Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. В настоящее время существенно изменились требования к работе учителя. Одним из требований сегодня является «Активное применение педагогами образовательных информационных технологий» в условиях модернизации системы образования, а также развитие единой информационной образовательной среды. В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ. Качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность - способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, то есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.
Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Внедрение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования функциональной грамотности в нашей школе, является процессом актуальным и необходимым.
Актуальность обусловлена несколькими причинами.
- потребность учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе.
- необходимость обучения для учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме (медицинские показания, карантин, низкие температуры, соревнования и конкурсы);
- необходимость индивидуального подхода в обучении с неуспевающими учащимися, необходимость восполнения пробелов в знаниях у некоторых учеников;
необходимость работы с одаренными детьми на более углубленном уровне;
расширение возможности профильного и предпрофильного обучения - реализация элективных курсов;
расширение возможностей организации внеурочной и проектной деятельности;
необходимость подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА;
положительный опыт работы других учреждений по созданию новой системы обучения учащихся в дистанционном режиме.
Решению данной проблемы вижу в создании разработанной мною методической системы «Использования информационных-коммуникационных технологий - как средство формирования функциональной грамотности.»
Целью которой является: Повышение эффективности формирования функциональной грамотности по средствам использования информационных и коммуникационных технологий
На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания географии оказали влияние следующие факторы
- Школа активно работает по организации современной образовательной среды:
Достигнут достаточный уровень оснащения средствами ИКТ( новые компьютеры,проекторы, экраны, интерактивные доски, беспроводная сеть, компьютерные классы, сканеры, документ –камеры, оборудование преобретённое для кабинета « Точка Роста»
-Осуществлён переход на электронные журналы
- В дополнительное образование введены курсы по « Геоинформационным технологиям»
- Школа участвует в региональном проекте « Региональная система дистанционного обучения НСО»
- Существует запрос со стороны учащихся и их родителей в разработке дистанционных курсов по углубленному изучению отдельных предметов
Очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы.
Например, для эффективной работы использую различные ресурсы: РСДО, ЦОК, « Точка Роста», электронная школа.
Созданы все условия педагогического опыта : оборудование, ресурсы, использую способы организации разных форм урока (урок презентация, исследования, практикум, виртуальные экскурсии, работа с мультемедио учебником).
Применяю разные формы работы( групповые , индивидуальные, работу в парах ). Икт использую на разных этапах урока и внеурочной деятельности. Для эффективности образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии прослеживаю через различные виды деятельности ее участников: использование электронных учебников, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные программы, учебные презентации, тестирование, компьютерные игры, интерактивные карты. Использование Икт предусматривает и сопутствующие педагогические технологии: модульного обучения, учебно-игровые, проектную деятельность, дифферинцированного обучения, здоровьесберегающие ).
РСДО. Активно работаю в региональном проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». На данном курсе, каждый урок разрабатывается учителем. Курс представляет возможности вернуться к пройденному материалу для повторения и закрепления, содержит углублённый и дополнительный материал к уроку. Основной материал (теоретический) представлен в виде видеоуроков, презентаций, компьютерных лекций. Кроме основного материала к уроку предлагается дополнительный материал в виде текстовых файлов. Задания представлены в виде тестов, лекций, заданий (ответы в виде текста, файла и т.д.), опросов, игр. В курсе представлены как групповые и индивидуальные задания. Интересный и увлекательный материал способствовал повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Данный курс служит в помощником для подготовки учащихся к олимпиадам, ЕГЭ и ОГЭ. Мною были разработаны тесты, компьютерные лекции, географические словари, интерактивные карты, которые используем на уроках. Составляю задания для интерактивной доски. Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате просмотра ролика. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, следует приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт.
ЦОК
Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Интерактивные карты живут намного дольше бумажных и имеют возможность постоянно обновляться. Еще одним преимуществом интерактивных карт является возможность составления разнообразных учебных заданий. Повышается уровень восприятия картографического номенклатурного материала.
Работаем на разных Цифровых образовательных контентах. Например на « 1С-урок.На этой платформе беру задания с интерактивной картой. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Использую в своей практике ЦОК образовательную платформу «МЭО» с 10 классом. Данная платформа содержит большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Кроме базового учебного материала, в мультимедиа-учебнике предусмотрены возможности для углублённого изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углублённого или межпредметного характера, выход в Интернет. Другая важная функция мультимедиа-учебника – организация самостоятельной учебной деятельности школьника. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учёт результатов. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и других средств обучения. Так же часто работаю на платформе « Якласс», « Учи-ру», Моя школа, электронный дневник и т.д.
« Точка роста»
Ведя курс « Геоинформационные технологии» в центре образования « Точка роста», очень часто работаем с электронной картой. На уроках данного курса самостоятельно создаём электронные карты, используя различные программы, а в дальнейшем их используем на уроках географии. На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать. На данном курсе в центре образования « Точка роста», работая, мы изучаем навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собираем данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности.
4. Одним из основных направлений моей является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь мне помогает компьютер. Во время проверки домашнего задания в 9-11 классах один ученик всегда работает на компьютере с программой «Готовимся к ЕГЭ. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Например «Решу ОГЭ».
5. Даю учащимся дополнительные индивидуальные задания (учащиеся получают перспективные задания, работают с энциклопедиями, специальной литературой, используют ресурсы Интернет и мультимедийных пособий для подготовки докладов и сообщений).
Результатом моей работы над методической темой является:
1. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
2.Использование ИКТ на уроках способствует позитивной динамики сформированности компетентностей учащихся.
3. По результатам мониторинга сохраняется интерес к предмету география на протяжении всего курса обучения. Отмечается положительная динамика мотивации к предмету.
4.Наблюдается стабильная абсолютная и качественная успеваемость по предмету на протяжении нескольких лет
5.Выбор учащимися ОГЭ ежегодно увеличивается.
6.Достижения высоких результатов в олимпиадах школьного, муниципального, всероссийского уровней.
7.Результатом применения данных технологий являются победы и призовые места учащихся в различных конкурсах на разных уровнях.
9. В рамках « Точки Роста» внеурочной деятельности ежегодно участвуем во :1) Всероссийском конкурсе « Агро НТИ»-
2) Всероссийский конкурс «Кадры для цифровой промышленности» (2 человека получили свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. И присвоена квалификация « Оператора наземных средств управления беспилотными летательными аппаратами 1 разряда»)
3) Обучаемся на образовательных программах «Дистанционное зондирование Земли», «Прикладные космические системы» (региональный центр «Альтаир»)
10.Участвуем в различных интеллектуальных онлайн –играх :
11. Во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы»
Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на педагогических совета своей школы, являясь руководителем ММО учителей географии, делюсь опытом свое работы с учителями района. А так же выступаю на совете школы, родительских собраниях и конференциях по данной теме. Ежегодно прохожу курсы по повышению квалификации по данной теме.