СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А если одного предложения мало?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с понятием текст.

Просмотр содержимого документа
««А если одного предложения мало?»»

Русский язык 2 класс программа «Гармония»

Тема урока: Знакомство с понятием «текст». «А если одного предложения мало?»

Форма урока: Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее разрешения.

Тип урока: Урок введения (открытия) нового знания

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.

Метапредметные планируемые результаты:

ПУУД:

-действия постановки и решения проблем; формулирование проблемы ; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

общеучебные

-формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символическое моделирование.

логические

подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

ЛУУД

-самоопределение (мотивация учения)

-нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей ;

РУУД

целеполагание; планирование; оценка.

КУУД

-слушать собеседника, использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы; формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование: тетрадь- задачник, раздаточный материал карточки с текстами , мультимедиа, презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.


Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места.

Мы начинаем урок русского языка. Запишем число и классная работа.

- Почему наш учебник так назвали?

-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.




Учащиеся оформляют запись в тетради.

-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

Р - организация своего учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

П- осознавать познавательную задачу.

II. Актуализация опорных знаний.


- Егорка сегодня пришел после болезни.

- Давайте расскажем ему, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку :

буква, слог, слово, предложение, звук.

- Повторим известные сведения о предложении.



Дети на доске восстанавливают:

Звук и буква – слог – слово – предложение.

- Предложение.

Дети повторяют все известные сведения о предложении.

  1. В предложении выражается законченная мысль, чувство.

  2. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу.

  3. Предложение произносятся с интонацией конца мысли.

  4. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.

  5. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;

К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.


III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.


- Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. Где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?

- Знайка предлагает нам два набора предложений. Можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?

(Наборы предложений в Приложении 1):

- Какие цели поставим сегодня на уроке?


Дети затрудняются ответить.





- Нет. Мы мало знаем о тексте.



-

Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

П- читать и слушать, извлекать нужную информацию;

умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее.

К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

IV. Работа над новой темой.















- Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234 «В одном сказочном городе жили коротышки».

-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или нужно продолжить мысль?

-А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать? Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

- Уточните и дополните своё рассуждение с.109, упр.235.

Хоровое чтение.

- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?

- О чём же мы продолжим речь?

- Как сам автор продолжил свою мысль, хотите узнать?

Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. (Показ на слайде) Читаем хором.

- Сколько здесь предложений?

- Как эти предложения связаны друг с другом?

- Что нового сообщается о коротышках во 2 предложении?

- В следующем предложении?

- Как же называется такой набор предложений?

- Прочитайте сообщение на с.109

Какую новую единицу речи мы получили?

- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.

Вставляем в логическую цепочку:

- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.

- Так что же такое текст?



- Как предложения связаны между собой в тексте?



- Вернёмся к тексту в упр.236. С чем сравнивают коротышек?

- Вам знакомо написание этого слова?

- Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний.

Из каких элементов состоит слово?

- Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы. Взаимопроверка в парах.

- Составьте предложение с этим словом.


- А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст.





-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли.

-Почему их назвали коротышками?





- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.

Учащиеся читают рассуждение.


- О коротышках.


- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.



Учащиеся работают в задачнике.





- Три.

- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья.

- Почему их так назвали?


- Какими маленькими они были.



Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором).

- Новая единица речи - текст.


Учащиеся вставляют слово в цепочку.

Рассуждение детей.




- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.


- С огурцом.


- Нет.

Запись слова на новой строке.


Учащиеся работают с элементами слова.

Дети записывают и отмечают орфограммы.

Проверяют работу соседа и показывают сигнал «Пара готова!»

Игра «Составь предложение со словом огурец из 5,6,7 слов».

П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

V. Физминутка

доктора Пилюлькина.

Точечный массаж.


Выполняют действие с опорой на иллюстрации на слайде.

К-умение слушать и понимать речь.

VI. Первичное закрепление.


- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?

- Читаем продолжение в упр. 237.

- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.


- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.


- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?


- На следующем уроке мы будем говорить с вами о том, как правильно выбрать название текста завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.

- Да.


- Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения.


- О городе коротышек (или о Цветочном городе).



Дети высказывают свои предположения.




Дети работают с текстом в тетрадях.

К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.

П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения.

VII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

- Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? Где мы будем применять новые знания?

- Любой ли набор предложений может быть текстом?

- Вернёмся к двум наборам предложений. Определите, какой из них не является текстом.

- Почему вы так решили?


- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Являются ли они текстами? Работать будете в парах. (Приложение 2)

- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст. Почему?

- А на каких карточках обычный набор предложений? Почему?

- Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.


- Нет.



Дети выбирают набор № 1

- В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.


Дети работают в парах.




- 1 и 4 – это тексты.



- 2 и 3 – это просто предложения.

К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.

П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли

VIII. Итог урока, рефлексия.


- Какие цели ставили сегодня на уроке?



- Смогли ли мы их достичь?

- Каково же место понятия «текст»?

- Докажите это.


- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?

- А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был.

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

- Да.

- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.


Дети отвечают.

Р – адекватно оценивать свои достижения.


Приложение 1.

№.1

Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.


№ 2

На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.)


Приложение 2

Карточка №1.

Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

Карточка №2.

Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.

Карточка №3.

Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

Карточка №4.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!