10
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что в условиях повышения ответственности региональных и муниципальных органов власти за социально-экономическое развитие территорий, анализ социально-экономического развития приобретает все большую необходимость и значимость. В условиях преодоления последствий санкций возрастает роль анализа социально-экономического развития муниципальных образований для определения дальнейших перспектив развития. Поэтому выбранная тема исследования представляется весьма актуальной.
Целью исследования является анализ социально-экономического развития территории муниципального образования Вадский район.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть муниципальное образование как объект анализа;
- раскрыть сущность, роль и место анализа социально-экономического развития муниципального образования;
- выявить факторы, определяющие темпы и направление социально-экономического развития муниципального образования;
- провести анализ социально-экономического развития Вадского муниципального района;
Объектом исследования в работе является муниципальное образование Вадский район.
Предметом исследования является социально-экономическое развитие Вадского муниципального района.
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА
«Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».
Следовательно, в соответствии с законом к признакам муниципального образования можно отнести:
- территориальность местного самоуправления;
- реализация населением на этой территории своего права на местное самоуправление;
- наличие выборных органов местного самоуправления;
- реализация населением своего права на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;
- наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет;
К важнейшим проблемам, с которыми сталкиваются муниципальные образования, можно отнести:
- реальные доходы местных бюджетов систематически сокращаются;
- сильная зависимость бюджетов от ограниченного числа предприятий;
Экономику муниципального образования сегодня необходимо рассматривать как комплекс, являющийся основным блоком в макроэкономической системе региона.
Одна из главных задач, стоящих перед муниципальными образованиями, - комплексное социально-экономическое развитие территории. Очевидно, что только за счет собственных ресурсов муниципальные образования не в состоянии обеспечить полноценное развитие территории, даже ставить такую задачу нет необходимости. Важно, чтобы муниципальные образования имели возможность привлекать к решению задачи комплексного социально-экономического развития субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности, т.е. обладали бы правом координации участия предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Механизм реализации социально-экономической политики имеет сложную структуру: субъект социально-экономической политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социально-экономических отношений; политические партии.
Прежде чем говорить о социально-экономическом развитии муниципальных образований, нужно определить компетенцию органов местного самоуправления в данной сфере. В общем случае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией) и инициативой органов местного самоуправления.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.
При анализе стартовых условии и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна.
Показатели, наиболее четко характеризующие социально – экономическое развитие муниципального образования представлены в Приложении 1.
В следующей главе будет рассмотрен анализ социально – экономического развития Вадского муниципального района.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ВАДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Вадский район образован 10 июня 1929 года. Район в давние времена был заселен мордовскими племенами. Сохранилось много обозначений деревень и мест на мордовском языке. Длительное время проживала мордва вблизи Вадского озера.
Происхождение названия села Вад, исторически более достоверно то, что произошло оно от мордовского слова “Вать” - вода.
Вадский район - один из старейших районов Нижегородской области. Он граничит с районами - Арзамасским, Перевозским, Шатковским, Д-Константиновским, общая длина границ 167 км. Район расположен в 100 км от г. Нижний Новгород.
Поверхность района представляет собой сильно пересеченную равнину, которая понижается в сторону рек Сережа, Вадок и Пьяна, она отмечается обилием карстовых ям. Образование карстов объясняется наличием недалеко от поверхности почвы известково-доломитовых и гипсоангидритовых пород. Они легко вымываются дождевыми, снеговыми и подземными водами, вследствие чего образуются пустоты - подземные пещеры.
Теперь проведем небольшой анализ социально – экономического развития района. В работе будет рассмотрено 4 показателя.
Первый показатель структура отгруженной продукции, работ и услуг за январь-сентябрь 2018 года.
По состоянию на 01.10.2018 в районе зарегистрировано 291 субъект малого и среднего предпринимательства.
Основные виды деятельности малых предприятий:
- строительство - 9 предприятий,
- добыча полезных ископаемых – 3,
- транспорт- 7
- услуги ЖКХ- 4,
- обрабатывающее производство - 11,
- торговля- 26,
- сельское хозяйство- 5,
- прочие - 4 предприятия.
Структура отгруженной продукции, работ и услуг за январь-сентябрь 2018 года по полному кругу организаций представлена в Приложении 2.
Исходя из данной диаграммы, можно сделать вывод, что в районе наиболее развита отрасль экономики - сельское хозяйство. Более 81 процента отгруженной продукции выпало на долю сельского хозяйства.
По состоянию на 01.10.2018г. на территории района осуществляют деятельность 7 предприятий сельского хозяйства, из них 1 крупное, 1 среднее и 5 малых. Основные предприятия данной отрасли: СПК «Дубенский», ООО «ННПП».
За 9 месяцев 2018 год сельхоз организациями получена прибыль в размере 610 млн. руб., наибольшую прибыль получили: ООО «ННПП» 580 млн. руб., СПК «Дубенский» 18 млн. руб.
Второй показатель — это промышленное производство.
Таблица по объему отгруженной продукции промышленных организаций района представлена в Приложении 3.
Исходя из таблицы, можно сделать следующий вывод: Увеличение темпов отгруженной продукции произошло на предприятии ООО «Нижегородский Геркулес» - предприятие ведет организацию производства с 2016 года, в 2018 году предприятие вышло на полную производственную мощность.
Снижение темпов отгруженной продукции произошло на следующих предприятиях:
- ООО «ПМК Вадская» - в связи с большим объемом строительных работ;
- МП "Вадресурс"- в связи с прекращение оказания дополнительной услуги для населения по размещению и хранению ТБО;
- ЗАО «Карьер Вадский» - в связи с уменьшением производства производимой продукции из-за погодных условий в 1 квартале 2018 года;
- ООО «Компания Новый Мир» - с мая 2018 года временно приостановлена производственная деятельность.
Третий показатель — это инвестиционная деятельность.
Всего за январь-сентябрь 2018 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 295 млн. руб.
- сельское хозяйство – 96,02% (283 млн. руб.);
- образование – 2,08% (6 млн. руб.);
- культура и спорт – 0,22% (0,64 млн. руб.);
- прочие – 1,68% (5 млн. руб.).
Наибольшую долю в общем объеме инвестиций занимают инвестиции в сельское хозяйство. Инвестиции были направлены на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений, покупку продуктивного скота и покупку машин и оборудования. Основная доля инвестиций принадлежит ООО «ННПП».
Четвертый, последний показатель, который будет рассмотрен – занятость и доходы населения.
По состоянию на 01.07.2018 в структуре работающего населения района около 36,9 % от числа занятых в экономике по всем видам деятельности составили работающие на крупных и средних организациях, порядка 14,1% - в малом бизнесе, 1,5% - работающие в филиалах которые осуществляют деятельность на территории района, 47,5% - трудоустроены в частном секторе и за пределами района.
Оплата труда
За январь – июнь 2018 года среднемесячная заработная плата работающих по полному кругу организаций составила 24533 руб. (в 1 полугодии 2017 года – 22443 руб., рост составил 109,31%), по крупным и средним организациям – 27827 руб., по малым предприятиям – 14514 руб.
По крупным и средним организациям наиболее высокий уровень заработной платы отмечался в:
- в учреждениях культуры и спорта – 33596 руб.;
- в учреждениях государственного управления и обеспечения военной безопасности – 31120 руб.;
- в организациях сельского хозяйства – 30797 руб.;
- в учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг – 27454 руб.;
- в учреждениях образования – 26860 руб.
Основными факторами, способствующими социально-экономическому развитию, следует считать принятие программ, органами местного самоуправления, по развитию экономического и социально – культурного благосостояния населения. Далее будет рассмотрена программа, которая прямым воздействием оказывает влияние на развитие Вадского района.
В 2012 году в районе разработана и утверждена «Программа развития производительных сил Вадского муниципального района Нижегородской области на 2013-2020 годы» (утверждена – Постановлением администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от 06.11.2012 № 859).
Основная цель ПРПС - создание эффективной конкурентоспособной экономики.
Задачами ПРПС являются:
-модернизация экономики;
-обеспечение занятости населения;
-повышение доходной части бюджета;
-снятие инфраструктурных ограничений для развития производительных сил района.
В рамках ПРПС на 2017-2019 годы запланировано к реализации 18 проектов (мероприятий), привлечение 779 млн. руб. инвестиций, что позволит увеличить объём отгруженной продукции на 7541 млн. руб., налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет области – на 32 млн. руб., создать 14 новых рабочих мест. По итогам 2017 года в рамках ПРПС реализовывалось 14 проектов (мероприятий), вложено инвестиций – 597 млн. руб., объём отгруженной продукции составил 2491 млн. руб., налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет области составили – 10 млн. руб., создано 9 новых рабочих мест.
По прогнозу до 2020 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций будет неуклонно расти вверх и возрастет практически в 5 раз. С 701 млн. руб. в 2013 году, до 3455 млн. руб. к 2020. Такое производство, безусловно, повлечет и создание новых рабочих мест, таких будет насчитываться, по прогнозу к 2020 году - 465. Соответственно уровень безработицы будет снижаться и составит около 0,7 % от общего числа населения района. Также будет наблюдаться рост объема налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории района в консолидированный бюджет области, с 153 млн. руб., до 805 млн. руб. к 2020 году.
Система мероприятий ПРПС состоит из:
- мероприятий, включенных в областные целевые программы;
- мероприятий, реализуемых за счет внебюджетных источников.
Электронная база паспортов ключевых инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ПРПС, находится в администрации Вадского муниципального района.
Действие ПРПС предусмотрено на 2013-2020 годы.
Общее руководство реализацией и координация хода выполнения ПРПС осуществляется администраций Вадского муниципального района.
Для реализации запланированных мероприятий предполагается привлекать:
- бюджетные средства в рамках областных программ (в т.ч. на компенсацию процентной ставки по банковским кредитам);
- кредитные средства;
- собственные средства организаций.
На начало 2018 года, с помощью данной достигнуты следующие результаты:
Из 14 мероприятий программы развития производительных сил Вадского муниципального района Нижегородской области (далее - Программа), запланированных к реализации в 2017 году, реализовывались 14 (или 100%).
За счет реализации Программы получено:
Введены в эксплуатацию (построены) следующие объекты:
- коровник на 264 головы беспривязного содержания (СПК "Дубенский");
- свиноводческий комплекс на 6000 основных свиноматок полного цикла (ООО "ННПП").
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Формирование и функционирование механизма реализации социально-экономической политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.
Одним из важных направлений социально-экономического развития Вадского района считается разработка и реализация целевой муниципальной программы «Программа развития производительных сил Вадского муниципального района Нижегородской области на 2013 – 2020 годы».
Важнейшим результатом осуществления Программы станет создание современного, высокоэффективного и инвестиционно - привлекательного района.
Главный социальный эффект - значительный рост числа рабочих мест и доходов граждан, занятых в сфере услуг и производства.
Благодаря четкой инвестиционной политике, которая будет способствовать увеличению производительности труда как на уже существующих предприятиях, так и на новых, будет увеличено количество новых рабочих мест, что повлечет за собой снижение уровня безработицы в муниципальном районе. Все эти факторы, безусловно, будут положительно влиять на социально-экономическое положение Вадского района в Нижегородской области и, соответственно, будет увеличиваться благосостояние населения, уровень жизни, заработной платы и многих других факторов как социального, так и экономического характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета – 25 декабря – 1993 г.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 5 декабря 1994 г. - № 32.
Постановление № 859 от 06.11.2012 «Об утверждении программы развития производственных сил Вадского муниципального района Нижегородской области на 2013 – 2020 годы»
Бутов, В.И. Стратегия регионального экономического развития/ В.И.Бутов, О.Ф.Люлька.- Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000.- 200 с.
Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов/ А.И.Гаврилов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239 с.
Гаврилов, А.И. Муниципальное хозяйство: методологически аспекты менеджмента: учебник / А.И.Гаврилов, Н.Е.Жигалова, В.Ф.Сергеев.- Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008.- 456 с. – ISBN 978-5-85-152-659-6.
Жигалова, Н.Е. Анализ и диагностика социально-экономического развития муниципального образования. Ч.1: Учеб.пособие / Н.Е.Жигалова.- Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.- 196 с. С.7
www.government.nnov.ru
www.vadnnov.ru
http://www.gks.ru/
www.gov.ru