ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс». Учебник в 2 частях, , 2 –е издание. 2016 г.Рабочая программа рассчитана на 34 часа. ( надомное обучение)
. Основная цель – научить читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи: 1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формировать читательскую самостоятельность: развитие интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3. Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов, расширения кругозора, воспитания нравственных качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Тематическое планирование
№ | Раздел | количество часов |
1 | Снова в школу! | (5 часов) |
2 | Время листьям опадать | (8 часов) |
3 | Делу – время, потехе – час | (4 часа) |
4 | В мире животных | (6 часов) |
5 | Жизнь дана на добрые дела | (3 часа) |
6 | Зима наступила | (13 часов) |
7 | Весёлые истории | (5 часов) |
8 | Полюбуйся, весна наступает… | (6 часов) |
9 | В мире волшебной сказки | (5 часов) |
10 | Родная земля | (7 часов) |
11 | Лето пришло | (6 часов) |
| Всего: | 68 часов |
| | |
| | |
Учащиеся должны знать: наизусть 7-8 стихотворений.
Учащийся должен уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать содержание прочитанного; отличать сказку от рассказа; читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности.
Содержание программы
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о
природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение
Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Межпредметные связи
Математика.Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащийся должен уметь:
Базовый | Минимальный |
1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; 2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); 3. Активно участвовать в анализе произведения; 4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; 5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения; Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; | 1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»); 2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; 3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста; 4. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. |
Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Чтение
Критерии и нормы оценки по чтению и развитию речи
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка «5»ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Календарно – тематическое планирование урока чтения (надомное обучение 1ч. в неделю)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата План | Дата факт |
Снова в школу! (3 часоа) |
1 | По Н.Носову. Жил-был Учитель. Э.Мошковская. Чему учат в школе. М.Пляцковский | 1 | | |
2 | Поздравление. По Ю.Ермолаеву. Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу. | 1 | | |
3 | Шум и Шумок. По Е.Ильиной. Почему сороконожки опоздали на урок. В Орлов | 1 | | |
| Время листьям опадать (4 часа) | | | |
4 | Жёлтой краской кто-то… Н.Антонова. Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой. | 1 | | |
5 | Подарки осени. Е.Благинина. Лесные подарки. По Л.Воронковой | 1 | | |
6 | Лес осенью. А.Твардовский (наизусть). В осеннем лесу. По В.Путилиной | 1 | | |
7 | Славная осень! Н.Некрасов (наизусть). Отчего Осень грустна. По Ю.Шиму. | 1 | | |
| Делу – время, потехе – час (3 часа) | | | |
8 | Время листьям опадать…По Г.Граубину. Загадки. Проверь себя! | 1 | | |
9 | . Пекла кошка пирожки. Русская потешка. Сенокос. Чешская потешка. | 1 | | |
10 | . Карусели. По Л.Пантелееву. Прятки. По Н.Носову. | 1 | | |
| В мире животных (3 часа) | | | |
11 | . Бодливая корова. По К. Ушинскому. Упрямый котёнок. По В.Бирюкову. | 1 | | |
12 | . Пушок. По В.Гаранжину. Томка. По Е.Чарушину | 1 | | |
13 | Охотник и собаки. По Б.Житкову. Чук заболел. По Л.Матвеевой | 1 | | |
| Жизнь дана на добрые дела (2 часа) | | | |
14 | Миша-мастер. Г.Ладонщиков. Пичугин мост. По Е.Пермяку. | 1 | | |
15 | Михаськин сад. В.Хомченко. Когда люди радуются. По С.Баруздину | 1 | | |
| Зима наступила (5 часов) | | | |
16 | Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву. Котёнок. Е.Благинина. | 1 | | |
17 | . Снег идёт. По Л.Воронковой. Снегурочка. А.Слащёв. | 1 | | |
18 | . Зима. И.Суриков. Декабрь. С.Маршак. | 1 | | |
19 | Ёлка. По В.Сутееву. Новогодние приметы Е.Благинина. | 1 | | |
20 | Вечер под Рождество. По Л.Клавдиной. Где лежало «спасибо»? М.Садовский. | 1 | | |
| Весёлые истории (2 часа) | | | |
21 | . Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.Носову | 1 | | |
22 | . Однажды утром. М.Пляцковский. | 1 | | |
| Полюбуйся, весна наступает…(3 часа) | | | |
23 | Март. В.Алфёров (наизусть). Народные приметы | 1 | | |
24 | Восьмое марта. По М.Фроловой | 1 | | |
25 | Забота. Е.Благинина. Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому | 1 | | |
| В мире волшебной сказки (2 часа) | | | |
26 | Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. Загадки. Проверь себя! В мире волшебной сказки. | 1 | | |
27 | Крошечка - Хаврошечка. Русская народная сказка. | 1 | | |
| Родная земля(4 часа) | | | |
28 | Наши сказки. По В.Порудоминскому. Про. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке | 1 | | |
29 | . Царь-колокол. М.Ильин. | 1 | | |
30 | Город на Неве. С.Васильева. Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко | 1 | | |
31 | Сочинение на тему. С.Вербова. | 1 | | |
| Лето пришло (3 часа) | | | |
32 | День Победы. Т.Белозёров (наизусть). Проверь себя! Лето пришло | 1 | | |
33 | . Ливень. С.Козлов. Тучка. Г.Граубин | 1 | | |
34 | Хитрый одуванчик. Н.Павлова. Одуванчик. Е.Благинина. Загадки | 1 | | |