государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
Утверждена.
Директор: ________/Л.Г. Землянская/
Прик. .№ ____ от _____ ______2016 г.
Обсуждена и принята на заседании педагогического совета
от 31.08.2016 г. Протокол № 1
Рассмотрена и рекомендована на утверждение
МО педагогов I ступени
от 30.08.2016 г. Протокол № 1
Руководитель МО: ________/Кострубина Н.В./
Адаптированная рабочая программа
по трудовому обучению
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Кострубина Наталья Владимировна
учитель первой категории
Пояснительная записка.
Цели изучения предмета: обучение доступным приёмам труда, выработка первоначальных трудовых навыков.
Трудовое обучение носит элементарно-практический характер и направлено на решение задач:
Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования многократно повторяющихся действий с применением разнообразного материала;
Формировать умение предварительно планировать ход работы;
Повышать уровень общего развития обучающихся;
Формировать нравственные качества и элементарные трудовые навыки обучающихся;
Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников, путём систематического и целенаправленного трудового воспитания.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению для 1- 4 классов (автор Н.Н. Павлова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское и трудовое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний по трудовому обучению, которые необходимы им для социальной адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию недостатков общего и речевого развития в процессе овладения учебным предметом: коррекция речи, развитию ВПФ. Программа состоит из разделов: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами»
Содержание обучения имеет достаточные коррекционные возможности. Коррекционная работа выражается и в формировании умений:
Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения).
Контролировать свою работу (определять правильность своих действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Закон «Об образовании» в РФ 273 от 30.12.2012 год.
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.4.2.3286-15
Закон «Об образовании в Ростовской области». № 26-ЗС от 14.11.2013.
Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г.№29/2065-п)
Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.2002г. №1277).
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2001год.
Учебный план государственного казённого общеобразовательного учреждения Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат» на 2016-2017 год.
Используемая методическая литература:
И. Агапова, М. Давыдов «Поделки из природного материала», Лада. Москва, 2007 год
В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль «Академия развития», 1998 год
А.М. Гусаков «Рукоделие в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1994 год.
М.И. Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги», Ярославль, «Академия развития», 1998 год
М.И. Перевертень «техническое творчество в начальных классах», Москва, «Просвещение», 1988 год
В соответствии с учебным планом во 2 классе рассчитана на 69 часов в год.
Для оценки знаний и умений обучающихся применяется Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся 1-9 классов ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат». Контроль осуществляется с помощью контрольно-измерительных материалов, разработанных и утвержденных методическим объединением учителей начальных классов. Показателем усвоения являются оценки «5-отлично», «4-хорошо», «3-удовлетворительно», «2-неудовлетворительно». Уровень умений и навыков обучающихся, воспитанников в первом полугодии 2 класса не оценивается.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технологические карты.
Раздаточный материал (подложки, стеки, кисточки, иголки, нитки, ножницы, картон, цветная бумага).
ТСО, ИКТ (музыкальный центр, компьютер).
Образцы работ.
2 класс
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий | Планируемые результаты на базовом уровне | Планируемые результаты на пониженном уровне |
знать | уметь | знать | уметь |
1 | Работа с пластилином. | 24 | Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел. Лепка дидактического материала с применением стеки. Лепка столярных инструментов. Лепка по образцу игрушек. Лепка предметов цилиндрической формы. Лепка с натуры посуды конической формы. Лепка с натуры чайной посуды. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц и животных. Лепка по представлению свободных композиций. | Названия геометрических фигур. | Ориентироваться в задании по вопросам самостоятельно. Сравнение образца с натуральным объектом. Составление плана работы. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. | Названия геометрических фигур. | Выполнять работу по образцу. |
2 | Работа с природными материалами. | 4 | Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, перьев, зёрен, опилок на плотной подложке. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу птички из желудей, перьев, палочек, крылаток ясеня. Самостоятельное изготовление по образцу рыбок. | Свойства материалов: цвет, форма, особенности поверхности. Организация рабочего места. | Соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдать пропорции. | | Выполнять работу по образцу при частичной помощи учителя. |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 31 | Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны. Изготовление закладки. Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек. Изготовление аппликации с разметкой подложки и деталей по линейке. Изготовление по образцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги. | Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона. Правила оклеивания. | Разметка бумаги по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности. Резание картона ножницами по линиям разметки. Разметка бумаги и картона по линейке. | Правила работы с ножницами и клеем. | Выполнять работу по образцу при частичной помощи учителя. Изготовление изделий с несложным контуром. |
4 | Работа с текстильными материалами. | 11 | Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Экскурсия в швейную мастерскую. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с выраженной лицевой и изнаночной стороной. Ознакомление с ручными стежками. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, Оформление концов закладки кисточками. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке из двух сложенных вместе кусочков ткани. | Применение и назначение ниток. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются Организация рабочего места. Правила безопасной работы. | Намотка ниток на картон, скручивание, плетение, витьё шнурка. Пришивание пуговиц. | Правила работы с иглой и ножницами | Выполнять работу по образцу при частичной помощи учителя. Изготовление изделий с несложным контуром. |
Проверено. «______» 2016 г.
Зам. директора по УР:_______
/Полуэктова Л.Н./
Календарно-тематическое планирование по труду.
2 класс. 1 полугодие (32 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Речевая деятельность |
Устная | Письменная |
1 четверть (18 часов) |
Работа с пластилином. (10 часов) |
1-2 | Лепка на плоскости. Куб, параллелепипед. | 2 | 09 09 | Анализ образца. Оценка своего изделия. | |
3 | Лепка дидактического материала: кубик (большой и маленький). | 1 | 08.09 | Правила организации рабочего места. | |
4 | Лепка дидактического материала: брусок (высокий и низкий). | 1 | 09.09 | Правила организации рабочего места | |
5 | Лепка столярных инструментов. Молоток, рубанок. | 1 | 15.09 | Правила работы с пластилином. | |
6-7 | Лепка игрушек. Автобус, автомобиль. | 2 | 16.09 22.09 | Правила работы с пластилином. | |
8-10 | Лепка чайной посуды. | 3 | 23.09 29.09 30.09 | Правила работы с пластилином. | |
Работа с природными материалами (4 часа) |
11-12 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 2 | 06.10 07.10 | Беседа по вопросам учителя. | |
13-14 | Изготовление птички из желудей, перьев и палочек. | 2 | 13.10 14.10 | Описание внешнего вида птицы. | |
Работа с бумагой и картоном.(4 часа) |
15 | Составление композиции к сказке «Теремок». | 1 | 20.10 | Рассказывание сказки по серии картинок. | |
16 | Составление композиции к сказке «Репка». | 1 | 21.10 | Рассказывание сказки по серии картинок. | |
17 | Изготовление пакета из бумаги. | 1 | 27.10 | Правила работы с колющими и режущими инструментами. | |
18 | Украшение его аппликацией. | 1 | 28.10 | Правила работы с колющими и режущими инструментами. | |
2 четверть (14 часов) |
Работа с бумагой и картоном. (14 часов) |
19-21 | Изготовление закладок. | 3 | 10.11 11.11 17.11 | Беседа о бережном отношении к книгам. | |
22-23 | Выпуклая аппликация из бумажных полос (цветок, петушок). | 2 | 18.11 24.11 | Анализ образца. | |
24-25 | Складывание из бумаги: закладка-домик. | 2 | 25.11 01.12 | Составление плана выполнения работы. | |
26-27 | Изготовление фонарика из 3 кругов. | 2 | 02.12 08.12 | Составление плана выполнения работы. | |
28-32 | Изготовление из картона плоских ёлочных украшений. | 5 | 09.12 15.12 16.12 22.12 23.12 | Составление плана выполнения работы. | |
Проверено. «______» 2017 г.
Зам. директора по УР:_______
/Полуэктова Л.Н./
Календарно-тематическое планирование по труду. 2 класс. 2 полугодие (37 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Речевая деятельность |
Устная | Письменная |
3 четверть (21 час) |
Работа с пластилином. (10 часов) |
33-34 | Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыплёнка и утёнка, утки и гуся. | 2 | 12.01 13.01 | Правила организации рабочего места | |
35-36 | Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки. | 2 | 19.01 20.01 | Правила работы с пластилином. Составление плана работы, оценивание своего изделия. | |
37-39 | Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца и лисы. | 3 | 26.01 27.01 02.02 | Правила работы с пластилином. Составление плана работы, оценивание своего изделия. | |
40-42 | Аппликация из пластилина: овощи, фрукты, цветы. | 3 | 03.02 09.02 10.02 | Правила работы с пластилином. Составление плана работы, оценивание своего изделия. | |
Работа с бумагой и картоном. (5 часов) |
43- | Изготовление закладки из тонкого картона. | 1 | 16.02 | Правила работы с ножницами, клеем и картоном. Составление плана работы. Анализ образца. | |
44-47 | Изготовление поздравительных открыток-сувениров ко Дню защитника Отечества и 8 марта. | 4 | 17.02 24.02 02.03 03.03 | Правила работы с ножницами, клеем и картоном. Составление плана работы. Анализ образца. | |
Работа с текстильными материалами. (6 часов) |
48 | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | 09.03 | | |
49 | Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата и прямоугольника. | 1 | 10.03 | Правила работы с ножницами. Составление плана выполнения работы. | |
50-53 | Ознакомление с ручными стежками. (смёточный стежок). | 4 | 16.03 17.03 23.03 24.03 | Правила обращения с колющими и режущими предметами. | |
4 четверть (16 часов) |
Работа с пластилином. (3 часа) |
54 | Лепка по представлению свободных композиций: Колобок и лиса. | 1 | 06.04 | Рассказывание сказок по серии сюжетных картинок. Правила работы с пластилином. | |
55 | Лепка по представлению свободных композиций: Маша и медведь. | 1 | 07.04 | Рассказывание сказок по серии сюжетных картинок. Правила работы с пластилином. | |
56 | Лепка по представлению свободных композиций: Лиса и журавль. | 1 | 13.04 | Рассказывание сказок по серии сюжетных картинок. Правила работы с пластилином. | |
Работа с бумагой. (8 часов) |
57-58 | Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и цветной бумаги. | 2 | 14.04 20.04 | Предметы мебели, их назначение. Правила работы с ножницами, клеем и картоном. Составление плана работы. Анализ образца. | |
59-60 | Изготовление по образцу плоской модели светофора. | 2 | 21.04 27.04 | Правила работы с ножницами, клеем и картоном. Составление плана работы. Анализ образца. | |
61-62 | Изготовление по образцу указателя «переход». | 2 | 28.04 04.05 | Правила работы с ножницами, клеем и картоном. Составление плана работы. Анализ образца. | |
63-64 | Изготовление по образцу подушечек для иголок из картона и ткани. | 2 | 05.05 11.05 | Правила работы с ножницами, клеем и картоном. Составление плана работы. Анализ образца. | |
Работа с текстильными материалами. (5часов) |
65 | Выполнение стежка «шнурок». Упражнения на полосе бумаги в клетку. | 1 | 12.05 | Инструменты, применяемые при работе с тканями. | |
66-67 | Вышивание закладки. | 2 | 18.05 19.05 | Инструменты, применяемые при работе с тканями. | |
68-69 | Вышивание салфетки стежками «смёточный» и «шнурок». | 2 | 25.05 26.05 | Инструменты, применяемые при работе с тканями. | |
16