СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аллюзия как мотивация к изучению литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аллюзия как мотивация к изучению литературы»

     КАК СОВРЕМЕННЫЕ ПЕСНИ МОГУТ ПОНЯТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ?   Петрова Мария Вадимовна учитель русского языка и литературы МОУ «Финно-угорская школа им.Элиаса Леннрота»

КАК СОВРЕМЕННЫЕ ПЕСНИ МОГУТ ПОНЯТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ?

Петрова Мария Вадимовна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Финно-угорская школа им.Элиаса Леннрота»

Аллюзии присутствуют в текстах современных исполнителей и способствуют более глубокому анализу художественной литературы.

Аллюзии присутствуют в текстах современных исполнителей и способствуют более глубокому анализу художественной литературы.

Цель – изучить аллюзию как средство к пониманию классической литературы.

Цель – изучить аллюзию как средство к пониманию классической литературы.

Задачи: Изучить понятие аллюзии Познакомиться с теоретической литературой Выявить разновидности аллюзий Найти аллюзии в литературных текстах и текстах современных исполнителей Проанализировать значение аллюзий на уроках литературы

Задачи:

  • Изучить понятие аллюзии
  • Познакомиться с теоретической литературой
  • Выявить разновидности аллюзий
  • Найти аллюзии в литературных текстах и текстах современных исполнителей
  • Проанализировать значение аллюзий на уроках литературы
Понятие аллюзии Аллюзия - (от лат. allusio — шутка, намёк) в художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным 1 . История появления аллюзии берет своё начало еще в Средневековье. Очень долго аллюзии не могли сформироваться, как отдельный стилистический прием, поэтому и официальное название приобрели только лишь в XVI веке. 1  Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012. Стр. 256.

Понятие аллюзии

Аллюзия - (от лат. allusio — шутка, намёк) в художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным 1 .

История появления аллюзии берет своё начало еще в Средневековье. Очень долго аллюзии не могли сформироваться, как отдельный стилистический прием, поэтому и официальное название приобрели только лишь в XVI веке.

1 Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012. Стр. 256.

Основные виды аллюзии по мнению  Н.В. Никашиной 1 :   Литературные аллюзии помогают авторам сокращать повествовательный текст произведений, добавляют глубины и яркости, при этом обращая к определённым фактам Библейские и мифологические аллюзии-приёмы, отсылающие читателя к религиозным текстам Исторические аллюзии самые конкретные, опирающиеся исключительно на реальных исторических деятелей и факты. Они высоко информативны, легкие для восприятия, но юмора и эмоциональности в них меньше, чем в других видах Аллюзия может быть прямой и косвенной 1 Н.В. Никашина. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Стр. 14.

Основные виды аллюзии по мнению Н.В. Никашиной 1 :

  • Литературные аллюзии помогают авторам сокращать повествовательный текст произведений, добавляют глубины и яркости, при этом обращая к определённым фактам
  • Библейские и мифологические аллюзии-приёмы, отсылающие читателя к религиозным текстам
  • Исторические аллюзии самые конкретные, опирающиеся исключительно на реальных исторических деятелей и факты. Они высоко информативны, легкие для восприятия, но юмора и эмоциональности в них меньше, чем в других видах
  • Аллюзия может быть прямой и косвенной

1 Н.В. Никашина. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Стр. 14.

Основные функции аллюзий по мнению Сластенина В.А. 1 :   Характеризующая или оценочная применяется для создания более конкретного образа героя, с помощью его сравнения с другими персонажами или известными предметами, с целью передачи ему этих качеств Текстоструктурирующая используется для внесения дополнительной информации, скрепления общего вида текста Создание подтекста Предсказательная функция 1 Сластенин В.А. и др.Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр

Основные функции аллюзий по мнению Сластенина В.А. 1 :

  • Характеризующая или оценочная применяется для создания более конкретного образа героя, с помощью его сравнения с другими персонажами или известными предметами, с целью передачи ему этих качеств
  • Текстоструктурирующая используется для внесения дополнительной информации, скрепления общего вида текста
  • Создание подтекста
  • Предсказательная функция

1 Сластенин В.А. и др.Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. Стр. 336.

Яркие примеры использования аллюзий в литературе

Яркие примеры использования аллюзий в литературе

Басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»

Басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»

«Горе от ума» А.С. Грибоедов «Хорошо» В.В. Маяковский «Возмездие» А.А. Блок

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

«Хорошо» В.В. Маяковский

«Возмездие» А.А. Блок

Примеры использования аллюзий в виде известных выражений «Бесстрашный, как Александр Македонский»

Примеры использования аллюзий в виде известных выражений

«Бесстрашный, как Александр Македонский»

перейти Рубикон

перейти Рубикон

Слава Герострата

Слава Герострата

Добрый самаритянин

Добрый самаритянин

Современные исполнители, которые используют аллюзии в своём творчестве «Кровосток»  «25/17»

Современные исполнители, которые используют аллюзии в своём творчестве

«Кровосток»

«25/17»

«СЛАВА КПСС» «Oxymoron»  «БИ-2»

«СЛАВА КПСС»

«Oxymoron»

«БИ-2»

Анализ музыкальных произведений на наличие в них аллюзий Поэзия русского классика Тексты песен современных исполнителей «Не выходи из комнаты. Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.  О, пускай только комната «Не выходи из комнаты – догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито «И выйди уже из комнаты, соверши уже эту ошибку Тебе не понравится. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку? Солнце не будет лишним, если ты куришь шибко» ( отрывок из стихотворения И.Бродского) Не выходи из комнаты, эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция. Поверь, там не Франция.   Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция» ( отрывок из песни группы «Кровосток»)    Запрись со мной» ( отрывок из стихотворения И.Бродского) ( отрывок из песни группы 25/17)

Анализ музыкальных произведений на наличие в них аллюзий

Поэзия русского классика

Тексты песен современных исполнителей

«Не выходи из комнаты.

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

О, пускай только комната

«Не выходи из комнаты –

догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито

«И выйди уже из комнаты, соверши уже эту ошибку

Тебе не понравится.

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

Солнце не будет лишним, если ты куришь шибко»

( отрывок из стихотворения И.Бродского)

Не выходи из комнаты,

эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.

Поверь, там не Франция.

 

Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция»

( отрывок из песни группы «Кровосток»)  

Запрись со мной»

( отрывок из стихотворения И.Бродского)

( отрывок из песни группы 25/17)

 У. Шекспир БИ-2 «Ты не найдешь в ней совершенных линий,  Особенного света на челе. «Ее глаза на звезды не похожи, Не знаю я, как шествуют богини, В них бьется мотыльком живой огонь, Но милая ступает по земле.» Еще один обычный вечер прожит, А с ней он каждый раз другой. Ее упреки – вестники прохлады, Как скошенная в августе трава. И пусть в ее словах ни капли правды, Она божественно права .» (Отрывок из песни группы «БИ-2»

У. Шекспир

БИ-2

«Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

«Ее глаза на звезды не похожи,

Не знаю я, как шествуют богини,

В них бьется мотыльком живой огонь,

Но милая ступает по земле.»

Еще один обычный вечер прожит,

А с ней он каждый раз другой.

Ее упреки – вестники прохлады,

Как скошенная в августе трава.

И пусть в ее словах ни капли правды,

Она божественно права

(Отрывок из песни группы «БИ-2»

Сравнительный анализ двух литературных произведений на наличие в них аллюзий Текст И. Бродского Текст А.С. Пушкина «Я вас любил. Любовь еще (возможно, «Я вас любил: любовь еще, быть может, что просто боль) сверлит мои мозги. Все разлетелось к черту на куски. В душе моей угасла не совсем; Я застрелиться пробовал, но сложно Но пусть она вас больше не тревожит; с оружием. И далее: виски: Я не хочу печалить вас ничем. в который вдарить? Портила не дрожь, но Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; задумчивость. Черт! Все не по-людски! Я вас любил так сильно, безнадежно, Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим». как дай вам Бог другими — но не даст! Он, будучи на многое горазд, не сотворит — по Пармениду — дважды сей жар в крови, ширококостный хруст, чтоб пломбы в пасти плавились от жажды коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!»

Сравнительный анализ двух литературных произведений на наличие в них аллюзий

Текст И. Бродского

Текст А.С. Пушкина

«Я вас любил. Любовь еще (возможно,

«Я вас любил: любовь еще, быть может,

что просто боль) сверлит мои мозги.

Все разлетелось к черту на куски.

В душе моей угасла не совсем;

Я застрелиться пробовал, но сложно

Но пусть она вас больше не тревожит;

с оружием. И далее: виски:

Я не хочу печалить вас ничем.

в который вдарить? Портила не дрожь, но

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

задумчивость. Черт! Все не по-людски!

Я вас любил так сильно, безнадежно,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим».

как дай вам Бог другими — но не даст!

Он, будучи на многое горазд,

не сотворит — по Пармениду — дважды

сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!»

Сравнение использований аллюзий раньше и сейчас Текст «Манифеста кубофутуристов»  Текст рэп-баттла «Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. «Ты лишь мода, как клауд-рэп На пару сезонов. Где твой чокер, а че Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».  Ты же не хочешь выйти из моды, словно шмотки «Волчок» Тот, кто еще год назад тебе дал мощный толчок одним твитом Станет тем, кто тебя нынче смоет в толчок Это ирония судьбы — не правда ли, удивительно?»    

Сравнение использований аллюзий раньше и сейчас

Текст «Манифеста кубофутуристов»

Текст рэп-баттла

«Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

«Ты лишь мода, как клауд-рэп

На пару сезонов. Где твой чокер, а че

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Ты же не хочешь выйти из моды, словно шмотки «Волчок»

Тот, кто еще год назад тебе дал мощный толчок одним твитом

Станет тем, кто тебя нынче смоет в толчок

Это ирония судьбы — не правда ли, удивительно?»

   

Заключение   Аллюзия – неотъемлемая часть литературных текстов, которая помогает переосмыслить большое количество произведений и выражений Практическое значение аллюзий - привлечение внимания к художественному тексту, глубинное понимание смыла, вложенного в текст автором, взаимосвязь современности и прошлого, и, конечно, связь всего со всем в мире Аллюзии присутствуют в текстах современных песен и способствуют более глубокому анализу художественной литературы, однозначно, мотивируют к глубинному и детальному изучению этого предмета

Заключение

Аллюзия – неотъемлемая часть литературных текстов, которая помогает переосмыслить большое количество произведений и выражений

Практическое значение аллюзий - привлечение внимания к художественному тексту, глубинное понимание смыла, вложенного в текст автором, взаимосвязь современности и прошлого, и, конечно, связь всего со всем в мире

Аллюзии присутствуют в текстах современных песен и способствуют более глубокому анализу художественной литературы, однозначно, мотивируют к глубинному и детальному изучению этого предмета

Список используемой литературы   1.  Блок А.А. Возмездие. Петроград, 1922 год. Издательство

Список используемой литературы

1. Блок А.А. Возмездие. Петроград, 1922 год. Издательство "Алконост".

2. Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012. – 1768 стр.

3. Маяковский В.В. «Хорошо!» Полное собрание сочинений, 2016 год

4. Никашина Н.В. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение».

5. Сластенин В.А. и др.Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. Стр. 336.

6. У. Шекспир «Сонет130». Сборник с переводом С. Я. Маршака, А. М. Финкеля, М. Чайковского.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!