РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка
Занятия ручным трудом необходимы для подготовки обучающихся к профессионально-трудовому обучению и дальнейшей социальной адаптации и реабилитации в социуме. Это подготовка складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда.
Цель: Четкая организация рабочего места, аккуратное и бережное отношения к материалам и рабочим инструментам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, обучения элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами и ознакомления с некоторыми свойствами и качествами материалов, обучения умениям пользования простейшими измерительными инструментами.
Задачи:
Воспитание положительных качеств личности.
Воспитание трудолюбия и настойчивости.
Умение работать в коллективе.
Уважение к людям труда.
Сообщение элементарных знаний по видам труда.
Формирование организационных умений.
Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании;
- планировать ход работы над изделием;
- контролировать свою работу.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук.
Нормативная база
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012г №272-ФЗ;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Школа-интернат руководствуется в своей деятельности Всемирной Декларацией ООН «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;
СанПин;
I вариант Базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065).
Устав ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья»;
Положения о порядке разработки и утверждении рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Сведения о примерной программе.
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой, Москва. «Просвещение», 2010 г.)
Место и роль курса
В педагогике придаётся особое значение ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Он является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Учебные часы:
- по учебному плану-
Формы организации образовательного процесса: урок
Формы обучения:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные.
Технология обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Ключевые компетенции
• Ценностно-смысловые
• Общекультурные
• Учебно-познавательные
• Информационные
• Коммуникативные
• Социально-трудовые
Виды и формы контроля:
- текущий контроль;
- практические, самостоятельные работы.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения;
- планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
- самостоятельно ориентироваться в задании;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.
- давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы;
- выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании.
Обучающиеся должны знать:
- названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
- название и назначение инструментов, указанных в программе;
- правила техники безопасности при работе с теми или иными материалами и инструментами.
РАЗДЕЛ IV
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Работа с бумагой и картоном | 19 часов |
2 | Работа с тканью | 12 часов |
3 | Работа с металлом | 8 часов |
4 | Работа с древесиной | 7 часов |
5 | Работа с пластилином | 3 часов |
6 | Сельскохозяйственный труд и его значение | 19 часов |
РАЗДЕЛ III
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Работа с бумагой и картоном (19 часов)
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление объемных игрушек. Изготовление дидактического материала. Изготовление плоских и объемных елочных игрушек, аппликаций, игр. Окантовочные работы. Изготовление объемных изделий из картона (коробок с крышкой и без, конвертов, пакетов).
Работа с тканью (12 часа)
Знакомство с различными видами ткани и их изготовлением, назначением. Ознакомление с различными видами стежков. Обмётывание боковых срезов, стачивание распоровшихся швов. Пришивание пуговиц, вешалок. Изготовление игольницы. Изготовление салфетки, прихватки. Изготовление мягких набивных игрушек из готового кроя.
Работа с металлом (8 часов)
Упражнения направлены на изучение свойств проволоки, жести. Выправление, сгибание под прямым углом, отрезание кусачками. Изготовление по образцу стилизированных фигурок рыб, птиц, животных. Изготовление головоломок, цепочки, коробочки из жести, игрушки «Летающий пропеллер».
Работа с древесиной (7 часов)
Изготовление игрушечной мебели, моделей транспортных средств: повозки, машины и трактора из заготовок. Изготовление поделок из природного материала: коряги, корни деревьев, сучки, спилы деревьев. Знакомство с фанерой, ее технологическими свойствами. Выжигание и выпиливание лобзиком.
5. Работа с пластилином (3 часа)
Знакомство со свойствами пластилина. Лепка геометрических тел, посуды, моделей овощей и фруктов.
6. Сельскохозяйственный труд и его значение (19 часов)
Знакомство понятием растениеводство, видами цветочных растений, их многообразием, декоративными качествами. Экскурсия в теплицу. Посев и выращивание рассады цветочных растений. Комнатные растение, виды , значение и уход за ними. Подготовка цветника. Посев и высадка в открытый грунт однолетних растений, посадка многолетников. Уход за клумбой.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения;
Планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
Самостоятельно ориентироваться в задании;
Составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
Подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.
Давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы;
Выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
Сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании.
РАЗДЕЛ V
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программно-методическое обеспечение
И.К.Щеблыкин. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей.- М.: «Просвещение» 1983.
Анна Плимос. Чудесные поделки из картона. Харьков 2006.
Анна Плимос. Чудесные поделки из бумаги. Харьков 2006.
Анна Плимос. Чудесные поделки из природного материала. Харьков 2006.
Наглядно – дидактическое пособие: «Мир в картинках». Инструменты домашнего мастера.
Русские народные сказки.
Инструкции по технике безопасности
Образцы тканей
Образцы изделий
Плакаты животных, птиц
Программа под ред. В.В.Воронковой «Программы подготовительного и 1-4классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва. «Просвещение» 2010 г.
Электронные ресурсы:
1. www.school-collection.edu.ru
2. http://zavuch.info/forums.html
3. http://www.gramma.ru
4. http://www.openclass.ru
5. http://www.gramota.ru
6. http://korped.rkc-74.ru
7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | | Количество | план | факт |
| | | часов | | |
| Работа с бумагой и картоном | | 19 | | |
1 | Виды бумаги и картона, получение и их | 1 | | |
| использование, свойства и цвет. | | | | |
2 | Аппликация- орнамент (коврик) | | 1 | | |
3 | Предметная аппликация: дом | | 1 | | |
4 | Предметная аппликация: автомобиль. | | 1 | | |
5 | Предметная аппликация: жилая комната. | 1 | | |
6 | Объемные игрушки из картона и бумаги: модель | 1 | | |
| парашюта. | | | | |
7 | Объемные игрушки из картона и бумаги: модель | 1 | | |
| планера. | | | | |
8 | Объемные игрушки из картона и бумаги: макет | 1 | | |
| комнаты. | | | | |
9 | Пакеты для семян. | | 1 | | |
10 | Карманы для библиотечных формуляров. | 1 | | |
11 | Конверты для почтовых отправлений. | | 1 | | |
12 | Свойства картона, рицовка. | | 1 | | |
13 | Изготовление коробок разных размеров. Раскрой по | 1 | | |
| разметке, рицовка, оклеивание бумагой, | | | |
| украшающий орнамент. | | | | |
14 | Изготовление фонариков. Виды бумаги для | 1 | | |
| изготовления елочных игрушек. | | | | |
15 | Изготовление гирлянд. | | 1 | | |
16 | Вырезание снежинок | | 1 | | |
17 | Изготовление корзинки. | | 1 | | |
18 | Изготовление карнавальных полумасок, | 1 | | |
| эстетические требования | | | | |
19 | Изготовление чемоданчиков для новогодних | 1 | | |
| подарков. | | | | |
| Работа с тканью | | 12 | | |
20 | Макет полотняного переплетения нитей в ткани из | 1 | | |
| полос цветной бумаги. | | | | |
21 | Ткани, их изготовление и применение. | | 1 | | |
22 | Салфетки для переноса горячей посуды. | 1 | | |
23 | Экскурсия в швейную мастерскую. | | 1 | | |
24 | Подушечка для игл. Виды стежков, их размеры. | 1 | | |
25 | Пришивание пуговиц. | 1 | | |
26 | Изготовление и пришивание вешалок. | 1 | | |
27 | Стачивание распоровшегося шва. | 1 | | |
28 | Набивная игрушка из готового кроя : рыбка | 1 | | |
29 | Набивная игрушка из готового кроя : гриб | 1 | | |
30 | Набивная игрушка из готового кроя :медвежонок | 1 | | |
31 | Набивная игрушка из готового кроя: утка | 1 | | |
| Работа с металлом | 8 | | |
32 | Экскурсия в слесарную мастерскую. | 1 | | |
33 | Гибка проволоки по контору рисунка (фигурки | 1 | | |
| зверей и птиц) | | | |
34 | Изготовление цепочки в два и три оборота | 1 | | |
35 | Изготовление под ставки для книг. | 1 | | |
36 | Изготовление головоломок. | 1 | | |
37 | Изготовление коробки из жести. | 1 | | |
38-39 | Изготовление игрушки «Летающий пропеллер» | 2 | | |
| Работа с древесиной | 7 | | |
40 | Экскурсия в столярную мастерскую. | 1 | | |
41 | Изготовление игрушечной мебели из заготовок. | 1 | | |
42 | Изготовление моделей транспортных средств: | 1 | | |
| повозка, трактор, автомобиль. | | | |
43 | Поделки из природного материала. | 1 | | |
44 | Фанера. Технологические свойства фанеры. | 1 | | |
45 | Выжигание орнаментов. | 1 | | |
46 | Выжигание и выпиливание лобзиком силуэтов птиц | 1 | | |
| и зверей. | | | |
| Работа с пластилином | 3 | | |
47 | Лепка из пластилина геометрических тел. | 1 | | |
48 | Лепка посуды из пластилина. | 1 | | |
49 | Лепка моделей овощей, фруктов. | 1 | | |
| Сельскохозяйственный труд и его значение | 19 | | |
50 | Растениеводство. | 1 | | |
51 | Экскурсия в теплицу. | 1. | | |
52 | Виды цветочных растений. Их многообразие, | 1 | | |
| декоративные качества. | | | |
53 | Подготовка почвы для посева семян однолетних | 1 | | |
| цветов. | | | |
54 | Подготовка к посеву -набивка ящиков землей. Посев | 1 | | |
| семян. | | | |
55 | Уход за сеянцами после всходов. | 1 | | |
56 | Комнатные растения, их виды, значение. | 1 | | |
57 | Ручной инвентарь для выращивания комнатных | 1 | | |
| растений. | | | |
58 | Приготовление почвенных смесей для комнатных | 1 | | |
| растений. | | | |
59 | Размножение комнатных растений. | 1 | | |
60 | Посадка комнатных растений. | 1 | | |
61 | Уход за комнатными растениями. | 1 | | |
62 | Рыхление, полив рассады однолетников. | 1 | | |
63 | Подготовка цветника. | 1 | | |
64 | Посев семян в открытый грунт. | 1 | | |
65 | Высадка рассады в грунт. | 1 | | |
66 | Уход за саженцами | 1 | | |
67 | Посадка многолетников. | 1 | | |
68 | Уход за клумбой | 1 | | |
~ ~~r-------------------