Анализ работы МБОУ СОШ с Маяк
по профилактике суицидального поведения учащихся
за 2021 – 2022 учебный год
В течение 2021-2022 учебного года велась работа по профилактике и предупреждению детского суицида и детей имеющих жизненные проблемы.
В целом, со школьниками всех возрастов проводятся плановые профилактические мероприятия.
Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида осуществлялась через совместную работу администрации школы, учителей, социального педагога школы.
Целью данного направления является формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигалась за счёт последовательного решения следующих задач:
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
С начала учебного года была сформирована нормативно-правовая база, разработан план мероприятий по профилактике суицида, по которому велась основная работа, который позволил проконтролировать работу с учащимися.
В воспитательных планах классных руководителей данное направление в течение учебного года было отражено через организацию внеклассных мероприятий, привлечение учащихся в различные кружки и секции. Мероприятия для детей подсказывали им ответы и пути решения трудных жизненных проблем, конфликтных ситуаций в семье, школе, личной жизни. Большое внимание уделялось практическим занятиям, с оказанием психологической поддержки, по необходимости индивидуальной помощи. Цель занятий – учить детей правильно реагировать и осознавать свои ошибки, анализировать свои поступки и их последствия, учить преодолевать трудности и неприятности жизни, делать выбор и отвечать за последствия перед собой и окружающими, помочь наладить контакты со сверстниками и взрослыми, повышать стрессоустойчивость организма.
В начале учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 класса, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся школы с 5 по 11 классы прошли психологическую диагностику. И при повышенном уровне тревожности, пониженном настроении, низкой активности с этими учащимися проводилась вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение.
В воспитательных планах классных руководителей данное направление в течение учебного года было отражено через организацию внеклассных мероприятий. Были организованы классные часы для обучающихся: «Учимся справляться с обидой» (2-3 классы); «Учимся правильно жить и дружить» (4 класс); «Агрессия – как ей противостоять» «Мы выбираем жизнь» (5 класс); «Спор не ссора» (6-7 классы); «Что такое настоящая дружба?», «Правила достоны уважения» (8 класс); «Мои права», «Я ты, он, она вместе школьная семья» (9 класс); «Как справиться со стрессом на экзамене» (9, 11 класс); «Что такое толерантность?» (10-11 класс)
В течение 2021-2022 учебного года с педагогами систематически проводилось психологическое просвещение на семинаре «Подростковый суицид – первые признаки» по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родители были ознакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. Были проведены родительские собрания на такие темы: «Особенности подросткового возраста», «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», «Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение учёбе. Способы их преодоления», «Как подростку помочь учиться», «Тревожность. Можно ли ее избежать», «Результаты экзамена и как с ними быть», «Боулинг в классе», «Безопасное детство», «Взаимодействие родителей и школы при подготовке к ГИА», «Суицид, когда жизнь теряет смысл» и др.
С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществлялась коррекционно-развивающая деятельность: классные часы, тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности; тренинги межличностного общения, мастерские ценностных ориентаций.
Совместно с социальным педагогом, завучем по ВР в течение учебного года были разработаны рекомендации, памятки и буклеты для родителей: «Как помочь адаптироваться пятиклассникам», «Подростковый суицид – причины и пути решения проблемы», «Как помочь учащимся успешно пройти итоговое испытание» «Телефон доверия, что это», «Чтобы не было беды» и др.. Вся необходимая информация регулярно размещалась на школьном стенде «Советы психолога» и в сети интернет на школьном сайте во вкладке «Психолого-педагогическое направлении».
Общение классного руководителя и родителей осуществлялось не только в стенах школы, но и за ее пределами - классные руководители с социальным педагогом посещали семьи обучающихся находящихся на всех видах учета, не только с целью информирования о неуспехах ребенка в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.
Согласно плану в течение 2021-2021 учебного года проведены следующие мероприятия:
№ п/п | Виды работ | Сроки | Ответственные |
бота с учащимися |
1. | Индивидуальная работа с проблемными учениками по социально-психологическим вопросам | В течение учебного года | Психолог |
2. | Классные часы с учащимися | В течение года | Кл.руководители, Психолог |
3. | Тренинговые занятия с учащимися | В течение учебного года | Психолог |
4. | Анкетирование с целью выявления конфликтных ситуаций в семье, физического, психологического насилия, выявления «группы риска». | 1-е полугодие | Психолог |
Работа с родителями |
1. | Консультирование родителей учащихся 9 класса на тему «Готовимся к ГИА» | В течение учебного года | Психолог, Классный руководители |
2. | Индивидуальная работа по данной проблеме, беседа по снятию психо-эмоционального напряжения, обучение методам саморегуляции психического состояния детей и членов их семей. | По запросу | Психолог |
3. | Патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | В течение учебного года | Психолог, Соц.педагог, кл.рук. |
Работа с педагогическим коллективом школы
1. | Консультации для педагогического коллектива: - Профилактика конфликтных ситуаций в ученическом коллективе. - Выявление ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних - Особенности профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях школы | В течение года по запросу | Психолог, Соц.педагог |
Организаторская работа |
1. | Составление плана работы по профилактике суицида среди детей и подростков на 2021-2022 уч. год. | Сентябрь | Психолог Соц.педагог |
2. | Подбор материалов для работы по данной проблеме, отражение на стенде для родителей | В течение учебного года | Классные руководители, Психолог |
3. | Консультирование молодых классных руководителей овладению методическими навыками педагогических и психологических технологий с данной категорией учащихся. | В течение учебного года по запросу | Психолог |
4. | Подготовка опросников (анкет) и анализ по результатам проведенных психоисследований среди учащихся. | В течение учебного года | Психолог |
5. | Индивидуальная работа, консультирование по психологическим проблемам педагогов, учащихся и их родителей | В течение учебного года | Психолог |
6. | Работа по профилактике суицида среди детей и подростков совместно с представителями здравоохранения, правоохранительными органами и др. по данной теме. | В течение учебного года | Психолог, Классные руководители |
7. | Проведение мониторинга по социальным, педагогическим, психологическим проблемам среди учащихся, их семей, педагогов школы | В течение учебного года | Психолог |
8. | Подведение итогов по работе с учащимися «группы риска». | В конце каждой четверти учебного года | Психолог, Соц.педагог |
Анализируя работу в целом за 2021-2022 учебный год, можно отметить, что поставленные задачи были выполнены.
На основе анализа работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
Продолжить выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
Продолжить изучение особенностей психолого-педагогического статуса обучающихся, с последующими выявлениями детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
Продолжить обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска.
Организовать систему психологопедагогического сопровождения обучающихся в период сдачи ГИА
Директор Е.В. Сотникова