Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассников»
«Адаптация первоклассников»
Составитель Клестова Н.Л.,
г. Ревда
Свердловская область
" готовность ребенка к школе "
Звенит звонок нам 11 лет подряд.
Его услышав, люди улыбаются,
И расцветают лица у ребят:
Пришла пора – уроки начинаются.
«Зачем дети приходят в школу?»
Учиться!
Новая жизнь ребятам кажется утомительной и не всегда интересной.
- Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями;
Адаптация к школе –
это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Факторы, влияющие
на успешность процесса
адаптации
В создании шаблона использована картинка и шрифт Jazz Ball
факторы эффективности адаптации первоклассников Используемые ресурсы
Личностная готовность
Волевая готовность
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
включает в себя:
- умение строить отношения с учителем
- умение общаться со сверстниками, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу;
- отношение к себе
- Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
- Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого
- Действовать в соответствии с правилом
- Использовать образец
- Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени
- Интеллектуальная готовность
- Определённый запас знаний;
- Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений;
- Желательно развивать способность слушать, уметь сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.). Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.
В то же время эффективность адаптации первоклассников к школе во многом зависит от позиции учителя и от выбранного им стиля общения с учениками. В настоящее время выделяются три основных стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и попустительский. В исследовании М.Е. Зеленовой было показано, что адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа педагогического взаимодействия. У ребят к концу года снижается выраженность таких симптомокомплексов, как незащищенность, недоверие к себе, враждебность, депрессивность, чувство неполноценности и конфликтность. Личностно ориентированный учитель создает в классе атмосферу, благоприятную для совпадения индивидуальных потребностей детей с требованиями школы
Семейные отношения влияют на процесс адаптации первоклассников. Для того чтобы период адаптации к школе прошел относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
Успешность адаптации
во многом зависит
наличия у детей
адекватной самооценки
- мнение о себе,
- о своих возможностях и способностях,
- чертах своего характера и человеческих качествах.
- Радуйтесь своему малышу!
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку;
- Будьте терпеливы!
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй!
- Поощряйте любопытство и воображение вашего ребенка;
- Поощряйте игры с другими детьми;
- Старайтесь, чтобы малыш принимал участие в ваших делах: готовил обед, пересаживал цветы и другое.
- Помогите ребенку выучить сведения о его семье.
- Регулярно водите ребенка в библиотеку.
- Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. Играйте с ребенком в разные игры.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончит свой рассказ;
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов;
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал; займитесь чем – то другим;
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
- Не требуйте сразу слишком много: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату;
- Никогда не критикуйте ребенка в присутствии посторонних;
- Не надо устанавливать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на вас внимание;
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений; Не сравнивайте вашего ребенка ни с какими другими детьми!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Литература:
- 1.Белкин А.С. Ситуация успеха.Как ее создать ?-М.:Просвещение ,2001г.
- 2.Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе.-Канд.дис.М.:1991г
- 3.Материалы сайта http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки