Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Караваинский филиал
Классификация активных методов обучения
Сатаева Н.П. –учитель математики
2018 г
Классификация активных методов обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные и неимитационные.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Их высокий эффект состоит в том, что при усвоении материала достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Неимитационные методы | Имитационные методы |
| неигровые | игровые |
| | |
Неимитационные методы:
Имитационные методы:
неигровые
игровые
Неимитационные методы:
Проблемная лекция
Начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути её решения.
Функции постановки проблемы:
побудить учащихся к работе мысли,
осуществить попытку самостоятельно ответить на поставленный вопрос;
вызвать интерес к излагаемому материалу.
Круглый стол
Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на:
закрепление полученных ранее знаний;
восполнение недостающей информации;
формирование умения решать проблемы;
развитие культуры ведения дискуссии.
Характерной чертой данного метода является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Презентация
Форма представления и защиты проектного решения помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, формирует умение отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений.
Необходимые требования:
Олимпиада
Олимпиада и научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.
Имитационные неигровые методы:
Анализ конкретных ситуаций
Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.
Отличительные черты:
наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Проведение семинара
Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога.
Отличительные черты:
направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебной программы;
позволяет овладеть научным аппаратом;
формирует навыки устного и письменного изложения материала.
Имитационные игровые методы:
«Мозговой штурм»
Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
творческое усвоение учащимися содержания учебного материала;
связь теоретических знаний с практикой;
активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Деловая игра
Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера.
Деловая игра направлена на развитие:
творческого мышления;
умения анализировать конкретные практические ситуации;
самостоятельности принятия решения;
способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант.
Разыгрывание ролей
Характеризуется следующими признаками:
наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;
взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;
ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий;
оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Игровое проектирование
Практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.
Отличительные черты:
сочетание индивидуальной и совместной работы обучающихся;
требует от всех обучающихся знания технологии процесса проектирования;
обязательное наличие умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы.
Достоинства применения активных методов обучения
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
Все активные обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.