I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места. Мы начинаем урок русского языка. Запишем число и классная работа. - Почему наш учебник так назвали? -Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка. | Учащиеся оформляют запись в тетради. -«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка. | Р - организация своего учебного места; Л- освоение роли ученика; К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; П- осознавать познавательную задачу. |
II. Актуализация опорных знаний. | - Егорка сегодня пришел после болезни. - Давайте расскажем ему, что мы знаем о единицах речи. Восстановим логическую цепочку : буква, слог, слово, предложение, звук. - Повторим известные сведения о предложении. | Дети на доске восстанавливают: Звук и буква – слог – слово – предложение. - Предложение. Дети повторяют все известные сведения о предложении. В предложении выражается законченная мысль, чувство. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу. Предложение произносятся с интонацией конца мысли. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации бывают восклицательные и невосклицательные. | П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. |
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы. | - Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. Где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место? - Знайка предлагает нам два набора предложений. Можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет? (Наборы предложений в Приложении 1): - Какие цели поставим сегодня на уроке? | Дети затрудняются ответить. - Нет. Мы мало знаем о тексте. - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. | П- читать и слушать, извлекать нужную информацию; умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее. К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
IV. Работа над новой темой. | - Прочитайте предложение к этой картинке в учебнике в упражнение 234 «В одном сказочном городе жили коротышки». -Всё понятно из данного предложения о жителях городка или нужно продолжить мысль? -А если одного предложения мало, что тогда делать? О чём бы вам хотелось узнать? Может ли следующее предложение быть таким: В особенности Незнайка прославился после одной истории. - Уточните и дополните своё рассуждение с.109, упр.235. Хоровое чтение. - Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении? - О чём же мы продолжим речь? - Как сам автор продолжил свою мысль, хотите узнать? Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр. 236. Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. (Показ на слайде) Читаем хором. - Сколько здесь предложений? - Как эти предложения связаны друг с другом? - Что нового сообщается о коротышках во 2 предложении? - В следующем предложении? - Как же называется такой набор предложений? - Прочитайте сообщение на с.109 Какую новую единицу речи мы получили? - Найдите место данному слову в нашей логической цепочке. Вставляем в логическую цепочку: - Докажите, что новая единица правильно заняла своё место. - Так что же такое текст? - Как предложения связаны между собой в тексте? - Вернёмся к тексту в упр.236. С чем сравнивают коротышек? - Вам знакомо написание этого слова? - Давайте включим слово огурец в наш словарь правильных написаний. Из каких элементов состоит слово? - Запишите это слово каллиграфически верно и отметьте все орфограммы. Взаимопроверка в парах. - Составьте предложение с этим словом. - А теперь продолжите мысль первого предложения вторым, чтобы у нас получился уже текст. | -Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли. -Почему их назвали коротышками? - Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается. Учащиеся читают рассуждение. - О коротышках. - Тоже о них, но будем развивать мысль дальше. Учащиеся работают в задачнике. - Три. - Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведенья. - Почему их так назвали? - Какими маленькими они были. Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором). - Новая единица речи - текст. Учащиеся вставляют слово в цепочку. Рассуждение детей. - Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль. - Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего. - С огурцом. - Нет. Запись слова на новой строке. Учащиеся работают с элементами слова. Дети записывают и отмечают орфограммы. Проверяют работу соседа и показывают сигнал «Пара готова!» Игра «Составь предложение со словом огурец из 5,6,7 слов». | П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами. К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
VI. Первичное закрепление. | - Хотите прочитать продолжение текста про коротышек? - Читаем продолжение в упр. 237. - Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите. - Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. - Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете? - На следующем уроке мы будем говорить с вами о том, как правильно выбрать название текста завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи. | - Да. - Да. Предложения говорят об одном и том же и каждое следующее являются продолжением предыдущего предложения. - О городе коротышек (или о Цветочном городе). Дети высказывают свои предположения. Дети работают с текстом в тетрадях. | К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности. П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить логическую цепь рассуждения. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. | - Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? Где мы будем применять новые знания? - Любой ли набор предложений может быть текстом? - Вернёмся к двум наборам предложений. Определите, какой из них не является текстом. - Почему вы так решили? - На парте перед вами карточки с наборами предложений. Являются ли они текстами? Работать будете в парах. (Приложение 2) - Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где настоящий текст. Почему? - А на каких карточках обычный набор предложений? Почему? | - Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало. - Нет. Дети выбирают набор № 1 - В этом наборе хоть и говориться об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом. Дети работают в парах. - 1 и 4 – это тексты. - 2 и 3 – это просто предложения. | К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию. П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли |
VIII. Итог урока, рефлексия. | - Какие цели ставили сегодня на уроке? - Смогли ли мы их достичь? - Каково же место понятия «текст»? - Докажите это. - Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему? - А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был. | - Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений. - Да. - Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего. Дети отвечают. | Р – адекватно оценивать свои достижения. |