СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающегося на дому, по предмету "Развитие устной речи". 3 класс. Вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающегося на дому, по предмету "Развитие устной речи". 3 класс. Вариант 2»

Пояснительная записка

к адаптированной рабочей программе по развитию устной речи


Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с окружающей действительностью составлена на основе программы специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и требований к уровню подготовки учащихся, с учетом регионального компонента. Образовательная программа, адаптирована для учащихся с умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Данная программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Закон Ростовской области от 14.11.2013г №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы (сборник №1) под редакцией В.В.Воронковой, издательство «ВЛАДОС», 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • Примерный региональный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом МО и ПО Ростовской области № 1277 от 10.07.2002 года.

  • Постановление №1 от 28.03.2014г. МО и ПО Ростовской области.

  • Учебный план ГКОУ РО Развиленская школа – интернат на 2017 – 2018 учебный год.

  • Локальные акты образовательного учреждения

  • Устав ГКОУ РО Развиленская школа – интернат.


Цели:

  • исправление дефектов общего и речевого развития обучающегося;

  • активизация познавательной деятельности;

  • формирование элементарных представлений и понятий об окружающей действительности.





Задачи:

  • расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире;

  • обучение способности видеть, сравнивать;

  • развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления



Общая характеристика курса по развитию устной речи на основе ознакомления с окружающей действительностью


Данный учебный курс осуществляет реализацию адаптивной образовательной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Процесс образования по данной программе обеспечивает учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации: Е.Д.Худенко, И.А.Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.

Занятия по учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, он получает некоторые представления о мире, который находится вне поля его чувствительного опыта.
Основным методом обучения является беседа. Учитель руководит речевой деятельностью обучающегося, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающегося.


Учебный план: 3 часа в неделю, 104 часа в год








Основные требования к знаниям и умениям обучающегося.


Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

Коррекционные и развивающие задачи

- названия изученных предметов, части предметов.


- называть предмет , характеризовать их основные свойства( цвет, форма, размер);

- участвовать в беседе;

-соблюдать правила личной гигиены;


Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающегося:


Особенности оценки образовательных результатов детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости, заключаются в том, что уровень этих результатов определяется, прежде всего, индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Доминирующим направлением является развитие жизненной компетенции и продвижение ребенка в этом направлении является основным искомым результатом образования.

Оценка образовательных достижений детей с умеренной степенью умственной отсталости носит только качественный характер, обучение безотметочное.


Предполагаемые результаты освоения программы:

— Усвоил;

— Частично усвоил;

— Не усвоил.










Содержание учебного предмета

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самого обучающегося. Учитель руководит речевой деятельностью ребёнка, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающегося закрепляется умение правильно говорить; описывая предметы, явления, он учится простому высказыванию.

На экскурсиях обучающийся знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках- на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Экскурсии (ЭКП) и практические работы

1. Экскурсия. Начало осени: наблюдение за сезонными изменениями в природе.

2. Экскурсия в прирду.


1. Экскурсия. Вот и осень прошла: итоги осени; первые признаки зимы.

2. Сезонные изменения в природе.

1. Экскурсия. Признаки зимы.

2.Экскурсия. Сезонные изменения в природе: весна пришла.

3.Птицы весной.

1.Изменения в природе. 2.Пр. работа: уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

3.Экскурсия. Раннецветущие растения.









Учебно-методическая и материально-техническая база

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Закон Ростовской области от 14.11.2013г №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • Примерный региональный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом МО и ПО Ростовской области № 1277 от 10.07.2002 года.

  • Учебный план ГКОУ РО «Развиленская специальная школа – интернат» на 2017 – 2018 учебный год.

  • Локальные акты образовательного учреждения

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (сборник №1) под редакцией В.В.Воронковой, издательство «ВЛАДОС», 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

  • Постановление №1 от 28.03.2014г. МО и ПО Ростовской области.

  • Устав ГКОУ РО «Развиленская специальная школа – интернат»

Учебно-методический комплекс:

  1. Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных учреждений YIII вида  под редакцией  В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2001

  2. Е.Д.Худенко, И.А.Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.1 класс. - М.: АРКТИ, 2006.





Информационное обеспечение образовательного процесса


  • Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

  • Учительский портал http://www.uchportal.ru

  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/




Учебно-тематическое планирование


Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи

Пед. средства, технологические решения кор. задач

Проблемы, возникающие при изучении темы


Время года-осень

Дом

Семья

Деревья

Время года-зима

Овощи

Фрукты

Птицы

Насекомые

Одежда

Обувь

Животные

Время года –весна

Растения

Человек


Повторение и

закрепление

пройденного







Коррекция слухового восприятия

Коррекция зрительного восприятия

Коррекция зрительного восприятия на основе упр. в анализе – синтезе

Коррекция внимания; коррекция в пространственной ориентированности

Коррекция мышления на основе упр.в сравнении

Коррекция внимания; коррекция в пространственной ориентированности

Коррекция внимания; коррекция в пространственной


ориентированности

Коррекция мышления на основе упр.в сравнении




Игры и упражнения, формирующие потребность в общении

Игры и упражнения, формирующие потребность в общении

Игры и упражнения, формирующие потребность в общении

Индивидуальный подход


Индивидуальный подход

Игры и упражнения,

формирующие потребность в общении

Игры и упражнения, формирующие потребность в общении

Индивидуальный подход



Недостаточно сформирована звуковая сторона речи


Недостаточно сформирована звуковая сторона речи


Недостаточно сформирована звуковая сторона речи


Недостаточно сформирована звуковая сторона речи

Недостаточно сформирована звуковая сторона речи

Недостаточно сформирована звуковая сторона речи



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол.

час

Дата

Речевая деятельность (устная)

Обязательный минимум

Словарь

знать

уметь


I четверть

Вводное занятие. Знакомство с предметом.


« Вот и лето прошло».

Экскурсия


Учебные вещи.


«Начало осени». Экскурсия


Признаки осени.


Плохая и хорошая погода.


Животные осенью:

-медведь,

-заяц,

-лиса.


Семья.


Члены моей семьи.


Мои друзья.


Дом, в котором я живу


Игрушки.


Дифференциация игрушек и учебных вещей.


Сезонные изменения в природе.


Экскурсия.


«Золотая осень». Повторительно -обобщающий урок.


Итоги 1-й четверти


II четверть


Сезонные изменения в природе.


Поздняя осень.


Труд людей осенью.


Деревья: береза, клен.


Деревья осенью.


Огород.


Овощи: морковь, лук, капуста, помидор.


Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.


Сад.


Фрукты: яблоко, груша, слива.


Овощи и фрукты.


Дифференциация овощей и фруктов


Скоро зима.


Изменения в природе


Признаки зимы.


Экскурсия в природу.


Итоги 2-й четверти


III четверть


Зимние забавы детей.


«Сезонные изменения в природе зимой» Экскурсия.


Зимующие птицы.


Помощь птицам зимой.


Зима и её особенности.


Одежда.

Сезонная одежда.


Уход за одеждой.


Обувь. Виды обуви.


Сезонная обувь и уход за ней.


Дикие Животные


Дикие животные: волк.


Дикие животные: кабан.


Домашние животные.


Домашние животные: кролик.


Домашние животные: корова


Домашние животные : кошка


Домашние животные: собака.


Уход за животными.


Дикие и домашние животные.



Комнатные растения: фикус.


Уход за комнатными растениями.


Сезонные изменения в природе весной.

Экскурсия.


Весна-преображение

природы.


Признаки весны.

Экскурсия в природу.


Итоги 3-й четверти.


IV четверть

Раннецветущие растения.


Рисование на тему раннецветущие растения: «подснежник»

(по контуру)


Птицы.



Птицы: ворона


Птицы: воробей


Насекомые.


Насекомые: муравей


Насекомые: жуки


Насекомые: бабочки.


Птицы и насекомые.


Человек.

Части тела человека.


Охрана здоровья.


Гигиена тела.


Волосы кожа и их гигиена:

-стрижка;

-мытьё;

-расчесывание.



«Веселый май».


Экскурсия


Осадки.


«Здравствуй лето! Итоговый урок



24 ч


1



1


1


2


1



2



1


1

1

1

1


1


1


1


1



1



2




1



1


1



1



23 ч


1



1


1


2



1


2


1




1





1


2



2


2



1


1



2


1



1


31 ч


1




1




1


1



1



2



2


2


2



1


1



1



1



1



1



1




1


2



2



1



1



1




1



1




1


26 ч


2


1






2



1


1


2


1


1


1



2



2



2


2



2






1


1


1



1



Определить уровень речевых умений


Формирование умения образовывать слова

Формирование умения образовывать слова

Формирование словообразовательной функции речи

Формирование словообразовательной функции речи

Отработка умения образовывать относительные прилагательные

Развитие речевых умений.

Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.


Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.


Формирование словообразовательной функции речи

Формирование словообразовательной функции речи

Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений

Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.


Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.


Работа по тематическим картинкам


Развитие речевых умений.

Развитие речевых умений.

Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.

Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.

Работа по тематическим картинкам



Формирование словообразовательной функции речи


Развитие речевых умений




Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Развитие речевых умений.

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи


Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по


тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Формирование словообразовательной функции речи




Формирование словообразовательной функции речи.





Формирование словообразовательной функции речи



Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам

Формирование словообразовательной функции речи

Работа по тематическим картинкам


Формирование словообразовательной функции речи


Развитие речевых умений


Развитие речевых умений


Назначение предмета.


Признаки лета.




Назначение предмета.


Назначение учебных вещей.


Признаки осени

Изменения в погоде.

Признаки осени


Обобщающие названия изученных групп предметов


Признаки животных.

Обобщающие названия изученных групп предметов

Членов семьи.

Состав своей семьи


Обобщающие названия изученных групп предметов.


Назначение дома.

Различие между игрушками и школьными вещами Назначение игрушек.

Обобщающие названия изученных групп предметов

Признаки времён года.

Правила поведения во время экскурсии.

Признаки изменений в природе.


Признаки осени.





Изменения в природе.


Признаки осени.

Чем занимаются люди осенью.


Виды деревьев.

Названия деревьев.



Назначение огорода.



Виды овощей

Назначение овощей.

Сезонные изменения в природе


Признаки зимы


Назначение сада.




Виды фруктов


Различие между овощами и фруктами.


Различие между овощами и фруктами



Признаки зимы


Особенности зимы


Изменения в природе






Особенности зимы



Сезонные изменения в природе зимой




Зимующих птиц



Особенности зимы


Предназначение и виды одежды




Предназначение и виды обуви.








Диких животных





Домашних животных




Домашних животных



Правила ухода за животными.















Правила ухода за комнатными растениями.

Различия комнатных растений.

Простейшие комнатные растения


Сезонные изменения в природе





Признаки весны







Простые раннецветущие растения.



Птиц родного края.








Простейшие виды насекомых.


Предназначение насекомых.







Назначение частей тела.


Как заботиться о своём здоровье.


Правила гигиены.




Ухаживать за собой.








Признаки весны.



Различать виды осадков.










Участвовать беседе



Участвовать беседе


Наблюдать за природой.


Участвовать в беседе


Ориентироваться в расположении классных комнат.



Участвовать в беседе


Наблюдать.

Участвовать в беседе


Говорить.


Участвовать в беседе


Наблюдать.


Участвовать в беседе.


Знать членов семьи.


Говорить.


Участвовать в беседе.


Наблюдать.

Говорить.


Различать игрушки.


Дифференцировать игрушки и учебные вещи.


Говорить.


Наблюдать за природой.



Участвовать в беседе


Участвовать в беседе

Говорить.




Наблюдать за природой.



Участвовать в беседе


Говорить.


Виды деревьев.


Признаки изменений деревьев осенью.




Различать овощи


Наблюдать за природой

Замечать изменения в природе



Участвовать в беседе.


Говорить.



Участвовать в беседе


Различать виды овощей и фруктов


Участвовать в беседе


Наблюдать за природой


Участвовать в беседе

Говорить.

Называть признаки зимы.


Участвовать в беседе







Участвовать в беседе


Говорить.


Участвовать в беседе


Различать птиц.


Называть птиц.


Называть особенности зимы.


Различать сезонную одежду.


Ухаживать за одеждой.


Различать виды обуви.


Ухаживать за обувью.


Называть диких животных


Участвовать в беседе


Участвовать в беседе



Различать домашних животных.


Участвовать в беседе


Участвовать в беседе


Различать животных по внешнему виду.


Называть признаки животных.


Участвовать в беседе


Участвовать в беседе

Различать животных по внешнему виду.



Говорить.


Участвовать в беседе

Различать комнатные растения.

Ухаживать за комнатными растениями.


Участвовать в беседе


Называть особенности весны.


Различать времена года.




Участвовать в беседе








Называть раннецветущие растения




Участвовать в беседе


Наблюдать за насекомыми.


Участвовать в беседе.

Называть насекомых


Участвовать в беседе.

Говорить.


Участвовать в беседе.


Отвечать на вопросы.


Наблюдать за природой.



Участвовать в беседе.

Говорить.



Участвовать в беседе.



Отвечать на вопросы



Развитие речи.




Лето.


Экскурсия



Учебник



Осень



Признаки.


Погода.


Животные.







Семья.




Друзья.


Дом


Игрушки.




Учебные вещи.







Золотая осень










Осень





Береза

Клен



Морковь




Огород





Экскурсия



Сад



Яблоко



Овощи

Фрукты





Зима


Природа


Забава












Зима




Экскурсия




Птицы


Зима




Одежда



Уход



Обувь



Волк


Заяц



Кабан



Кролик



Корова




Кошка



Собака


Животные










Фикус


Экскурсия




Весна









Подснеж-ник






Птицы

Ворона





Воробей




Насеко-мые



Жук


Бабочка


Птицы

Насекомые



Человек





Здоровье




Гигиена






Осадки