 группы (по уровням))

1 группа анализирует предложения по карточкам.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.

В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.

На углу недавно поставили новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.

Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег

( ) и укладывались правильными рядами.

Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.

2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)

Мосты разрушены ( ) и мы переезжаем реку вброд.

Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.

Берег постепенно исчезал за кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.

 За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.

Отдохни ( ) и мы пойдем дальше.

Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?

 Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.

Водяная пыль ( ) и капли покрупнее окутали лес.

 Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.

 По улицам бродили только куры ( ) да изредка показывались собаки.

7. Итоговое тестирование

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

1) тоже, либо, зато;

2) и, да, тоже;

3) да, не то…не то;

4) однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

4) присоединительный

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными с союзом И:

1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.

4) Через полчаса мы сидели, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам.

4. Укажите сложносочиненное предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга.

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить.

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

5. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член предложения:

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам.

6. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:

1) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке.

2) Маслята либо маринуют, либо сушат.

3) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.

4) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

7.Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите синтаксическую характеристику предложения: Мелодично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки.

1) сложносочиненное предложение с союзом и

2) простое предложение с однородными членами.

9.Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:

1) Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела.

2) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору.

3) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

4) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали четче.

1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна;

2) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна;

3) сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна;

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

7.Рефлексия.

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня на уроке

Шевелить мозгами, краем уха, хлопать ушами.

- А закончить наш урок мне хочется восточной притчей «Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: 

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. 

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 

-Всё в твоих руках.

 8. Домашнее задание.

  1. Выписать из художественной литературы 5 ССП, выполнить  их полный синтаксический разбор.

  2. Проанализировать постановку знаков препинания в стихотворении А.Блока

« Незнакомка»

 

  Анализ урока

 

 На данном уроке  были  реализованы современные подходы к уроку русского языка в рамках введения ФГОС ООО:

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации.

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи приёмов технологии критического мышления.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия:

•        прогнозирование темы урока;

•        целеполагание урока;

•        осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

В ходе урока старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживала доброжелательную атмосферу.  Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения хорошей оценки на уроке, а, исходя из внутренней потребности, выразить свои мысли.

 Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.

Считаю, что урок достиг поставленных целей. Можно сделать вывод о том, что выбор методов и приёмов обучения оправдался.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!