СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Караваинский филиал

















Классификация активных методов обучения













Сатаева Н.П. –учитель математики














2018 г


Классификация активных методов обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные и неимитационные.


Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Их высокий эффект состоит в том, что при усвоении материала достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.


Неимитационные методы

Имитационные методы


неигровые

игровые

  • проблемная лекция;

  • круглый стол;

  • лекция-конференция;

  • лекция обзорная;

  • выездные занятия с тематической дискуссией;

  • олимпиада.


  • Анализ конкретных ситуаций;

  • обсуждение вариантов;

  • проведение семинара;

  • индивидуальный тренажёр.


  • «мозговой штурм»;

  • деловые игры;

  • разыгрывание ролей;

  • игровое проектирование;

  • многовариантный выбор оптимального решения;



Неимитационные методы:

  • проблемная лекция;

  • круглый стол;

  • лекция-конференция;

  • лекция обзорная;

  • выездные занятия с тематической дискуссией;

  • олимпиада.

Имитационные методы:

неигровые

  • анализ конкретных ситуаций;

  • обсуждение вариантов;

  • проведение семинара;

  • индивидуальный тренажёр.



игровые

  • «мозговой штурм»;

  • деловые игры;

  • разыгрывание ролей;

  • игровое проектирование;

  • многовариантный выбор оптимального решения;


Неимитационные методы:


Проблемная лекция

Начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути её решения.

Функции постановки проблемы:

    • побудить учащихся к работе мысли,

    • осуществить попытку самостоятельно ответить на поставленный вопрос;

    • вызвать интерес к излагаемому материалу.


Круглый стол

Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на:

    • закрепление полученных ранее знаний;

    • восполнение недостающей информации;

    • формирование умения решать проблемы;

    • развитие культуры ведения дискуссии.

Характерной чертой данного метода является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.


Презентация

Форма представления и защиты проектного решения помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, формирует умение отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений.

Необходимые требования:

    • соблюдение временного регламента;

    • содержательность;

    • наглядное представление материала;

    • соблюдение стиля речи.


Олимпиада

Олимпиада и научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.

Имитационные неигровые методы:


Анализ конкретных ситуаций

Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.

Отличительные черты:

    • наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;

    • разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;

    • обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;

    • подведение итогов и оценка результатов педагогом.


Проведение семинара

Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога.

Отличительные черты:

    • направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебной программы;

    • позволяет овладеть научным аппаратом;

    • формирует навыки устного и письменного изложения материала.


Имитационные игровые методы:


«Мозговой штурм»

Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

    • творческое усвоение учащимися содержания учебного материала;

    • связь теоретических знаний с практикой;

    • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

    • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

    • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Деловая игра


Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера.

Деловая игра направлена на развитие:

    • творческого мышления;

    • умения анализировать конкретные практические ситуации;

    • самостоятельности принятия решения;

    • способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант.


Разыгрывание ролей

Характеризуется следующими признаками:

    • наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;

    • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;

    • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий;

    • оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.


Игровое проектирование

Практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.

Отличительные черты:

    • сочетание индивидуальной и совместной работы обучающихся;

    • требует от всех обучающихся знания технологии процесса проектирования;

    • обязательное наличие умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения.

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы.


Достоинства применения активных методов обучения


  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;


Все активные обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.