МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 им. Сирина Н.И.»
«РАССМОТРЕНО» на ПМПк Протокол от ______________№ Руководитель __________С.В. Барышникова | «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания МС от _________ №1 ___________ Л.И. Васильева | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы ___________С.О. Москвина Приказ от _________ |
«СОГЛАСОВАНО» ____________ Родитель несовершеннолетнего ___________ ?????????? | |
Адаптированная
образовательная программа
Ф.И.О.,
обучающегося 5 «Г» класса,
разработанная для условий инклюзивного образования
Ханты-Мансийск – 2019
Содержание
Пояснительная записка 3
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности 6
Содержание тем учебного предмета 10
Требования к уровню подготовки учащегося 11
Способы, средства, формы проверки результатов 11
Организация текущего и промежуточного контроля 16
Тематическое планирование 17
Кодификатор предметных умений, проверяемых в итоговой контрольной работе 20
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечинение 20
Цифровые образовательные ресурсы 23
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. Примерной программы основного общего образования по биологии для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко. (М. : Вентана-Граф, 2014) с учетом психофизических особенностей ученика 5 класса Иванова Ивана Ивановича, который является обучающимся с ОВЗ и по решению ТПМПК согласно заключения от 22.12.20.. года №… учебного года ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (НОДА,РАС,ТНР)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
Конституция РФ; Федеральный закон N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»; Методические рекомендации по разработке рабочих программ по биологии для специальных (коррекционных) классов
Актуальность программы
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ОВЗ) не может освоить Программу по биологии в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывает затруднения при чтении, не может делить главное в информации, затрудняется при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладает неустойчивым вниманием, обладает бедным словарным запасом, у него нарушены фонематический слух и графоматорные навыки.
Иванов И.И. работает на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, ему с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие Ивану получить качественное образование по биологии, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Биологические термины изучаются таким образом, чтобы обучающийся мог опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащийся получает только общее представление. Ряд сведений о биологичеких процессах познается школьником в результате практической деятельности.
Рабочая программа раскрывает содержание обучения биологии учащихся 8 класса общеобразовательных организаций. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, программы развития универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рабочая программа также реализует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения, результаты межпредметной интеграции.
Мировая и национальная система общего образования претерпевает в настоящее время интенсивные изменения. Она активно вовлечена в процесс глобализации, где становится основным механизмом реализации модели устойчивого развития мира, приобретает новые свойства: гуманизм, интеграцию, динамизм, мобильность, личностно-ориентированный характер.
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития ‒ ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых ‒ вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Место предмета в базисном учебном плане.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, 34 (1ч в неделю) в 7 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 8, 9 классах
Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии).
Исходя из уровня подготовки обучающихся класса, используются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно –ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. Методы обучения: репродуктивный (объяснительно –иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности –групповая и индивидуальная. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные в Примерной программе. Все работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла биологических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых биологических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ОВЗ, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету. Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы с ОВЗ аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе.
Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ОВЗ текущие проверки овладения знаниями.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность учащимся с ОВЗ достичь следующих личностныхрезультатов:
формирование социальной среды развития обучающегося с ОВЗ, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
усвоение обучающимся с ОВЗ нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения;
приобщение обучающегося с ОВЗ к культурным ценностям своего народа, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
социальную самоидентификацию обучающегося с ОВЗ посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
формирование у обучающегося с задержкой психического развития личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;
формирование позитивной самооценки; приобщение обучающегося с ОВЗ к общественной деятельности и школьным традициям;
учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
формирование у обучающегося с ОВЗ мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью под руководством педагогов;
развитие собственных представлений о будущей профессиональной деятельности;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающегося с ОВЗ;
совместную деятельность обучающегося с ОВЗ с родителями (законными представителями);
информирование обучающегося с ОВЗ об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального спроса на различные виды трудовой деятельности;
осознание обучающимся с ОВЗ ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности противостоять им.
Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы по биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;
формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
формирование у обучающихся с ОВЗ осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.
Требования к метапредметным результатам:
регулятивными: действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строит алгоритмы реализации учебных действий); действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
познавательными: конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога; использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации; выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
коммуникативными: аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
практическими: способностью к использованиприобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебногосотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью болееглубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий). формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире,постоянного процесса эволюции научного знания; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результатыпод руководством педагога; овладение умением сопоставлять знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование умений безопасного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, аргументирование своих действий.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде ли и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз решать кон флик ты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ОВЗ умениями, специфическими для данной предметной области, видами деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его применению в учебных и социальных ситуациях, владение терминологией, ключевыми понятиями. Предметные результаты освоения биологии обучающимися с ОВЗ ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного образования.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях е. развития, сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека под руководством педагога;
формирование основ экологической грамотности: понимания последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; подбирать адекватные действия и поступки по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в рациональном природопользовании и защите здоровья людей;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «Биология»
5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Требования к уровню подготовки учащегося
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года
Результаты изучения воспитанниками с ЗПР учебного предмета «Биология» на конец учебного года приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Живые организмы
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Способы, средства, формы проверки результатов.
Формы и методы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
В рабочей программе для контроля уровня достижений учащихся используются такие методы контроля как:
-по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), итоговый (выходной) контроль в виде теста.
-по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная).
-по способу организации контроля: взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.
-по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (контрольные, проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдении за ходом выполнения практических работ).
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля за качеством обучения и усвоения материала:
- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);
- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);
- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);
- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);
- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);
- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).
Для определения уровня подготовленности обучаемого к усвоению предлагаемого материала в рабочей программе предусмотрен входной контроль, а так же выходной контроль, который позволяет оценить уровень усвоения изученного материала в динамике. Входной и выходной контроль проводятся в форме тестирования.
Контроль результатов обучения химии выполняет, как и все другие компоненты учебного процесса, образовательную, воспитывающую и развивающую функции. Контроль имеет системные свойства и является неотъемлемой частью обучения. С помощью контроля устанавливается степень достигнутости целей и осуществляется управление обучением. Главное требование к контролю - его систематичность.
Методы контроля при всем их разнообразии эффективны только тогда, когда они адекватны содержанию и деятельности учащихся по его усвоению.
Виды контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. Предварительный контроль предназначен для того, чтобы выявить исходный уровень знаний, от которого можно отталкиваться в последующем обучении. Он может проводиться в начале учебного года или в начале урока. Текущий контроль осуществляется на протяжении всего урока с целью контроля за ходом усвоения изучаемого материала. Тематический (периодический) контроль проводится в конце темы (или какого-либо длительного отрезка учебного времени - четверти, полугодия и т. п.).
Внутри названных видов контроля усвоения различают методы контроля. Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной проверки.
Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, диктант, письменные домашние задания и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении химии.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем.
Все эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются или на этапе закрепления или в качестве домашнего задания.
По окончании курса проводится итоговая контрольная работа.
Критерии и нормы оценки
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.
ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.
Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.
Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.
Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающихся старших классов с ОВЗ, так как чаще всего выраженные нарушения той или иной деятельности помешают ребенку обучаться наравне со всеми детьми в классе.
Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на:
Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.
Повышения уровня развития логического мышления.
Развитие наглядно-образного и логического мышления.
Развитие речи.
Развитие приемов учебной деятельности.
Развитие личностно-мотивационной сферы.
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.
Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.
Виды коррекционно-развивающих упражнений:
Упражнения, связанные с тактильным восприятием:
«Узнай по контуру»
«Кусочки целого»
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:
«Запомни и нарисуй»
«Составь слово»
«Найди смысловые связи»
«Бессмысленные слова»
«Один лишний»
«Память на слова»
«Мысленные образы»
«Ассоциации»
«Раздели на группы»
Лабиринт
Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:
«Найди по алфавиту или слова-загадки»
«Номер буквы по алфавиту»
« Высокий, средний, низкий»
«Слова по алфавиту»
Организация текущего и промежуточного контроля
5 класс Годовой календарный график текущего контроля
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Лабораторных опытов и практических работ | Контрольных работ и обобщений |
Биология – наука о живом мире | 8 | | |
1 | Наука о живой природе | | | |
2 | Свойства живого | | | |
3 | Методы изучения природы | | | |
4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | | 1Лабораторная работа | |
5 | Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | | 1Лабораторная работа | |
6 | Химический состав клетки | | | |
7 | Процессы жизнедеятельности клетки | | | |
8 | Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире». | | | 1Обобщающий урок |
Многообразие живых организмов | 12 | | |
9 | Царства живой природы. | | | |
10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | | | |
11 | Значение бактерий в природе и для человека. | | | |
12 | Растения. | | | |
13 | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». | | 1Лабораторная работа | |
14 | Животные. Полугодовая контрольная работа. | | | 1 Контрольная работа. |
15 | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | | 1Лабораторная работа | |
16 | Грибы. | | | |
17 | Многообразие и значение грибов. | | | |
18 | Лишайники. | | | |
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | | | |
20 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». | | | 1Обобщающий урок |
Жизнь организмов на планете Земля. | 8 | | |
21 | Среды жизни планеты Земля. | | | |
22 | Экологические факторы среды. | | | |
23 | Приспособления организмов к жизни в природе. | | | |
24 | Природные сообщества. | | | |
25 | Природные зоны России. | | | |
26 | Жизнь организмов на разных материках. | | | |
27 | Жизнь организмов в морях и океанах. | | | |
28 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля». | | | 1Обобщающий урок |
Человек на планете Земля | 6 | | |
29 | Как появился человек на Земле. | | | |
30 | Как человек изменял природу. | | | |
31 | Важность охраны живого мира планеты. | | | |
32 | Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля». | | | 1Обобщающий урок |
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. | | | 1Контрольная работа |
34 | Экскурсия «Весенние явления в природе» . | | | |
| Всего: | 34 | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «Биология»
5КЛАСС (1ч в неделю, всего 34 ч)
№ | Тема урока | Количество часов | Коррекционная основа урока |
Биология – наука о живом мире | 8 | |
| Наука о живой природе | 1 | Развитие наглядно-образного мышления. |
| Свойства живого | 1 | Развитие зрительного восприятия. |
| Методы изучения природы | 1 | Развитие наглядно-образного мышления. |
| Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 | Формировать навыки работы с микроскопом и иллюстрировать наблюдения простейшими рисунками. |
| Строение клетки. Ткани Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | 1 | Развивать самостоятельность, аккуратность. |
| Химический состав клетки | 1 | Корригировать речевую деятельность учащегося. |
| Процессы жизнедеятельности клетки | 1 | Корригировать познавательную деятельность учащегося. |
| Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире». | 1 | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
Многообразие живых организмов | 12 | |
| Царства живой природы. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. |
| Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 1 | Формировать умение объяснять рисунки, представленные в учебнике. |
| Значение бактерий в природе и для человека. | 1 | Корригировать познавательную деятельность учащегося. |
| Растения. | 1 | Умение работать с текстом. |
| Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». | 1 | Умение работать с биологическими объектами. |
| Животные. | 1 | Развитие слуховой и зрительной памяти. |
| Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | 1 | Выполнять наблюдения, измерения с участием учителя. |
| Грибы. | 1 | Развитие памяти. |
| Многообразие и значение грибов. | 1 | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
| Лишайники. | 1 | Заполнять таблицу, отбирать содержание. |
| Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 1 | Формировать умение объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике. |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов». | 1 | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
Жизнь организмов на планете Земля. | 8 | |
| Среды жизни планеты Земля. | 1 | Формировать умение объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике. |
| Экологические факторы среды. | 1 | Развитие логического мышления, речи. |
| Приспособления организмов к жизни в природе. | 1 | Формировать навыки поиска информации в учебнике |
| Природные сообщества. | 1 | Формировать умение объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике. |
| Природные зоны России. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. |
| Жизнь организмов на разных материках. | 1 | Учиться составлять план текста. |
| Жизнь организмов в морях и океанах. | 1 | Способствовать развитию логического мышления, речи. |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля». | 1 | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
Человек на планете Земля | 6 | |
| Как появился человек на Земле. | 1 | Умение работать с текстом. |
| Как человек изменял природу. | 1 | Расширять представления об окружающем мире. |
| Важность охраны живого мира планеты. | 1 | Формировать навыки поиска информации при помощи компьютера. |
| Сохраним богатство живого мира. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля». | 1 | Формировать навыки поиска информации при помощи компьютера. |
| Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. | 1 | Коррекция знаний по теме. |
| Экскурсия «Весенние явления в природе» . | 1 | |
| | |
ВСЕГО за 5 класс | 34 | |
Кодификатор предметных умений, проверяемых в итоговой контрольной работе по биологии
№ | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | признаки биологических объектов: живых организмов; клеток |
2 | сущность биологических процессов; |
3 | Процессы жизнедеятельности живых организмов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение; |
4 | роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; |
5 | родство, общность происхождения живых организмов; |
6 | взаимосвязи организмов с окружающей средой |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Дополнительная литература для учителя:
Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014 г)
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев ,О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биоло¬гия: Пособие для учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012.
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. ‒ М.: Дрофа, 2014;
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 2014;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про¬свещение, 2014;
Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2015.
10 Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология: в 3-х т. Т.2, - М.: Мир, 2004.
Дополнительной литературы для учащихся:
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам.М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необхомо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записейи воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающиепрограммы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.
Перечень оснащения кабинета биологии
Гербарии | основные группы растений, сельскохозяйственные растения; |
Коллекции | голосеменные растения, семена и плоды; |
Чучела позвоночных животных | рыба, грач, ястреб; |
Скелеты позвоночных животных | костистая рыба, ящерица, голубь, кролик, кошка |
Влажные препараты беспозвоночных и позвоночных животных | лягушка, крыса, цыпленок, медуза; |
Комплекты микропрепаратов | ботаника, зоология,анатомия,общая биология; |
Объемные модели | скелет конечностей лошади, строение мозга позвоночных животных, череп человека с раскрашенными костями, глаз, гортань в разрезе, мозг в разрезе, сердце, желудок, печень, ухо, структура ДНК (разборная), скелет человека на штативе (85 см). |
Рельефные таблицы | археоптерикс,внутреннее строение рыбы,внутреннее строение лягушки,внутреннее строение голубя,разрез кожи, пищеварительный тракт,фронтальный разрез почки человека строение почки, строение спинного мозга, ухо человека |
Магнитные модели-аппликации | Деление клетки. Митоз и мейоз, биосинтез белка |
Наборы муляжей | Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы |
Раздаточные материалы | Лупа ручная, микроскоп |
Посуда и принадлежности для опытов | Демонстрационные: набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ, штатив лабораторный Лабораторные: набор препаровальныхинструментов,набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии,спиртовка лабораторная |
Печатные пособия | Комплект таблиц по основным разделам биологии |
Информационно-коммуникационные средства
Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
CD «1С:Школа»: Биология, 6кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. CD «1С:Школа»: Биология, 7кл. Животные. CD «1С:Школа»: Биология, 9кл. Основы общей биологии. CD «1С: Репетитор». | http://redbook.ru/ Красная Книга, флора, фауна и ООПТ Челябинской области и Южного Урала www.eeexchange.org – EnvironmentalEducationExchange – программы образования в области окружающей среды http://zelenyshluz.narod.ru/ЗЕЛЁНЫЙ ШЛЮЗ- путеводитель по экологическим ресурсам http://www.ustoichivo.ru/ Стратегия устойчивого развития http://www.ecoline.ru/ электронная библиотека «Эколайн» - |
23