АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
за 2016- 2017 учебный год.
Тема работы МО:
«Индивидуализация процесса обучения на основе системно-деятельностного метода как инструмент общекультурного личностного и познавательного развития обучающегося обеспечивающих их умение учиться»
ЦЕЛЬ работы методического объединения учителей начальных классов реализуется через следующие задачи:
Осуществление методического консультирования учителей ,реализующих ФГОС НОО средствами различных УМК.
Способствовать повышению качества образования в школе первой ступени путем создания банка методических продуктов ,позволяющих формировать и развивать предметные и универсальные учебные действия обучающихся.
Способствовать внедрению и совершенствованию образовательных технологий, реализующих системно-деятельностный подход, ИКТ.
Создание методического пространства, способствующего повышению профессионального мастерства педагогов.
Совершенствовать систему оценки качества образования в школе первой ступени.
Обеспечивать методическую поддержку педагогов, внедряющих безотметочную систему оценки качества образования в школе первой ступени.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
В соответствии с поставленными целями и задачами работа методического объединения осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Основные направления:
1. Аналитическая деятельность:
- планирование на 2016-2017 учебный год;
- анализ посещения открытых уроков;
- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
- анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
- продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования.
3. Организация методической деятельности:
- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС.
4.Консультативная деятельность:
-консультирование педагогов по вопросам разработки рабочих программ по предметам;
- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
-консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования УУД.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях города.
6. Повышение квалификации педагогов на курсах.
В МО начальных классов - 13 учителей. Кадровый потенциал в МО достаточно высокий, так как работают учителя, имеющие высшую и первую категории, высшее образование.
Состав МО
Ф.И.О. учителя | Образование | Категория | Награды |
| высшее | первая | |
| высшее | первая | |
| высшее | высшая | |
| высшее | высшая | |
| высшее | первая | |
| высшее | первая | |
| высшее | первая | |
| высшее | высшая | |
| высшее | первая | |
| высшее | первая | |
| высшее | высшая | |
| высшее | первая | |
| | | |
Тематика заседаний МО определяется исходя из задач методической работы школы.
При выборе темы учитываются профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности.
Дата проведения | № протокола | Тема заседания | ответственные |
3.09.16 | 1 | 1. Корректировка и утверждение методической темы и плана работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год. 2. Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО (1,2,3,4 кл.), а также программы «Формирование мотивации и учебной деятельности младших школьников» 3. Утверждение тем по самообразованию педагогов. 4. О проведении стартовых контрольных работ. 5. Об условно переведённых обучающихся. 6. Анализ мониторинга образовательных достижений. 7. Применение ИКТ-технологии. Работа в системе 1-1. | . |
3.11.16 | 2 | Итоги успеваемости за 1 четверть Анализ выполнения контрольных работ учащимися 2-4 классов. Итоги проведения школьного тура олимпиад в 4 классе. Участие в городском туре олимпиад. Планирование проведения недели начальной школы. | |
30.12.16 | 3 | Итоги 2 четверти. Итоги проверки личных дел учащихся. Итоги проведения муниципального этапа предметной олимпиады для 4-х классов Готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации. Обсуждение проблем. Формирование теоретического мышления учеников 4-х классов. О промежуточной аттестации за первое полугодие 2016-2017 учебного года. | |
11.01.17 | 4 | Рассмотрение документа «Профстандарт педагога» | |
1.02.17 | 5 | Обсуждение списка учебников, необходимых для использования в образовательном процессе на 2017-2018 уч.год Обсуждение списка рабочих тетрадей на печатной основе, необходимых для использования в образовательном процессе на 2017-2018 уч.год | |
26.03.17 | 6 | Промежуточная аттестация (2-3 классы) Проведение ВПР (4-е классы) Предварительная аттестация на следующий год Проведение Интеллектуального Чемпионата (для 3-4 классов) Смотр методических достижений Выступление по теме самообразования Разное | |
19.05.2017 | 7 | Итоги ВПР в 4-х классах Итоги мониторинга в 1, 4 классах Итоги промежуточной аттестации Обсуждение разработки рабочих программ Выпускной для 4 класса и Последний звонок для 1-3 классов | |
Помимо этого проведено ряд оперативных заседаний (доработка и исправление рабочих программ по предметам в соответствии ФГОС НОО, разработка плана проведения предметной недели начальных классов; подготовка к предметной олимпиаде, подготовка к внеклассным мероприятиям).
В 2016- 2017 учебном году учитель провел открытый городской урок, цель которого познакомить с реализацией ФГОС НОО.
Дата проведения | Ф. И. О. класс | Тема урока | уровень |
11.11.2016 | | Добро и зло. Понятие греха. Раскаяние и воздаяние | городской |
| | | городской |
| | | городской |
| | | |
Участие учителей в работе педсоветов, городских семинарах
Ф. И. О. | мероприятие | Тема выступления | уровень |
| | | |
| Работа со студентами Ямальского многопрофильного колледжа | Открытые уроки | Городской |
| Работа со студентами Ямальского многопрофильного колледжа | Открытые уроки | Городской |
| Участие в городском методическом объединении учителей начальных классов | Обобщение опыта работы по системе РО Эльконина-Давыдова | Городской |
| Участие в городском методическом объединении учителей начальных классов | Использование технологии целеполагания на уроках литературного чтения | Городской |
| Участие в городском методическом объединении учителей начальных классов | | Городской |
| Участие в городском методическом объединении учителей начальных классов | Проектная деятельность | Городской |
| Участие в городском семинаре | | Городской |
| Работа со студентами Ямальского многопрофильного колледжа | Открытые уроки | Городской |
| Работа со студентами Ямальского многопрофильного колледжа | Открытые уроки | Городской |
| Работа со студентами Ямальского многопрофильного колледжа | Открытые уроки | Городской |
Учителя ещё раз убедились, что открытые уроки способствуют повышению мотивации педагогов к дальнейшему совершенствованию своего профессионализма, способствуют расширению теоретических знаний по предмету, психолого-педагогических и методических знаний, появлению новых идей, укреплению своей самооценки.
Повышение квалификации
Ф. И. О. | тема | Кол-во часов |
| Разработка образовательных программ для слабовидящих детей | 72 ч. |
Самообразование
В начале учебного года были определены и утверждены темы по самообразованию.
Ф. И. О. | Тема самообразования | Практический выход |
| Активизация познавательной деятельности условиях ФГОС посредством предметов гуманитарного цикла | Изучение литературы по теме Проведена первичная диагностика познавательной деятельности Апробированы с приёмы активизации |
| Портфолио как средство повышения самооценки младших школьников | Анализ мониторинга образовательных достижений учащихся 3-х классов. Проведение родительского собрания по результатам мониторинга образовательных достижений учащихся, - 14.11.15г. Пополнение портфолио достижениями (грамотами) учащихся |
| Самостоятельная работа школьника как фактор успешности их учебной деятельности. | Продолжаю изучать литературу по данному вопросу. Проведена диагностика умения самостоятельно понять инструкцию и действовать в соответствии с ней . Пытаюсь включать в уроки различные виды самостоятельной работы. |
| Развитие речи и творческого воображения младших школьников | Анализ теоретического материала Подбор упражнений Разработка конспектов по теме |
| Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. | Определять тип орфограммы, относить к определенному изученному правилу. Систематическая работа над ошибками. Развитие фонетического слуха. |
| Применение ЭФУ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе | Участие в апробационной деятельности по теме «Электронные учебники комплекта «Перспективная начальная школа»; Изучение литературы по данной теме. |
| Формирование информационно - коммуникативной компетентности младших школьников в рамках урока. | Изучение возможностей программы Microsoft PowerPoint Использование данной программы в представлении проектов первоклассниками. |
| Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС. | Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. |
| Развитие устной речи учащихся при опоре на творческие способности на уроках и во внеурочной работе как средство развития мыслительной деятельности учащихся | Продолжила знакомство с литературой по теме. Разработан конспект праздника «Все порадуйтесь за нас…». Подготовка к празднику (разучивание стихов, сценок, загадок) Проведение праздника в классе с приглашением родителей 25.05.16. |
| Использование информационно-коммуникативных технологий для развития орфографической зоркости младших школьников | Анализ теоретического материала Подбор упражнений Разработка конспектов по теме |
Вывод:
Работа МО учителей начальных классов осуществлялась по плану и на оптимальном уровне. При проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий учителя применяют разнообразные формы работы, используют современные педагогические технологии: проектный метод обучения, игровые, ИКТ, личностно-ориентированные, технологию проблемно-диалогового и развивающего обучения. Также активно внедряется в работу учителей начальных классов технология портфолио.
Благодаря стараниям учителей школьники показали неплохие результаты качества усвоения учебного материала, принимали участие в конкурсах различного уровня, участвовали в проектной деятельности активно делились опытом своей работы.
Рекомендации:
-продолжать работу по формированию УУД;
-усилить работу по формированию читательского интереса с целью стимулирования самостоятельного чтения дополнительной литературы;
-всем учителям шире практиковать организацию проектной деятельности учащихся.
Считаю работу методического объединения учителей начальных классов признать удовлетворительной.
Задачи на новый 2017-2018 учебный год:
Задачи | Пути решения |
Систематически работать над созданием условий для успешного усвоения программы. Совершенствовать качество современного урока, обеспечивающего системно- деятельностный подход к освоению учебного материала, применять современные методы обучения и внедрять новые технологии | внедрение современных педагогических технологий, разнообразных форм работы |
Совершенствовать работу с одаренными детьми. Выявить учащихся с интеллектуальной одаренность и продумать для них варианты изучения предметов с элементами исследовательской деятельности | - конференции - интеллектуальные марафоны - конкурсы - олимпиады -участие в проектной деятельности -ведение портфолио |
Целенаправленно работать над повышением профессионального мастерства учителей | -консультации завуча, психолога, учителей 1 и высшей категории - методические заседания -курсы повышения квалификации - работа по темам самообразования |
Усилить работу со слабоуспевающими учащимися и детьми, имеющими низкую мотивацию. | - индивидуальный подход - работа с родителями |
Создать условия для развития ребенка как субъекта отношений в обществе | - внеурочные мероприятия - внеклассные мероприятия -организация внеурочной деятельности |
Больше внимания уделять передаче педагогического опыта. | - открытые уроки - открытые мероприятия - сообщения на заседаниях МО -публикации в педагогических сообществах |
Продолжить работу по введению ФГОС в обучение на качественном уровне. | - работа по плану введения ФГОС - изучение нормативных актов - изучение методической литературы |
Руководитель ШМО учителей начальных классов
Оценка деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов
Приложение 1.
№ | Таксономический уровень | Количественная балльная шкала | Сумма баллов по параметрам 1-14 | Степень проявления качества |
1 | Высокий | 9 - 8 - 7 | 126-98 (123балла) | Высокая степень проявления качества по объектам оценивания и измеряемым параметрам |
2 | Хороший | 6 - 5 - 4 | 97-56 | |
3 | Средний | 3 - 2 - 1 | 55-14 | |
Схема оценки качества работы методических объединений
учителей
№ | Объекты оценивания | Измеряемые параметры | Уровни и шкала оценивания | Документационное обеспечение |
Высокий 9-8-7 | Хороший 6-5-4 | Удовлетворит. 3-2-1 |
1 | Кадровый потенциал МО (профессионализм педагогов) | 1) Категорийность | Гребенщикова М.А. – высшая Панова Н.Н. – высшая Фролова Н.И. – высшая Репьёва Т.В. - высшая | Василенко О.П. – первая Моисеева О.А. – первая Исаева И.В. – первая Сорокина О.В. – первая Ерёменко Н.А. – первая Соломко Л.Н. – первая Самойленко Т.С. - первая | | |
| | 2) Личностные достижения | | | | |
| | 3)Участие в опытно- экспериментальной, инновационной, исследовательской деятельности | | | | |
2 | Мотивация педагогических кадров МО на повышение профессиональной компетентности | 1) Прохождение курсовой переподготовки | Все педагоги МО своевременно проходят курсовую переподготовку в ОУ дополнительного образования, научно-методических центрах, других образовательных учреждениях. | | | |
| | 2) Посещение занятий на базе школы | Педагоги систематически посещают занятия на базе школы, (семинары, лекции, Дни педмастерства, круглые толы, педсоветы, учительские факультативы и др.) | | | |
| | 3) Обучение на уровне МО | Обучение организовано должным образом, осуществляется наставничество, имеют место взаимопосещения уроков, представление собственного опыта; действует система информирования о достижениях педагогической науки и практики (обзор методической литературы, публицистики) | | | |
| | 4) Самооб-разование, работа над методическими темами | Работа педагогов по самообразованию осуществляется на плановой основе. Методические темы выбраны в соответствии с проблематикой методической темы школы, ОЭР. Результаты работы над метод. темами оформляются поэтапно: а) разработка дидактических материалов, б) открытый урок, представление собственного опыта в) курсовая работа - трансляция опыта на уровне города | | | |
3 | Нормативно - правовое и документационное обеспечение деятельности МО | 1) Обеспеченность работы МО нормативно - правовыми документами | Нормативно - правовая база сформирована и обеспечивает необходимые условия деятельности МО | | | |
| | 2) Качество ведения документации МО | Документация МО ведётся и полностью соответствует требованиям Положения о методической работе | | | |
| | 3) Выполнение требований нормативных документов, установленных норм | Требования, нормы выполняются своевременно, в полном объёме и с необходимой точностью (нормы письменных, контрольных, лабораторных работ, ведение классных журналов, тематическое и поурочное планирование) | | | |
4 | Информационно - методическая продукция деятельности МО | 1) Наличие информационной базы (статистики) по результатам педагогической диагностики | Имеется многоплановая статистика по результатам педагогической диагностики, используемая для внесения корректив в образовательный процесс. ( тестирования Всероссийских конкурсов, позволяют проводить глубокий анализ ). | | | |
| | 2) Наличие разнообразной методической продукции | планируется и регулярно осуществляется разработка методической продукции (пособия, тесты, разноуровневые задания, памятки, алгоритмы, рекомендации и др.) для учителей и уч-ся, которые охватывают все виды учебной и внеурочной деятельности | | | |
5 | Полнота раскрытия интеллектуального и творческого/физического потенциала обучаемых (результативность работы МО) | 1) Академические достижения обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС, учебного плана | Всероссийское тестирование «Президентские состязания», выявило: что уровень подготовки занимающих по предмету очень высок. Команды 7г, 8б, 10а классов- заняли на городском уровне 1ые места. Занимающие: Дворяшин.С.,Баландина Л., Новиков .В.стали победителями в своих возрастных группах. | | | |
| | 2) Творческие достижения обучаемых | Панова.Я., Ажирбаева.К., Лебедева А.,Лихачёва.М., Сокол.А., становились многократными победителями и призёрами международных и Всероссийских олимпиад, конкурсов. | | | |
6 | Качество проведения уроков (по итогам взаимопосещения) | Оценка количества посещённых уроков и качества уроков осуществляется по Методике, разработанной в школе | Все уроки во время взаимопосещения были оценены на отлично. Эффективность уроков в районе 100%.( 50 баллов). | | | |
Методика оцени качества работы
методического объединения учителей
№ | Таксономический уровень | Количественная балльная шкала | Сумма баллов по параметрам 1-14 | Степень проявления качества |
1 | Высокий | 9 - 8 - 7 | 126-98( 123) | Высокая степень проявления качества по объектам оценивания и измеряемым параметрам |
2 | Хороший | | | |
3 | Удовлетворительный | | | |
123 балла- 97.6% от максимально возможных баллов.