СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литература» для ученика 8 класса составлена на основе следующих документов:
-адаптированной основной общеобразовательной программы Учреждения (для 5-9 классов);
- психолого – педагогическая характеристики ребенка;
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кожильская средняя общеобразовательная школа сельскохозяйственного направления»
Рассмотрено на Составлена на основе
заседании методического совета требований федеральных
протокол №__ от _____________ государственных образовательных стандартов ( ОВЗ/ ООО)
Согласовано
ПМПк
Протокол №____от____________
Принято на Педагогическом совете
протокол №___от________________
Согласовано родителем
_____________/_______________/
Утверждено
приказом №___ от ___________
Директор:
___________/ ______________ /
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для __________________________________________
7.1
(указать вариант программы)
8 класс
Составитель: Спирина М.А.
Рецензент:________________________
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литература» для ученика 8 класса составлена на основе следующих документов:
-адаптированной основной общеобразовательной программы Учреждения (для 5-9 классов);
- психолого – педагогическая характеристики ребенка;
Характеристика интеллектуальных и образовательных особенностей учащегося.
Общий темп деятельности на уроках Александра очень медленный, поэтому ни одну контрольную или самостоятельную работу не доделывает до конца, не укладывается ни за урок, ни за дополнительное время. Слабо сформированы интеллектуальные умения. Все задания на уроках выполняются только с помощью учителя.
Работоспособность на уроках низкая, прерывает работу из-за возникающих трудностей. Словарный запас беден, активизируется с трудом. Слабо развита память и кратковременная, и долговременная. Запомнить просто механически тоже для Саши сложно. Стихи учит долго, с трудом. Иногда рассказывает и не понимает значения слов. Считает даже в пределах 10 на пальцах. Правила по русскому языку с 1 класса не помнит. Не может запомнить перевод слов по английскому и удмуртскому языкам. Не обидчив, на двойки реагирует спокойно.
За период обучения Саша практически не освоил программу по русскому языку, математике, английскому языку, удмуртскому языку. Очень слабые знания по устным предметам.
Цели и задачи курса литературы в 8 классе
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-анализ и интерпретация произведения;
-составление планов и написание отзывов о произведениях;
-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
В программе соблюдена системная направленность — курс 7 класса представлен разделами:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII века.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Литература народов России.
Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведения по теории и истории литературы.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 часов, в том числе в 8 классе —68 часов. На изучение литературы в 7 классе предусмотрено на базовом уровне, т.е. 68 часов (2 часа в неделю). Адаптированная рабочая программа по литературе разработана на 68 часов.
Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:
овладение детьми практическими умениями и навыками;
уменьшение объема теоретических сведений;
включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Требования к организации обучения школьников с ЗПР:
-ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),
-темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
-чётко обобщать каждый этап урока;
-новый учебный материал объяснять по частям;
-вопросы формулировать четко и ясно;
-домашние задания должны преобладать практические, так как учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;
-на каждом уроке обязательна словарная работа;
-переключать с одного вида деятельности на другой;
-разнообразить виды занятий;
-использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.
Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.
Формы контроля
Предметные результаты будут проверяться через контрольные, творческие работы, тестовые задания, анкеты.
Для проведения контрольных и проверочных работ используются пособия:
1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006
2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 7 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
4. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися в первый год обучения в основной школе программы по литературе являются:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
Развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.
Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные результаты освоения учащимися в первый год обучения в основной школе программы по литературе являются:
Регулятивные УУД
Умение понимать проблему, составлять план, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Умение организовывать собственную деятельность, адекватно ее оценивать;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль в соответствии с предложенным планом (алгоритмом), корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные УУД
Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение формулировать несложные понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные УУД
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
Предметные результатами освоения учащимися в первый год обучения в основной школе программы по литературе являются:
Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
Восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного планировать свое досуговое чтение;
Развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
Овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста (сообразно возрасту и возможностям развития обучающихся).
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
Определять тему и основную мысль произведения;
Определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
Выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Пересказывать сказки, выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов;
Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Обучающийся получит возможность научиться:
Сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное);
Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
Рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
Сочинять (с помощью учителя) сказку, былину и/или придумывать сюжетные линии;
Выбирать (с помощью учителя) произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
Устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия)
Использовать малые фольклорные жанры в своих устных высказываниях.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающийся научится:
Адекватно понимать художественный текст;
Определять тему и основную мысль произведения;
Владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
Выразительно читать вслух произведения и их фрагменты в соответствии с лексико-синтаксическими особенностями текста, его смыслом, соблюдать правильную интонацию;
Выразительно читать наизусть не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу (передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);
Определять родо-жанровую специфику художественного произведения на элементарном уровне;
Воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
Собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления простого плана;
Выражать личное отношение к художественному произведению;
Понимать основные теоретико-литературные термины и понятия;
Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Сопоставлять произведения русской и мировой литературы (под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать уровень сформированности читательской культуры у детей с ЗПР. Он определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквального толкования; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. Данный уровень чтения сохраняется у детей с ЗПР сохраняется вплоть до окончания основного общего образования
Содержание предмета 8 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из русской литературы 18 в (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из русской литературы 19 в(35 ч)
Иван .Андреевич Крылов (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
Кондратий Федорович Рылеев (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (7 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора —
высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений)..
Иван Сергеевич Тургенев (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Из русской литературы 20 в (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Александр Иванович Куприн (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Сергей Александрович Есенин (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
Писатели улыбаются (4 ч) Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
Александр Трифонович Твардовский (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
Виктор Петрович Астафьев (3 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
Из зарубежной литературы (5 ч)
Уильям Шекспир (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Вальтер Скотт (1ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№ | Название раздела. тем | Кол.часов |
1 | Русская литература и история | 1 |
2 | УНТ.В мире русской народной песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки | 1 |
3 | P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 |
4 | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. Духовный подвиг самопожертвования Александра Невского | 1 |
5 | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | 1 |
6 | Литература 18 века Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 |
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | 1 |
8 | Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии | 1 |
| Из литературы 19 века |
|
9 | Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов | 1 |
10 | Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз» | 1 |
11 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | 1 |
| А. С. Пушкин (9 Ч) | 9 |
12 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. P.P. Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» | 1 |
13 | Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К****» и «19 октября» | 1 |
14 | История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина («История Пугачева», «Капитанская дочка») | 1 |
15 16 | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 2 |
17 | Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
18 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 |
19 20 | P.P.Сочинение по литературному произведению (по роману Пушкина «Капитанская дочка») | 2 |
| М.Ю.Лермонтов (5ч)) | 5 |
21 | «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | 1 |
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 |
23 | Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы | 1 |
24 | P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | 1 |
25 | Контрольная работа по поэме Лермонтова «Мцыри» | 1 |
| Н.В.Гоголь (7ч) | 7 |
26 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. | 1 |
27 | Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига» | 1 |
28 | «Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества | 1 |
29 | «Ревизор».Хлестаковщина как общественное явление | 1 |
30 | Вн.чт. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Образ «маленького» человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода в повести «Шинель» | 1 |
31 | Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя | 1 |
32 | Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя | 1 |
33 | И.С.Тургенев Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» | 1 |
34 | М.Е.Салтыков-Щедрин .Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) | 1 |
35 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | 1 |
36 | Н.С.Лесков Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | 1 |
| Лев Николаевич Толстой (3 Ч) | 3 |
37 | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого | 1 |
38 | Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала» | 1 |
39 | P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала». Подготовка к сочинению | 1 |
40 | Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» | 1 |
41 | P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | 1 |
| Из литературы 20 в |
|
| Антон Павлович Чехов (2 Ч) |
|
42 | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | 1 |
43 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» | 1 |
44 | И.А.Бунин. Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | 1 |
45 | А.И.Куприн. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна) | 1 |
46 | А.А.Блок. Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл | 1 |
| Сергей Александрович Есенин (2 Ч) |
|
47 | Историческая тема в поэме С.Есенина «Пугачёв» | 1 |
48 | Развитие речи. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина | 1 |
49 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | 1 |
50 | Писатели улыбаются P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов,А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | 1 |
51 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | 1 |
52 | М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | 1 |
53 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | 1 |
| А.Т. Твардовский (2Ч) |
|
54 | Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | 1 |
55 | РР А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы «Василий Теркин» | 1 |
56 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют» | 1 |
57 | А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне | 1 |
| В. П. Астафьев (3 Ч) |
|
58 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | 1 |
59 | Мечты и реальность довоенного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | 1 |
60 | Контрольная работа по произведениям о Великой Отечественной войне | 1 |
61 | Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер н а Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…» Н.М. Рубцов «По вечерам» ,«Встреча» «Привет, Россия…» | 1 |
62 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России…»;З.Н Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине | 1 |
63 | Зарубежная литература У.Шекспир Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты | 1 |
64 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности | 1 |
65 | Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа | 1 |
66 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера | 1 |
67 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго» | 1 |
68 | Систематизация изученного. Задание на лето | 1 |
|
| 68ч |
Контрольно-измерительные материалы 8 класс
Входная контрольная работа 8 класс I вариант
Назначение(цель): определение уровня усвоения обучающимися предметного содержания курса литературы по программе 7 класса
Объект контроля:
А)знания: содержание текстов, биографические сведения писателей, литературных героев, литературоведческие понятия.
Б) умения: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; работать индивидуально; умение определять авторов по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических терминах, умение высказывать своё мнение о тех или иных произведениях.
Р: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Пр: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Форма: Тест
Задания с 1 по 11 оцениваются 1 баллом, 12 задание -2 баллами, 13 задание – 4 б. (за каждый правильный ответ 1 балл).Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 17 баллов.
Часть 1
1. Выберите определение былины.
А) эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
Б) жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или личности
В) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
Г) произведение, созданное народной фантазией, сочетающее в себе реальное и фантастическое
2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «высокому» стилю?
А) оды, эпиграммы, драмы Б) драмы, сатиры, элегии
В) героические поэмы, трагедии, оды Г) комедии, песни, басни
3. Каково авторское отношение к княгине Трубецкой в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»?
А) сочувствие её доле Б) восхищение её мужеством
В) осуждение её поступка Г) равнодушие к судьбе героини.
4. О ком Л.Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»? «Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».
А) о mаmаn Б) о сестре Любочке
В) о Марье Ивановне Г) о Наталье Саввишне
5.Какое из названных произведений являются автобиографическим?
А) «Детство» М. Горького Б) «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
В) «Кукла» Е.И. Носова Г) «Юшка» А.П. Платонов.
6. Какой зарубежный поэт в своем стихотворении утверждал следующее?
Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
А) Дж. Г. Байрон Б) Р. Бернс В) И.Ф. Шиллер Г) У. Шекспир
7. Какой художественный прием использует Н.В. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»?
А) сравнение Б) антитезу В) гиперболу Г) аллегорию
9. М. Горький в повести «Детство» вводит сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать
А) красоту русского народного танца Б) талант, одаренность, красоту души бабушки
В) благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих
Г) неумение отдыхать в семье Кашириных
10.К какой группе народных песен можно отнести следующий отрывок:
Эх да собирается наш православный царь
Да он ко заутрени,
Ко тому ли свету, свету-светику
Ивану Великому.
11. О каком средстве художественной выразительности идет речь:
… - один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
12. По отрывку из произведения, предложенному вашему вниманию, определите автора и название художественного произведения: (2б)
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
13. Установите соответствия между названиями произведений и их авторами. (4б)
1. А.С. Пушкин А. «Детство»
2. Л.Н. Толстой Б. «Приключения Тома Сойера»
3. И.С.Тургенев В. «Бежин луг»
4. М. Твен Г. «Станционный смотритель»
Оценивание:
16-17б –«5» 10-15б – «4» 7-9б- «3»
Темы сочинений по «Капитанской дочке» А.С.Пушкина
1.Становление личности Петра Гринева.
2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).
3.Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
4.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
5.Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «Мцыри»
Назначение(цель): проверить уровень усвоения содержания и смысла поэмы Лермонтова «Мцыри», его места в русской литературе
Объект контроля:
А)знания: содержание текста, литературоведческие понятия.
Б) умения: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; работать индивидуально; умение определять авторов по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических терминах, умение высказывать своё мнение о тех или иных произведениях.
Р: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Пр: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Форма: Тест, анализ отрывка
Жанр произведения:
1.баллада; 2. элегия; 3. поэма-исповедь; 4.притча; 5. былина.
Название произведения «Мцыри»:
1.указывает на главного героя; 2.определяет его тематику;
3.имеет обобщающий смысл.
Первоначально произведение «Мцыри» было названо Лермонтовым:
Исповедь; 2. Бэри; 3. Беглец; 4. Боярин Орша.
Эпиграф к «Мцыри» М. Ю. Лермонтова взят из:
1.Библии; 2. былин; 3. древнерусских летописей 4.стихотворения Горация.
Смысл эпиграфа:
1.восстание против судьбы, против Бога; 2.раскаяние, безнадежное смирение;
3.защита права человека на свободу.
В основу композиции произведения положен такой художественный прием, как:
1.чередование эпизодов; 2.антитеза; 3.последовательное изложение событий;
4.монолог-исповедь.
Первые две главы произведения являются:
кульминацией; 2. завязкой; 3. экспозицией.
Кульминацией в сюжете произведения является:
1.побег из монастыря; 2. бой с барсом; 3.встреча с грузинкой; 4. гибель Мцыри.
Тема произведения:
1.показ прошлого России; 2.рассказ о жизни монахов и Мцыри в монастыре;
3.красота человека, готового умереть за свободу.
Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, Лермонтов избрал форму:
1.рассказа о герое свидетеля его жизни; 2.диалога между Мцыри и монахом;
3.монолога героя.
Исповедь Мцыри:
1.проникнута чувством покаяния; 2.защищает его право на волю и счастье;
3.описывает историю случившегося с героем;
Роль описаний природы в произведении заключена в том, что:
природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;
природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;
природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;
природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
В исповеди Мцыри звучит:
1.гнев, негодование; 2. смирение, покаяние
3.грусть, размышления; 4. утверждение своей правоты;
5.призыв отказаться от бесплодной борьбы.
Местом действия произведения М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ, потому что:
так проявляется любовь автора к Кавказу, который любуется его красотой;
могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри;
так проявляется связь с историей России;
место действия отвечает романтической направленности поэмы;
первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри.
Основная идея произведения:
1.отрицание религиозной морали аскетизма и смирения; 2.тоска по воле;
3.утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
4.призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Символом свободы в произведении можно назвать:
степь; 2. Кавказ; 3. барса; 4. девушку-грузинку.
Литературное направление «Мцыри»:
сентиментализм; 2. реализм; 3. романтизм; 4.классицизм.
Черты романтизма в произведении «Мцыри»:
1.бурная, неистовая природа; 2.введение сна героя в сюжет поэмы;
3.встреча героя с грузинкой 4. герой одинок и не понят миром;
5.мотив борьбы, мятежа 6. гибель героя; 7.исповедь героя.
Какое художественное средство, использовано М.Ю. Лермонтовым в данной строке:
«О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Руками молнии ловил...»?
олицетворение; 2. сравнение; 3.метафора; 4. эпитет.
Какое художественное средство, использовано М.Ю. Лермонтовым в данной строке:
«Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота»?
олицетворение; 2. сравнение; 3.метафора; 4.гипербола;
Какое художественное средство, использовано М.Ю. Лермонтовым в данной строке:
«В снегах горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ»?
олицетворение; 2. сравнение; 3. Метафора 4. Гипербола
За каждый правильный ответ -1б (21б)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Письменно проанализируйте выученный отрывок из поэмы по плану: (5б)
Место отрывка в композиции произведения.
Тематика и проблематика.
Черты характера Мцыри, раскрывающиеся в данном отрывке.
Художественные средства создания образа /образов.
Основные идеи отрывка, их связь с идейным своеобразием поэмы
Оценивание:
25-26б –«5» 18-24 б – «4» 11-17б –«3»
Тестовая работа по комедии Гоголя «Ревизор» 1 вариант
Цель: проверить уровень усвоения содержания пьесы Гоголя «Ревизор»
Объект контроля:
А)знания: содержание текстов, имена героев, литературоведческие понятия.
Б) умения: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; работать индивидуально; умение определять авторов по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических терминах, умение высказывать своё мнение о тех или иных произведениях.
Р: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Пр: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Форма: Тест, составление синквейна
За задания № 1, 4- 13 – по 1 б, за 2, 14 – по 3 б, за № 3,15 – по 5 б
Всего: 27б
1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии « Ревизор » - верный: (1б)
а) придуман Н.В. Гоголем ; б) подарен автору А.С. Пушкиным;
в) взят из других источников (книг, газет).
2. Отметьте причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора . (3б)
а) рассказы Хлестакова; в) недоразумение;
б) страх; г) известие о приезде ревизора .
3. Отметить черты, характерные для чиновников – персонажей комедий.(5б)
а) взяточничество; г) глупость;
б) халатность; д) гостеприимство;
в) страх перед начальством; е) использование служебного положения в личных целях.
4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии.(1б)
а) юмор; в) сатира;
б) сарказм; г) ирония.
5. Отметить, какому персонажу комедии принадлежат слова: «И странно: директор уехал – куда уехал, неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можно представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»
а) Сквознику-Духмановскому; б) Тряпичкину; в) Хлестакову.
6. Жанр этого произведения:
а) трагедия; б) комедия; в) драма.
7. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:
а) ревизор ; б) смех. в) городничий; г)царь
8. Выражение из произведения, ставшее крылатым:
а) «Унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла»;
б) «Счастливые часов не наблюдают»;
в) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
9. Действие в « Ревизоре » достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей остроты в сцене:
а) в трактире; б) разглагольствования Хлестакова;
в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге.
10. Для речи Хлестакова характерна:
а) логичность; б) искрящийся юмор; в) бессмыслица.
11. Истинное стремление Хлестакова:
а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением;
б) жениться на Марье Антоновне;
в) набрать как можно больше денег в долг.
12. Глупость, пустота, фанфаронство свойственны:
а) Ляпкину-Тяпкину; б) Хлестакову .в) городничему;
13. Хлестаковщина – это:
а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле;
б) стремление модно одеваться;
в) погоня за чинами.
14. Вспомните, какой эпиграф Н.В. Гоголь предпослал комедии « Ревизор ». Как вы поняли его смысл? (3б)
15. Напишите синквейн к слову Хлестаков (5б)
Оценивание:
26-27б – «5» 18-24б – «4» 12-17б – «3»
Темы сочинений по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1. Жизненный выбор в рассказе "После бала"
2. Идейно-художественное своеобразие рассказа "После бала"
3. Против чего направлен рассказ "После бала"?
4. Утро, изменившее жизнь
5. Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала»
Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война в литературе»
Цель: определить уровень усвоения произведений о ВОв, понимание тематики
Объект контроля:
А)знания: содержание текстов, биографические сведения писателей, литературных героев, литературоведческие понятия.
Б) умения: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; работать индивидуально; умение определять авторов по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических терминах, умение высказывать своё мнение о тех или иных произведениях.
Р: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Пр: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Форма: Тест, развернутый ответ на вопрос
Какую роль играла в годы войны поэзия?
Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?
К поэтам, писавшим стихи о войне, можно отнести:
а) К. Симонова б) С. Есенина в) Д. Самойлова
г) В. Астафьева д) В. Распутина е) А.Платонова
4.Кто является автором слов «Никто не забыт, ничто не забыто»?
5.Вспомните, что такое олицетворение. Найдите примеры олицетворения в стихах, помещенных войне, в разделе «Произведения о Великой Отечественной войне». Выпишите их.
6.Какое стихотворение о ВОв произвело на вас наибольшее впечатление? Что в нем особенно вам понравилось и запомнилось? Какие средства художественной выразительности использованы в этом стихотворении? Приведите примеры.
7.Подберите ассоциативный ряд к слову «война»
8.Подберите ассоциативный ряд к слову «мир»
9. Нужно ли читать стихи о войне в 21в? Почему?
Ответы
Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.
Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов
Ольга Бергольц
Итоговое тестирование за курс литературы 8го класса
Назначение(цель): определение уровня усвоения обучающимися предметного содержания курса литературы по программе 8 класса
Объект контроля:
А)знания: содержание текстов, биографические сведения писателей, литературных героев, литературоведческие понятия.
Б) умения: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; работать индивидуально; умение определять авторов по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических терминах, умение высказывать своё мнение о тех или иных произведениях.
Р: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Пр: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Форма: Тест
1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
А) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма
2. Назовите героев исторических песен:
А) Ермак Тимофеевич; Б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов
3. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова?
А) осиновый чурбан; б)цаплю; в) журавля
4. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал
А) с «Истории Пугачевского бунта»; б) с «Капитанской дочки»; в) с книги «Крестьянские бунты»
5. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?
А) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева
6. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?
А) царя; б) висельника; в) посаженного отца
7. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?
А) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц
8. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
А) повесть; б) стихотворение; в) поэма
9. Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…
А) эпизод борьбы Мцыри с барсом; б) встреча с грузинкой; в) сон о золотой рыбке
10. О чем говорит Мцыри «За эти несколько минут…Я б рай и вечность променял…»?
А) за время встречи с грузинкой; б) за ночь бегства из монастыря;
в) за возможность попасть на родину
11. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?
А) «Не в свои сани не садись»; б) «На всякого мудреца довольно простоты»;
в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
12.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?
А) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым
13. Каков основной композиционный прием в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
А) контраст; б) преувеличение; в) сопоставление
14. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?
А) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке;
б) старушка не хотела отдавать долг франту; в) у старушки заболела внучка
15. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?
А) герои остались вместе; б) у героини родился ребенок;
в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены
16. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?
А) ему был интересен этот период; б) видел в исторических событиях связь с современностью;
в) идеализировал Дмитрия Донского, победившего татар
17. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)
А) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины
18. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?
А) не захотел фотографироваться; б) заболел; в) обиделся на то, что его хотели поставить последним в ряду
Оценивание:
17-18б- «5» 14-16б - «4» 11-13б – «3»
Материально- техническое обеспечение
1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 8класс. - М.: ВАКО, 2015.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к обучающимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2014.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2016.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 8кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 8кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2016.
5. Егораева Н.Е. № Поурочные разработки по литературе». Универсальное издание. М. «Вако» . 2015год
6. Коровина В.Я. Литература 8 класс. Методические советы. М.Просвещение. 2010.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 8 класс. - М.: Просвещение, 2012.
8. Нетрадиционные формы уроков по литературе. Пособие для учителей. Новокузнецк, 2014. 9. Охраменко Н.В. Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5 –8 класс. М. Аквариум. 2017.
10. Соснина Н.А. Беседа на уроках литературы в 5- 8 классах. Пособие для учителей. М. Просвещение 2012.
11 .Полухина В.П. « Читаем, думаем, спорим 8 класс» Дидактический материал по литературе.М. « Просвещение» .2015 год
2..Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
3.Раздаточный материал по темам курса
4.Репродукции картин художников
5.Интернет-ресурсы:
Художественная литература: http://www.klassika.ru
– Библиотека классической русской литературы http://www.ruthenia.ru
– Русская поэзия 60-х годов Справочно-информационные и методические материалы: http://www.rol.ru
– Электронная версия журнала «Вопросы литературы» http://www.1september.ru
– Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября») http://center.fio.ru
– Мастерская «В помощь учителю. Литература» http://lit.1september.ru
– Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок » 1.http://festival.1september.ru/subjects/9/
– Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы и русского языка
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
3.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b0800200c9a66/15577/? – Русский язык
4.www.uchportal.ru – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе 5.www.Ucheba.com – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
6.www.pedved.ucoz.ru – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
для учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по литературе. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами речи;
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды творческих работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся
осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся
отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы,
совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности. Отметка
«2» может быть поставлена в дневник, тетрадь учащегося.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и
жанра сочинения, от почерка.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. По литературе - в этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, вторая – по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать
1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая
реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на
одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается
во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе
«Оценка диктантов».
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Техника чтения. Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух
100 слов и более – «5»
80 – 100 – «4»,
60-90 – «3»,
«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,
Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4»,
Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».
Оценка тестов по литературе
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 80– 100 %;
«4» - 70 – 79 %;
«3» - 45 – 69 %;
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по русскому языку:
усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.