Просмотр содержимого документа
«Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми ЗПР. ФГОС второго поколения.»
Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми ЗПР.
Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.
Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для обучающихся общеобразовательных школ. При успешном прохождении итоговой аттестации они получают документ государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании уделяется передаче и выработке таких знаний и умений, которые будут необходимы при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче экзамена за курс основной школы в 9 классе (в случае, если ученик выберет экзамен по литературе).
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведённое программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. Таким образом, возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объёма содержания обучения:
овладение детьми практическими умениями и навыками;
уменьшение объёма теоретических сведений;
включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Задачами обучения являются:
развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
совершенствование навыка чтения;
привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.
Основные направления содержания деятельности
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и обучающихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В процессе обучения ребята знакомятся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.
В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.