СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности « Мой мир »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности « Мой мир »»

Адаптированная рабочая программа

внеурочной деятельности « Мой мир »

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ и предназначена для организации внеурочной деятельности. Младших школьников направлена развитие и становление ребенка как личность.

Возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.В.Выготским. Его идею поддержали Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукер, А.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Согласно этой теории построение учебных предметов должно способствовать формированию у детей более активному уровню познавательной, эмоционально – волевой, личностной сферы.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся с ОВЗ. Школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание детей, которым сложно адаптироваться в новой обстановки, пойти в какое- то учебное заведения, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшее качества, это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает обучения, предполагающего формирование у детей умения мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать по признакам.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Предлагаемое пособие предназначено для работы с детьми с ОВЗ начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • сформировать учебную мотивацию, ориентированную на детей с ОВЗ;

  • развивать образное и логическое мышление;

  • развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

  • развивать творческие способности;

  • увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

  • содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Тип образовательной программы:

Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня развития для детей ОВЗ, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.

Программа имеет возрастную привязку:

для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником знаний в различных видах деятельности;

для 2-4-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;

Особенности реализации программы.

Данная внеурочная деятельность для детей с ОВЗ организуется в форме занятия.

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.

Курс внеурочной программы предполагает применение коллективных форм организации занятий, создание на занятиях совместную работу, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с простыми путями рассуждений, овладение элементарными навыками коммуникативного поведения и правилами с позиции индивидуальности.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать и объяснять;

  • формирование умений, связанных с правильным выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формирование способностей, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простые закономерности в ситуации;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  • воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • принцип связи обучения с жизнью(позволяет обеспечить тесною связь внеурочной деятельности обучающегося с условиями жизни и деятельностью ребенка)

  • принцип коммуникативной активности учащихся.

  • принцип преемственности внеурочной работы с уроками (необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков)

  • принцип учета возрастных особенностей учащихся.

  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

  • принцип сочетания различных форм деятельности.

Виды внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество.

Формы внеурочной воспитательной деятельности:

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть психолог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений.

Система занятий по программе «Мой мир» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения и мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать свои выводы;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание межличностных отношений.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).

Планируемые результаты, освоения программы внеурочной деятельности

Возрастные особенности достижения результатов воспитания:

при организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети с ОВЗ особенно восприимчивы к новому и стремятся понять новую для них школьную жизнь. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Во 2 и 4 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения находить алгоритм решения использовать его в ходе самостоятельной работы.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственное мнение.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает учебные знания, способы и средства выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Учебные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок, во взаимодействии с педагогом, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: учиться высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления.

Зона ближайшего развития

Ребенок сможет применять изученные способы,аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.


Целью мониторинговых исследований является:

  • создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост активности обучающихся;

  • рост мотивации к познавательной деятельности;

  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

  • качественное изменение в личностном развитии;

  • удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.


Виды внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество.


Формы внеурочной воспитательной деятельности:

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть психолог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений.

Система занятий по программе «Мой мир» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.


Тематическое планирование внеурочной

деятельности

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Мой мир»

В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении поставленной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;

  • определять целое и часть;

  • устанавливать общие признаки;

  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

  • определять последовательность действий;

  • находить истинные и ложные высказывания;

  • наделять предметы новыми свойствами;

  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Содержание курса « Мой мир»

1 класс (33 часа)


Содержание

( разделы)

Формы организации

Виды деятельности

1

Давайте познакомимся!


Проблемно-ценностное общение



Игровая деятельность


-игры на взаимодействия;

- игры с геометрическими фигурами;

-конструирование по образцу;

-исследовательская работа ;

-игра на умение группироваться по признаку.

2

Чувство единства и сплоченности.

Игровая деятельность



Познавательная деятельность

- игра на развитие внимания;

-упражнения на развитие логической связи;

-упражнения на внимания и воображения;

- просмотр видеоролика

«Пальчиковый театр»(как развивать моторику рук);

-практическая работа

( развитие познавательных процессов);

-беседа

3

Умение действовать по инструкции.

Игровая деятельность


Познавательная деятельность



Художественное творчество

-работа по карточкам;

-беседа;

-упражнения на логику, восприятия, сопоставление и сравнение;

-конкурс рисунков;

-творческая работа (из пластилина, рисунки, вытынанка)

-просмотр презентации («Наши способности»)


Тематический план

Цель: Развивать умение детей правильно рассуждать и излагать мысль.

Задачи: Сформировать умение выделять свойства предметов, разбивать множество предметов на подмножества, характеризующихся общим свойством;

Умение сравнивать между собой предметы, явления и действия;

Умение обобщать предметы, группировать, выделять части и целое.

Перечень разделов и тем

Содержание и форма занятий

Кол-во часов

Теорет-х

занятий

Прак-х

занятий

I.

Давайте познакомимся!

Развиваем логическое мышление, учимся сравнивать, рассуждать, классифицировать.

9



1.

Вводное занятие.

Знакомство. Игры, упражнения на взаимодействия

1

0,5

0,5

2.

Знаете ли вы себя?

Развивать умение сравнивать и описывать части тела.

Правила гигиены при письме, как правильно держать осанку.

1

0,5

0,5

3-4.

Открываем волшебные двери добра

Игра-приключение

2

1

1

5.

Рисунок на асфальте

Развитие воображения.

Тема: « Я, рисую счастья»

1

+

1

6.

Подвижные игры

Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости

1

+

1

7.

Скороговорки

Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции.

1

+

1

8.

Сказки

По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

1

0,5

0,5

9.

Объединение предметов по признакам.

Практическое задание: игра на умение группироваться по признаку.

1

0,5

0,5


II.

Чувство единства и сплоченности

Развития познавательных процессов.

12



10.

А ну – ка собери.

Объединение предметов по классификации признаков.

1

+

1

11.

Подбери картинки. Составь пары.

Развивать способности концентрировать внимания.

Сравнивать предметные картинки между собой.

1

+

1

12.

Лото

Игра на развитие внимания

1

+

1

13.

Домино.

Объединение предметов по тематическому признаку.

1

+

1

14.

Мини – тест

Изучить собственные особенности памяти, осознать ее сильные и слабые стороны

1

0,5

0,5

15.

Логические задачи.

Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать задачу.

1

0,5

0,5

16.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики.Просмотр видео- ролика « Пальчиковый театр»

1

+

1

17.

Раскрась по образцу

Развитие внимания, воображения.

Штриховка флажков, раскраска фигур.

1

+

1

18.

Конструктор

Развитие внимания, мышления, воображения

Конструктор « Лего»

1

+

1

19.

Пазлы

Развитие мелкой моторики, внимания, мышления

Работаем в группе.

Тематика «Сказочные герои». Обсуждение.

1

+

1

20.

Найди закономерности и продолжи ряд

Развивает логическое мышление, учить сравнивать, рассуждать, классифицировать.

Практическая работа: раскрасить карандаши по закономерности в ряду, составить картинки в определенном порядки.

1

+

1

21.

Назови одним словом.

Учить сравнивать, рассуждать, классифицировать.

Объединение предметов по признаку и его название. Классификация по группам.

1

+

1

III.

Умение действовать по инструкции.

Развития познавательных процессов.

Формировать связную речь, расширить словарный запас.

12



22.

Признаки предметов(цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.)

Развивать внимание, наблюдательность, память.

Научить группировать предметы, по какому – либо признаку.

Практическая работа: Сравнить кубики по размеру и раскрасить их требуемым образом.

1

+

1

23.

Догадайся и дорисуй.

Развивать мышление, наблюдательность.

Найти правило, по которому объединены предметы, нарисовать недостающий предмет. Подготовительная работа с матрицами Равена.

1

+

1

24.

Что лишнее и почему?

Развивать мышление, связную речь, расширить словарный запас.

Найти правило, по которому объединены предметы и найди лишний предмет.

1

+

1

25.

Найди пару по картинкам.

Развивать восприятия, сопоставление и сравнение.

Найди пару по картинкам: птицы, животные, овощи т.д.

Найти связь между предметами. Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару.

1

+

1

26.

Что сначала, что потом?

Развивать восприятия, сопоставление и сравнение.

Разложить карточки по порядку и объяснить, почему так. Творческая работа: самостоятельно составить свою схему.

1

+

1

27.

Слышим звуки

Развивать умение слушать, различать, делать вывод

Естественные источники звука.

Стихотворение « Шум дождя»

Практическая работа: « волшебный сундучок» ( отгадать что звучит)

1

+

1

28.

Поиск по признакам. Раздели по группам.

По данному признаку, продолжить ряд. Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры.

1

+

1

29.

В мире животных.

Развивать восприятия, сопоставление и сравнение.

Земля, вода, воздух, какие животные живут на суше, в воде, в воздухе.

1

+

1

30.

Так бывает или нет?

Игра на внимания.

1

1

+

31.

Загадки.

Назвать предмет по его признакам. Исследовательская работа. (Виды загадок, тематика, назначения и т.д.)

1

1

+

32.

Настольные игры.

Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах

1

+

1

33.

Подведение итогов. Тест достижений.

Подвести итоги года.

1

0,5

0,5


Тематическое планирование внеурочной

деятельности

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»

В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, геометрические фигуры;

  • находить и формулировать классификацию с помощью простейших моделей (предметные рисунки, картинки).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;

  • задавать вопросы;

  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • находить ошибки в самостоятельной работе;

Содержание курса « Мой мир»

2 класс (34 часа)


Содержание

( разделы)

Формы организации

Виды деятельности

1

Сказкотерапия

Проблемно-ценностное общение



Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Художественное

творчество

- игры на сплоченность коллектива;



- постановка сказки « Репка»;


-упражнения на развитие речи;

-творческая работа: составление загадок;

-беседа;

- творческий турнир .

2

Природа наш дом

Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Проблемно-ценностное общение


Художественное творчество

-упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

-творческая работа;

- конкурс (логические задачи);

- слуховая зарядка;

- выставка(рисунки по тематики);

-беседа по теме;


3

Мир предметов и вещей.

Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Проблемно-ценностное общение


Художественное творчество

- беседа(читаем произведения и обсуждаем в группе);

-проектная работа в рисунках:«Моя семья»;

-игры на развития внимания;

-видеоурок



Тематическое планирование


Цель: Развивать психические механизмы, которые лежат в основе интеллектуального потенциала.

Задачи: Способствовать развитию умственных действий ( анализ, сравнение, обобщение, классификация др).;

Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.


Перечень разделов и тем

Содержание и форма занятий

Кол-во часов

Теорет-х

занятий

Прак-х

занятий

I.

Сказкотерапия

Формирование умения работать в группе. Способствование развитию внимания, творческого воображения, зрительной памяти, быстроту реакции, мышления.

5




1.

Вводное занятие

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Игры на сплоченность коллектива.

1

0,5

0,5

2.

Викторина по сказкам.

Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено сказочным героям на тему; «Добро и зло»

1

0,5

0,5

3.

Скороговорки

Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие правильной речи. Улучшение дикции.

1

+

1

4.

Сказка.

По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Постановка сказки « Репка»

1

0,5

0,5

5.

В мире слов.

Показать и выразить, жестами определенное слово, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок.

1

0,5

0,5

II.

Природа наш дом

Развивать творческие и коммуникативные способности; речь, внимание, наблюдательность.

Отличия

9



6

Растения.

Найди логическую связь и скажи, одним словом. Угадать название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение.

1

1

+

7.

Овощи. Фрукты. Ягоды.

Закончи рифму. Объедини слова в пары.По признакам назови овощи, фрукты, ягоды. Творческая работа: опиши овощи( цвет, размер т.д.)

1

0,5

0,5

8.

Настольные игры.

Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах

1

+

1

9.

Логические задачи.

Упражнения на развитие мышления. Компьютерные игры.

1

0,5

0,5

10.

Явления природы.

Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку.

1

0,5

0,5

11.

Животный мир.

Назови одним словом группу животных. Раздели по признаку. Кто, где живет?

Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего.

1

0,5

0,5

12.

Домашние животные.

Упражнения на развитие логического мышления по тематики домашние животные. Слуховая зарядка с движениями.

Творческая работа: рисуем животных.

1

0,5

0,5

13.

Птицы.

Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей.

Творческая работа: лепка птиц.

1

0,5

0,5

14.

Урок творчества.

Проектная работа с природным материалом. Свободная тема.

1

+

1

III.

Мир предметов и вещей.

Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения.

9



15.

Человек и его поступки.

Читаем произведения и обсуждаем в группе.

1

+

1

16.

Семья.

Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа в рисунках:«Моя семья»

1

+

1

17.

Предметы и их свойства.

Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами.

1

1

+

18.

Предметное лото

Игра на развития внимания

1

+

1

19.

Вещи вокруг нас.

Назови цепочкой слов. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации.

1

0,5

0,5

20

Аппликация из бумаги.

Развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей.

1

+

1

21.

Подвижные игры

Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости

1

0,5

0,5

22.

Транспорт.

Расширение словарного запаса. Развитие логического мышления. Копирование( виды транспорта) Профессии.

1

0,5

0,5

23.

Родной край.

Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии.

1

1

+


IV

Наши способности и умения

Развиваемвнимания, память, мышление.

12



24.

Урок графического диктанта.

Рисунок по клеточкам. Внимательность и умение различать направления. Контроль счета.

1

+

1

25.

Человек и его поступки.

Умение анализировать свои поступки и корректировать своё поведения Стихотворение В.Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо»

1

+

1

26.

Разноцветный мир.

Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы.

1

0,5

0,5

27.

Ориентировка во времени.

Уточнить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно, употреблять эти слова.

1

0,5

0,5

28.

Форма. Направления.

Развитие пространственного мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Собери по образцу фигуры.

1

+

1

29.

Количество и счет. Величина.

Развитие логического мышления, формирование мыслительных операций.

Считать в приделах 10 разными способами. Закрепить название геометрических фигур.

Практическая работа: Соединить точки последовательно на картинки

« Клоун»

1

0,5

0,5

30.

Отовсюду обо всем.

Практическая работа: решение ситуационных задач.

Анкетирование « Мои увлечения»

1

0,5

0,5

31.

Буквы.

Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус группой.

1

0,5

0,5

32.

Незаконченные фигуры

Развитие воображения, логического мышления.

Получить предметные изображения, придумав ему названия.

1

+

1

33.

Логические задачи.

Решение логических задач.

1

+

1

34.

Итоговое занятие. Тест достижений.

Подвести итоги занятий. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д.

1

1

+


Тематическое планирование внеурочной деятельности

3 класс

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»

В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

Содержание курса « Мой мир»

3 класс (34 часа)


Содержание

( разделы)

Формы организации

Виды деятельности

1


«Я, особенный»

Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Художественное

творчество

-интеллектуальные, подвижные игры;

-практическая работа: собираем конструктор « Лего», кубики, пазлы;

- творческая работа (шьём коврик из разноцветных пуговиц);

-анкетирование « Мои увлечения»


2


Творческие способности


Познавательная деятельность


Проблемно-ценностное общение


Художественное творчество


- олимпиада (отгадываем ребусы, головоломки);

- конкурс (лепим из пластилина)

- работы из природного материала;

-беседа;


3


Найди закономерности

Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Художественное творчество

- развивающие карточки

- практическая работа; (составить свой числовой тест)

- упражнения на развитие познавательных процессов;

- сюжетно - ролевая игра;

- беседа;

презентация.


Тематическое планирование.

Цель: Развивать абстрактное мышление

Задачи: Способствовать развитию методов мышления: индукции и дедукции, обобщении и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации, абстрагирования, аналогии;

Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;

Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию.

Перечень разделов и тем

Содержание и форма занятий

Кол-во часов

Теорет-х

занятий

Прак-х

занятий


I.

«Я, особенный»

Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

12



1.

Вводное занятие. Тест способностей.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.

1

0,5

0,5

2-3.

Матрицы Равена

Развивать умение последовательного рассуждения.

2

+

2

4.

Скороговорки

Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции.

1

+

1

5.

Игры на листе бумаги

«Крестики-нолики», «Морской бой»

1

+

1

6.

Подвижные игры

Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости

1

+

1

7.

Конструктор

Развитие внимания, мышления, воображения.

Практическая работа: собираем конструктор « Лего»

1

+

1

8.

Игры с пуговицами

Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики

Практическая работа: шьем коврик из разноцветных пуговиц.

1

+

1

9.

Игры со спичками

Развитие внимания ,мышления, воображения, мелкой моторики

Практическая работа: картина из спичек «Дом»

1

+

1

10.

Лото

Игра на развития внимания

1

+

1

11.

Домино

Объединение предметов по тематическому признаку.

1

+

1

II.

Творческие способности

Познание и раскрытие своих потенциальных способностей

9



12.

Поделки из крупы

Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики

Практическая работа: декор ваз и бутылок.

1

+

1

13.

Лепим из пластилина

Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики.

Практическая работа: герои из мультфильмов.

1

+

1

14.

Ребусы, головоломки

Развитие внимания, логического мышления, памяти.

1

+

1

15.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика в форме игры.

1

+

1

16.

Сказки

По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

1

0,5

0,5

17.

Стихи

Развитие памяти. Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы. Стихотворение в движении.

1

0,5

0,5

18.

Раскрась по образцу

Развитие внимания, воображения

Раскраска кисточкой на водной основе.

1

+

1

19.

Сказочные лабиринты

Игровая технология интеллектуально – творческого развития.

1

+

1

20.

Цепочки.

Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д.

1

0,5

0,5

III.

Найди закономерности.


13



21.

Пазлы

Развитие мелкой моторики, внимания, мышления.

Практическая работа: сложить пазлы в командах. Выявить победителя.

1

+

1

22-23.

Анаграммы.

Развитие внимание, мышления

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

2

+

2

24-25.

Числовые тесты

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты.

Проектная работа: составить свой числовой тест.

2

+

2

26-27.

Числовые ребусы.

Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус.

2

1

1

28-29.

Настольные игры

Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах

2

+

2

30.

Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Карточки (учитель-ученик, директор»

1

+

1

31-32.

Логические задачи

Решение логических задач, задачи на смекалку.

2

+

2

33.

Выпуск стенгазеты.

Самостоятельная работа.

1


1

34.

Итоговое занятие. Тест достижений.

Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году?

1

1

+


Тематическое планирование внеурочной

деятельности

4 класс

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»

В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Содержание курса « Мой мир»

4 класс (34 часа)


Содержание

( разделы)

Формы организации

Виды деятельности

1


Сказкотерапия


Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Художественное

творчество

-коммуникативные игры;

-интеллектуальные, подвижные игры;

-творческая работа;

-упражнения на коммуникабельность.

2


«Какой я умный»


Познавательная деятельность


Художественное творчество

-тест способностей;

-анкетирование

« Мои способности»

-упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.


3


« Мои фантазии»

Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Художественное творчество


Проблемно-ценностное общение

-упражнения на развитие речевого воображения;

-компьютерная графика (копирование рисунка по образцу);

-конкурс творческих работ;

-методика«Рисунок»;

методика««Скульптура»;

-упражнения на развитие памяти;

- упражнения" Словарные слова на карточках".



Самые оригинальные”

Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Художественное

творчество

-тест « Несуществующие животное»;

- логический конкурс;

-беседа;

- упражнения на развитие наглядно – действенного мышления;

-презентация

-игровая технология интеллектуально – творческого развития.


Тематическое планирование.

Цель: Развивать когнитивные способности учащихся.

Задачи:Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера.

Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;

Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информации.

Перечень разделов и тем

Содержание и форма занятий

Кол-во часов

Теорет-х

занятий

Прак-х

занятий

I.

Сказкотерапия





1.

Вводное занятие.

Тест способностей.

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий.

Коммуникативные игры.

1

1

+

2.

Подвижные игры

Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости

1

+

1

3.

Текст из сказки «Тараканище»

« Айболит»

Речевое развитие связной и выразительной речи.

Пересказ и рассказ по тексту.

Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста.

1

+

1

4.

Сказки и стихи

Развитие памяти.

Определить смысл стихотворения. Сочинить рифмы, стихотворение

1

0,5

0,5

5.

Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны?

Упражнения на развитие восприятия.

Проектная работа: составление своего рисунка.

1

+

1

6.

Сказки

По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок.

1

0,5

0,5

II.

«Какой я умный»

Развитие познавательных способностей

7



7.

Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет».

Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание.

1

+

1

8-9.

Матрица Ландольта.

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

2

+

2

10-11.

Двухцветные цифровые таблицы.

Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц.

2

+

2

12.

Конструирование.

Распределения и переключения внимания. Развитие мелкой моторики рук.

Практическая работа с конструктором « Лего»

1

+

1



Устный счет

Упражнения на развитие мышления.

Анкета

« Мои увлечения»

1

+

1


III.

«Мои фантазии»


9



13.

Вербальный разговор.

Упражнения на развитие речевого воображения.

Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе.

1

+

1

14.

Методика «Рисунок»

Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Копирование рисунка по образцу. Компьютерная графика.

1

+

1

15-16.

Методика «Скульптура»

Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. Просмотр мультфильма

« Пластилиновая ворона»

2

+

2

17.

Слуховая и зрительная память.

Упражнения на развитие памяти у учащихся.

Буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д

1

+

1

18.

Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры.

Упражнения на развитие памяти.

Расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

1

+

1

19.

Структурирование. Кодировка. Ассоциации.

Развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.

Практическая работа: упражнения" Словарные слова на карточках".

1

+

1

20.

Списывание без пробелов

Развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Практическая работа: предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов

1

+

1

21.

Стенография. Мнемонология.

Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания.

Проектная работа: придумать свой шифр.

1

+

1


IV

Самые оригинальные”

Развитие творческих возможностей, некоторых социальных навыков детей, поддержании благоприятного внутригруппового климата, развитие своих возможностей и способностей.

12



22.

Поделки из природногоматериала.

Развитие внимания,мышления, воображения, мелкой моторики

Проектная работа: не существующие животное.

1

+

1

24.

Пазлы

Развитие мелкой моторики, внимания, мышления.

Практическая работа: сложить пазлы. Выявить победителя.

1

+

1

25.

Кубики

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа на конкурсной основе: сборка кубиков.

1

+

1

26.

Настольные игры

Развитие внимания, мышления, памяти. Умение работать в группах

1

+

1

27.

Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Карточки (учитель-ученик, директор»

1

+

1

28.

Матрицы Равена.

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления.

1

+

1

29.

Лабиринты

Игровая технология интеллектуально – творческого развития.

1

+

1

30.

Назови слова.

Игра для определения активного словарного запаса.

1

+

1

31.

Понятия.

Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа в презентации: зашифруй предмет, с помощью понятий.

1

+

1

32.

Подробное описание.

Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ.

1

+

1

33.

Интеллектуальные игры.

Компьютерные игры.

1

+

1

34.

Итоговое занятие

Тест достижений.

Подведение итогов.

1

1

+