Анализ рассказа "Чудик".
В. М. Шукшин пришёл в литературу со своим героем, что и способствовало появлению в критике таких понятий, как "шукшинский герой" и "шукшинская жизнь".Шукшинский герой живёт в селе или посёлке, реже в городе.Но писатель не делит героев на "городских"и "деревенских", и не противопоставляет деревню городу, как это может показаться,он озабочен нравственным состоянием человека, вне зависимости от места жительства.
Герой Шукшина всегда неоднозначен. В нём есть то, что способно вызвать и гнев, и сострадание, и иронию,и горькое раздумье о не сложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения.Излюбленный герой писателя – это особенный человек,в людской молве окрещённый "чудиком".Это фантазёр и поэт, стремящийся одарить окружающих сказкой, легендой. Люди талантливые всегда щедры. Они ищут пути к сердцу человека, чтобы шуткой, игрой пробудить ответное чувство,с которым приходит согласие и взаимопонимание.Но вся чудаковатость, странность таких героев – лишь внешняя. Их внутренний, характер воспринимается не как нечто ненормальное, а как нравственно – эстетический идеал Шукшина.
Своему любимому литературному типу – " странному человеку", "чудику" – посвящает рассказ В. Шукшин. На примере эпизодов из жизни главного героя автор поднимает проблему духовной деградации общества, в котором не ценятся лучшие природные человеческие качества: открытость, непосредственность, доброта. "Не понимаю: почему они стали злые?"- с отчаянием говорит о людях главный герой, а вместе с ним и автор.
В центре рассказа – человек, на необычность которого Шукшин указывает сразу же,дав ему странное прозвище – Чудик. Чудик – значит странный, необычный, вызывающий удивление. Таким странным, непонятным кажется главный герой окружающим людям, а главное жене, человеку ,вроде бы, самому близкому и понимающему. Но и она называла мужа чудиком ласково лишь "иногда", как иронично замечает автор.
В обрисовке образа главного героя Шукшин пользуется интересным приёмом: уподобляет Чудика ребёнку, ненавязчиво находя детские черты в его внешнем облике и поведении. Этим автор подчёркивает природную чистоту его сердца и непосредственность душевного склада – качества, которые, казалось бы, не могут вызвать у окружающих ничего кроме симпатии… Но на деле всё происходит иначе.
Портрет главного героя весьма своеобразен: "крупное мясистое лицо", "круглые глаза" отражают особенности его внутреннего мира.
Круг,окружность – символ законченности, гармонии, которая царит в его душе, не омрачённой злобой и завистью. Дважды употреблённый эпитет "круглый" даёт нам возможность также увидеть героя, удивлённо смотрящего на жизнь, словно ребёнок, постигающий мир.
Как и ребёнок, Чудик не умеет говорить о красоте, но чувствует её: ему хочется упасть "в облака, как в вату" и осязать их каждой клеточкой тела.Здесь к нему приходит детское желание "поесть в самолёте – ради любопытства".Чудик разрисовывает детскую коляску петушками и цветочками, напоминая этим своим поступком читателю о шаловливой непосредственности ребёнка. А ещё он "обожает сыщиков и собак". И только в конце рассказа (что не случайно) читатель с удивлением узнает, что Василию Егоровичу Князеву – это настоящее имя Чудика – тридцать девять лет от роду".Но окружающие не воспринимают его как обычного взрослого человека,им мешает детское начало в его характере. "Вы - взрослый человек, не в детсаде",- замечает Чудику строгая телеграфистка. "Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз", - цинично изрекает в самолёте читающий сосед героя,словно почувствовав в чудике ребёнка. А сноха Софья так просто его ненавидит его. Чудик, как ребёнок, болезненно переносит человеческую ненависть, ему становится очень больно и страшно. Он хочет теплоты, участия и любви, - всего того, что привык дарить окружающим он сам.
Почему же люди стали жестокими и равнодушными? Почему они так ненавидят простодушие и искренность? Причину этого автор видит в том, что человек забывает, каким он был в детстве, забывает свои истоки и подменяет истинные ценности ложными. Так сосед в самолёте занят чтением газеты,а "до живого человека ему дела нет". Сноха Чудика, уехав из деревни, стала стесняться своего происхождения и, устроившись буфетчицей в городском учреждении, стала смотреть свысока на "деревенских" и преклоняться перед "ответственными" и " руководителями". Такие люди, оторвавшись от своих корней, медленно деградируют, сами того не замечая. Это их автор устами главного героя называет "психами", а странный Чудик видится ему более нормальным, чем все остальные.
Символична в этом плане сцена с искусственной челюстью. Искусственная челюсть – деталь здесь неслучайная: это символ искусственности, неестественности, безжизненности общества, которое Шукшин показывает всё же не мрачно и пессимистично, а в комическом свете.
Образ Чудика в рассказе, несмотря на внешнюю странность, является олицетворением лучших природных человеческих качеств, лучших черт национального характера. Именно Чудика делает автор героем, не оторвавшимся от своих корней, от природы, в которой человек черпает силы и здоровье, нравственное и физическое.
В понимании главной мысли рассказа – о неразрывной связи человека с естеством, с природой, - очень важна последняя сцена. Возвращаясь из города, Чудик " снял новые ботинки " и бежит по " тёплой мокрой траве ".От соприкосновения с землёй всё его существо ликует и выливается в песню.
Музыка и обновляющаяся дождём природа помогают главному герою вновь обрести, наконец, душевную гармонию и покой.