СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования МАОУ «СОШ № 135», адаптированными основными общеобразовательными программами МАОУ «СОШ № 135», в соответствии с авторской Программой по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 9 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол № ______ от _________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «СОШ № 135» ________________ Знаемова Е.А.
Приказ № ____ от ______2019 г. |
Адаптированная программа
учебного предмета
литература
9 класс
(базовый уровень изучения предмета)
на 2019/2020 учебный год
Составлена:
Кретининой М.В.,
учителем русского
языка и литературы
первой квалификационной
категории
Барнаул, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования МАОУ «СОШ № 135», адаптированными основными общеобразовательными программами МАОУ «СОШ № 135», в соответствии с авторской Программой по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 9 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2013).
Программа рассчитана на 102 урока за учебный год, по 3 часа в неделю, при 34 ученых неделях.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование и критерии оценивания.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 9 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И . Коровин. – М.: Просвещение, 2017.
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по литературе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся
В основу программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов, положены идеи межпредметной интеграции, самообразования и саморазвития учащихся. Кроме очевидных интегративных связей литература — язык — культура — история, в этот круг входят также философия, история религий и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но и способствует развитию аналитического мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека. Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие её целям и задачам программы, учебно-методические комплексы (УМК). Эта сфера научно-педагогической деятельности характеризуется различными концептуальными решениями — направленностью на формирование литературно-художественных умений и творческих способностей ученика, усилением воспитательной составляющей урока литературы, осмыслением литературного процесса через отечественную и мировую историю, выявление интегративных связей литературы с другими видами художественного творчества (живописи, театра, кинематографа, музыки), в рамках учебного курса «Литература» в школе).
Авторы данной программы старались заложить в её основу идеи гуманной педагогики и гуманитарные педагогические принципы, позволяющие рассматривать духовную жизнь человека, его внутренний мир, отраженный в произведении, как главный предмет осмысления, а мир самого обучающегося — как главную ценность. В этой концепции урок литературы рассматривается как средство стимулирования и развития способности человека к гуманитарному стилю мышления, для которого характерны гибкость, вариативность, диалогичность, а литературное образование в целом — как создание условий для приобщения учащихся к достижениям культуры, включения их в творческую деятельность.
Путь литературного образования школьника — это путь от непосредственного «наивно- реалистического» (Г. А. Гуковский) читательского восприятия произведения к целостному видению художественного замысла автора через осмысление элементов произведения как художественной структуры. Такой подход способствует более глубокому и полному пониманию смысла произведения, не разрушая его эмоционального воздействия, и не только сохраняет возможность личностного отношения к изображаемому, но стимулирует его на качественно ином уровне, помогает определить и выработать «отношение к отношению», т. е. вступить в мысленный диалог с автором произведения.
Программа обеспечивает культурно-исторический системно-деятельностный подход в обучении, поддержанный УМК, в который входят учебники, тетради на печатной основе, методические пособия для учителей. Весь аппарат УМК призван в комплексе обеспечить социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, быть опорой в преподавании предмета по-новому, т. е. с введением нового содержания при осмыслении произведений и с использованием новых технологий. Большое внимание уделено организации самостоятельной исследовательской, поисковой и эвристической деятельности учащихся на основе включения блочно-модульных технологий, технологии критического мышления и др. Контроль за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для достижения высоких итоговых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся поддержана особой организацией заданий в учебниках и в тетрадях на печатной основе, что позволяет проводить поэтапное формирование умственных действий. Задания рабочих тетрадей направлены на обобщение, завершение коллективной работы индивидуальной, что должно способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.
Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Цели и задачи рабочей программы:
познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма
поэтапное последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественных произведениях, и создание собственного текста, представление своих оценок, суждений по поводу прочитанного
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию)
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
.
Обоснование выбора программы
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе(древнерусская литература – литература 18 в. – литература первой половины 19 в.), который будет продолжен в старшей школе. В этом классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся. Содержание литературы в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Общая характеристика предмета
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс
Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло-гического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и ее роль в духовной жизни человека.
В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен разделами:
1. Древнерусская литература.
2. Русская литература XVIII века.
3. Русская литература XIX века.
4. Русская литература XX века.
5. Зарубежная литература.
6. Обзоры.
7. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1-6 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Требования к результатам освоения программы по литературе
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Способы и формы оценивания образовательных результатов
Оценка личностных результатов ведется по следующим позициям
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной
деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в
рамках системы текущего, тематического контроля.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно
практических задач на основе изучаемого учебного материала. Используются виды контроля учебных достижений по предмету:
Входной: тестирование
Текущий: устный опрос, тест, самостоятельная работа, сочинение, контрольная работа
Тематический: по итогам раздела (контрольная работа);
Рубежный: по итогам года (контрольная работа)
Критерии результатов оценивания данной программы
Критерии результатов оценивания освоения данной программы
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
- «5» - 90 – 100 %;
- «4» - 70 – 89 %;
- «3» - 50 – 69 %;
- «2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
- умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
- соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
- широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
- правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
- широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Содержание тем
Раздел | Общее количество уроков | Контрольные работы | Уроки развития речи |
Введение | 1ч |
|
|
Из древнерусской литературы | 4ч |
| 1ч |
Из литературы XVIII века
| 9ч | 1ч |
|
Из русской литературы XIX века | 53 ч | 4ч | 5ч |
Из русской литературы XX | 31ч | 2ч | 1ч |
Из зарубежной литературы | 4ч |
|
|
Итого | 102ч | 7ч | 7ч |
ВВЕДЕНИЕ 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.
Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4ч
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 9ч
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 53ч
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 31ч
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4ч
Античная лирика
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
У.-В. Гёте «Фауст». Проблематика и идея произведения. Образ главного героя (обзорно).
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия
Календарно-тематическое планирование
Учебная неделя | Раздел | Номер урока в теме | Тема урока | Количество часов очно | Количество часов заочно | Контрольные, самостоятельные, лабораторные, практические работы | Примечание (корректировка тем уроков, количество часов, контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ, методов, приемов, средств) |
1 неделя | Введение | | Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 |
|
|
|
Из древнерусской литературы | | Художественные особенности древнерусской литературы. |
| 1 |
|
| |
| «Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси. | 1 |
|
|
| ||
2 неделя | | Центральные образы и основная идея «Слова…». |
| 1 |
|
| |
| Р.р. Домашнее сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (подготовка) | 1 |
| 1ч |
| ||
Из литературы XVIII века | | Классицизм в русском и мировом искусстве. |
| 1 |
|
| |
3 неделя | | М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». | 1 |
|
|
| |
| М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. |
| 1 |
|
| ||
| Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. | 1 |
|
|
| ||
4 неделя | | Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». | 1 |
|
|
| |
| Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. |
| 1 |
|
| ||
| Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. |
| 1 |
|
| ||
5 неделя | | Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя. | 1 |
|
|
| |
| Р.р. Контрольное сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?» | 1 |
| 1 ч |
| ||
Из русской литературы XIX века | | Русские поэты первой половины XIX века. |
| 1 |
|
| |
6 неделя | | В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. |
| 1 |
|
| |
| В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. | 1 |
|
|
| ||
| В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. |
| 1 |
|
| ||
7 неделя | | В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини. | 1 |
|
|
| |
| А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. |
| 1 |
|
| ||
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | 1 |
|
|
| ||
8 неделя | | А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. |
| 1 |
|
| |
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. | 1 |
|
|
| ||
| А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики. |
| 1 |
|
| ||
9 неделя | | Р.р.Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума» (темы на выбор). | 1 |
| 1ч |
| |
| Контрольная работа по древнерусской литературе, творчеству Ломоносова, Державина, Жуковского, Карамзина, Грибоедова. | 1 |
| 1ч |
| ||
| А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. |
| 1 |
|
| ||
10 неделя | | А.С. Пушкин: тема свободы. |
| 1 |
|
| |
| А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. | 1 |
|
|
| ||
| А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. |
| 1 |
|
| ||
11 неделя | | А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. | 1 |
|
|
| |
| А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта. |
| 1 |
|
| ||
| Р.р. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина».
| 1 |
| 1ч |
| ||
12 неделя | | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. |
| 1 | 1ч |
| |
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. | 1 |
|
|
| ||
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. |
| 1 |
|
| ||
13 неделя | | А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | 1 |
|
|
| |
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. |
| 1 |
|
| ||
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | 1 |
|
|
| ||
14 неделя | | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики. |
| 1 |
|
| |
| Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). | 1 |
| 1ч |
| ||
| М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). |
| 1 |
|
| ||
15 неделя | | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
| |
| Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. |
| 1 |
|
| ||
| Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
| ||
16 неделя | | Р.р. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор). |
| 1 | 1ч |
| |
| Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 |
| 1 ч |
| ||
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. |
| 1 |
|
| ||
17 неделя | | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. | 1 |
|
|
| |
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). |
| 1 |
|
| ||
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 |
|
|
| ||
18 неделя | | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. |
| 1 |
|
| |
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. | 1 |
|
|
| ||
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков.
|
| 1 |
|
| ||
19 неделя | | Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 |
| 1 ч |
| |
| Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. | 1 | 1 |
|
| ||
| Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. |
|
|
|
| ||
20 неделя | | Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? | 1 | 1 |
|
| |
| Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. |
|
|
|
| ||
| Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики. |
| 1 |
|
| ||
21 неделя | | Р.р. Классное контрольное сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». |
| 1 | 1 ч |
| |
| Ф.М. Достоевский: слово о писателе. | 1 |
|
|
| ||
| Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». | 1 |
|
|
| ||
22 неделя | | Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». |
| 1 |
|
| |
| А.П. Чехов: слово о писателе. | 1 |
|
|
| ||
| А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. |
| 1 |
|
| ||
23 неделя | | А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека». | 1 |
|
|
| |
Из русской литературы XX | | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. |
| 1 |
|
| |
| И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: проблематика и образы | 1 |
|
|
| ||
24 неделя | | И.А. Бунин. «Темные аллеи». Мастерство писателя в рассказе. |
| 1 |
|
| |
| Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. | 1 |
|
|
| ||
| А.А. Блок. «О, я хочу безумно жить», стихотворения из цикла «Родина». |
| 1 |
|
| ||
25 неделя | | С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина. | 1 |
|
|
| |
| Размышления о жизни, природе, предназначении в лирике С.А. Есенина. |
| 1 |
|
| ||
| С.А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине».
| 1 |
|
|
| ||
26 неделя | | В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики. |
| 1 |
|
| |
| В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!» | 1 |
|
|
| ||
| Контрольная работа по творчеству Гоголя, Чехова, Бунина, Есенина, Маяковского. |
| 1 | 1ч |
| ||
27 неделя | | М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания. | 1 |
|
|
| |
| М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения, проблематика и приём гротеска в повести. |
| 1 |
|
| ||
| М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики. Стихи о любви. | 1 |
|
|
| ||
28 неделя | | М. И. Цветаева. Стихи о Родине. |
| 1 |
|
| |
| А.А. Ахматова. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. «Четки» | 1 |
|
|
| ||
| А.А. Ахматова. Стихи о поэте и поэзии. |
| 1 |
|
| ||
29 неделя | | Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. | 1 |
|
|
| |
| Н.А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта. |
| 1 |
|
| ||
| М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. | 1 |
|
|
| ||
30 неделя | | Судьба родины и человека в произведении М.А. Шолохова. |
| 1 |
|
| |
| Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. | 1 |
|
|
| ||
| Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта. |
| 1 |
|
| ||
31 неделя | | А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе. | 1 |
|
|
| |
| А.Т. Твардовский. Стихи поэта-воина. |
| 1 |
|
| ||
| А.И. Солженицын: слово о писателе. рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини. | 1 |
|
|
| ||
32 неделя | | А.И. Солженицын. Образ Матрены, особенности жанра рассказа-притчи. |
| 1 |
|
| |
| Р.р. Подготовка к домашнему эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века».
|
| 1 | 1ч |
| ||
| Контрольная работа по произведениям Цветаевой, Ахматовой, Шолохова, Пастернака, Твардовского, Солженицына. | 1 |
| 1ч |
| ||
33 неделя | | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. |
| 1 |
|
| |
| Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века. | 1 |
|
|
| ||
Из зарубежной литературы | | У. Шекспир «Гамлет»: образ главного героя, тема любви. |
| 1 |
|
| |
34 неделя | | У.-В. Гёте «Фауст». Сюжет и проблематика. | 1 |
|
|
| |
| У.-В. Гёте «Фауст». Идейный смысл трагедии. |
| 1 |
|
| ||
| Итоговый урок. Задание на лето. | 1 |
|
|
|
Учебно-методический комплекс
Для учащихся:
Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2018 – 415с.
Для учителя:
Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы. 9 класс. Коровина В.Я. -М.: Просвещение, 2010 – 255 с.
Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. Организации/ Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2014. – 368с.
17