Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано на заседании МС Утверждаю директор школы
воспитателей Протокол №__ от _________
Протокол № __ от _______ Зам. по ВР ______ _____________
Руководитель МО ________ (Олифер Л.П.) Землянская Л. Г
Быть здоровым - здорово!
Составили: воспитатели Везоргина Л.Н. Малышева Е.А. Холопова О.Н. Звычайная Е. В.
Пояснительная записка.
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.
Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показателям здоровья относят благополучие:
физическое (соматическое);
душевное (эмоциональное);
духовное (познавательное).
Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.
Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ.
К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:
правильное чередование различных видов деятельности;
обеспечение рациональной двигательной активности;
регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;
формирование прочных навыков здорового образа жизни (использование не медикаментозных методов оздоровления, а правильного питания, закаливания, физической культуры, создания эмоционального комфорта и т.д.).
Задача ОУ - вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максимально реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова.
Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания.
Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.
Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие доступные и эффективные программы для воспитанников коррекционных учреждений, посредством которых можно определить индивидуальный коррекционное–развивающее-оздоровительный подход к каждому ребенку.
Цели:
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
- Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления
здоровья и навыков здорового образа жизни.
- Создание в школе организационно - педагогических, материально - технических,
санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения.
- Представление всех возможностей школы для формирования психически
здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.
Коррекционные:
- Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и
нормализацию нарушенных функций.
Задачи:
- Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья
ребёнка.
-Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную
деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение
здоровья.
- Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом
и самим собой.
Коррекционные:
-Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию
мышечного тонуса, развитие статической выносливости.
-Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка.
Закон об образовании.
ФГОС начального общего образования второго поколения.
СанПин.
Педагогические средства.
Диагностика состояния здоровья.
Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
Воспитательные мероприятия, формирующие основы здорового образа жизни.
Дни Здоровья.
Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой и оздоровительной работы.
Участниками программы являются:
- учащиеся;
- педагоги;
- врач и медсестра (закрепленные за школой);
- родители.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный (1 год):
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
вредным привычкам;
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационый( 1 год):
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
Модель личности ученика:
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека.
Правильная организация своей жизнедеятельности.
Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Потребность в самостоятельной двигательной активности.
Самоконтроль, личностное саморазвитие.
Творческая продуктивность.
Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
планомерная организация питания учащихся;
совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся
Основные направления программы:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
обеспечение двигательной активности детей;
пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры, мероприятия по экологии);
широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.
Наши действия.
В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
Убеждать учащихся и ежедневно контролировать выполнение утренней гимнастики, соблюдение режима труда и отдыха школьника.
Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание комнат, спален , озеленять помещения комнатными растениями.
Еженедельно проводить генеральную уборку помещений, спален.
Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
Следить за условиями теплового режима, освещённости помещений.
Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
Способствовать созданию комфортной атмосферы в коллективах.
Разнообразные формы работы:
1.Учет состояния детей:
анализ медицинских карт;
определение группы здоровья;
учет посещаемости занятий;
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, кружков.
проведение дополнительных уроков физической культуры;
динамические паузы;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкульминутки для учащихся.
3.Урочная и внеурочная работа:
мероприятия физкультурно-
оздоровительной направленности;
баскетбол, волейбол, футбол,
легкая атлетика, шашки и шахматы,
настольный теннис, плавание,
и др.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Учащиеся и выпускники школы
должны знать:
Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.
О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
должны уметь:
Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.
Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.
Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.
должны иметь:
Потребность соблюдения правил личной гигиены.
Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.
Навыки позитивного отношения к людям.
Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс Я – мальчик. |
Я – девочка. |
Как я подрос. |
Мои чувства. |
Скелет человека. |
Строение сердца. |
Кто всему голова. |
Как устроен глаз. |
Как устроено ухо. |
Мое здоровье - моя программа. 2 класс Давайте познакомимся. |
Клетка - основа жизни. |
«Я». Каким я был. |
Какой я сейчас (рост, вес, характер). |
Мое настроение. |
Почему я не падаю? |
Моя красивая осанка. |
Зачем человек ест. |
Красивые зубы - красивая улыбка. |
Я и мое здоровье. 3 класс Я и мир. |
Я и мой класс. |
Я и моя школа. |
Я и мое здоровье. |
Мое дыхание. |
Как правильно питаться. |
Попытайся не болеть. |
Кто нас лечит. |
Осторожно - лекарство. |
Я люблю физкультуру. 4 класс Я учусь творить свое здоровье. |
Решение и здоровье. |
Наши легкие? |
Полезная пища, вредная пища. |
Чем и как можно отравиться? |
Мой сон. |
Движение – это жизнь. |
Если хочешь быть здоров – закаляйся. |
Бой с микробами. |
Как справиться с инфекцией. 5 класс Понятие о здоровье и факторах на него влияющих. |
Познай самого себя. |
Содержи свое тело в чистоте. Содержи свой мир в чистоте. Правильно питайся. Здоровье и болезни. Нужные и ненужные лекарства. Иммунизация. Двигательная активность. Пассивное курение. 6 класс Здоровье и выбор здорового образа жизни. Влияние социальной среды на развитие и здоровье подростка. Личная гигиена. Свет мой, зеркальце, скажи…(уход за кожей лица). Аллергия. Гигиена зрения. Гиподинамия. Здоровая пища. Витамины и здоровый организм. Компьютер и его влияние на здоровье подростка. 7 класс Я расту, я меняюсь (физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового созревания). Особенности психического развития в подростковом возрасте. Состояние тревожности. Преодоление тревожности. Виды взаимоотношений между людьми. Манипулирование человеком и давление на него. Здоровье человека и влияющие на него факторы. Загрязнение окружающей среды. Режим дня и здоровье подростка. Утомление и переутомление. Причины переутомления и его профилактика. Правильное питание - залог здоровья. Вред курения. 8 класс Факторы, разрушающие здоровье. Психологическая уравновешенность и ее значение для подростка. Стресс и его влияние на человека. Практическое занятие «Защититесь от стресса». Возможен ли сегодня здоровый образ жизни. Алкоголю – скажем, нет! Спорту скажем - привет! Полноценное питание Школьное питание. Рациональный режим. 9 класс Путь, ведущий к здоровью. Советы гигиены. Полезное питание. Разговоры о модных диетах. Физическая активность. Зимние радости. Чистый воздух-основа жизни. Хорошее настроение. «Нет»- вредным привычкам. Профилактика курения. Профилактика алкоголизма. Профилактика наркомании. Литература 1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов // Физкультура и спорт. – 1987. – С.64. 2. Розанова Т.В. Развитие способностей у детей в процессе обучения/ Т.В. Розанова // Педагогика.- 1991. 3. Васильева О.С. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация здоровья/ О.С.Васильева, Журавлева Е.В.// Педагогика здоровья.- 1999.-№2.-С.6. 4. Горячев В.В. Здоровье детей – категория педагогическая. / В.В.Горячев // Воспитание школьников.- 2001. - №7. 5. Смирнов А. Здоровье и здоровый образ жизни / А.Смирнов// Основы безопасности и жизнедеятельности. - 2000.-№ 1. |
|
|