СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ учебного занятия преподавателем после его проведения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы занятия,требогвания к анализу,алгоритм,схема анализа

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебного занятия преподавателем после его проведения»

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ПОСЛЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ


Анализ своего учебного занятия преподавателем - это мысленное разложение проведенного учебного занятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения студентов.


Этапы анализа:


Первый этап:

1 - каковы первые впечатления;

2 - какая общая оценка учебного занятия;

3 - какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);

4 - доволен (недоволен) собой;

5 - все ли задуманное выполнено, или многое не успели;

6 - доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению;

7 - какова дисциплина на учебном занятии и др.


Второй этап:

1 - достигнуты ли на учебном занятии поставленные задачи;

2 - оптимально ли протекал учебный процесс;

3 - целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учащихся;

4 - формировался ли познавательный интерес студентов;

5 - достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков студентов;

6 - соблюдались ли на учебном занятии требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места преподавателя и студентов, рациональность приемов деятельности студентов и др.);

7 - как работали студенты на учебном занятии: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;

8 - удалось ли установить контакт с обучающимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных студентов;

9 - довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения учебного занятия;

10 - что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем учебном занятии.


Основные требования к анализу учебного занятия преподавателем


1. Цель и задачи анализа.

2. Место разбираемого учебного занятия в системе учебных занятий темы.

3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.

4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свое учебное занятие.

5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на учебном занятии.

6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия.

7. Обоснованность намеченного плана учебного занятия, его типа, структуры, содержания, методов и средств.

8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на учебном занятии.

9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различ­ных этапах учебного занятия.

10. Выполнение намеченных задач учебного занятия.

11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.

12. Умение оценить не только этапы учебного занятия, но и показать их взаимосвязь.

13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным учебным занятием (или его отдельными этапами).

14. Объективность оценки преподавателем результатов своего учебного занятия.

15. Намечаемые преподавателем меры по устранению недостатков.

16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.


Алгоритм анализа преподавателем проведенного учебного занятия


1. Какими требованиями руководствовался.

2. Как учтена взаимосвязь учебного занятия в теме.

3. Как учитывались особенности студентов, в том числе сильных, слабых.

4. Как определил триединую задачу учебного занятия.

5. Как спланирована деятельность студентов.

6. Правильно ли подобран учебный материал к учебному занятию.

7. Какие приемы и методы работы преподавателя и студента, как они оправдали себя, если нет, то почему.

8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО. Какова их психолого-педагогическая ценность, если нет, то почему.

9. Что на учебном занятии способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает.

10. В чем заключалась самостоятельная работа студентов, какова ее педагогическая ценность.

11. Что дало учебное занятие для формирования мировоззрения студентов, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения.

12. Как был предвиден ход учебного занятия, как оправдан.

13. Какие затруднения возникли у всей группы, у отдельных студентов . Как они были преодолены. Причины затруднений. Пути устранения.

14. Достигнуты ли цель и задачи учебного занятия, что это доказывает, если нет, то почему.

15. Оценка результативности учебного занятия.

16. Доволен ли учебным занятием.

17. Направления совершенствования учебного занятия.


Примерная схема анализа проведенного занятия. Общие сведения

1 - аудитория;

2 - дата проведения учебного занятия;

3 - тема учебного занятия;

4 - задачи учебного занятия.


Оборудование учебного занятия

1 - какие средства обучения использованы;

2 - подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

3 - как подготовлена классная доска к учебному занятию.


Содержание учебного занятия

1 - соответствует ли содержание программе, задачам учебного занятия;

2 - проведена ли его дидактическая обработка;

3 - формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

4 - с каким материалом студенты работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на учебном занятии;

5 - как материал учебного занятия способствовал развитию творческих сил и способностей студентов;

6 - какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

7 - как осуществлялись межпредметные связи;

8 - способствовало ли содержание учебного занятия развитию интереса к изучению.


Тип и структура учебного занятия

1 - какой тип учебного занятия избран, его целесообразность;

2 - место учебного занятия в системе учебного занятия по данному разделу;

3 - как осуществлялась связь учебного занятия с предыдущими учебными занятиями;

4 - каковы этапы учебного занятия, их последовательности и логическая связь;

5 - соответствие структуры учебного занятия данному типу;

6 - как обеспечивалась целостность и завершенность учебного занятия.


Реализация принципов обучения

1 - принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

2 - в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

3 - как реализовался принцип доступности обучения;

4 - с какой целью использовался каждый вид наглядности;

5 - как соблюдался принцип систематичности и последовательности

формирования знаний, умений, навыков;

6-как достигалась сознательность, активность и самостоятельность обучающихся, как осуществлялось руководство учением студентов;

7 - в какой мере осуществлялось развитие студентов на учебном занятии;

8 - какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

9 - как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;

10 - как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.


Методы обучения

1 - в какой мере применяемые методы соответствовали задачам учебного занятия;

2 - каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;

3 - какие методы способствовали активизации учения студентов;

4 - как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;

5 - какова эффективность использованных методов и приемов обучения.


Организация учебной работы на занятии

1 - как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

2 - как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая;

3 - осуществлялось ли чередование разных видов деятельности студентов;

4 - как организовывался контроль за деятельностью студентов;

5 - правильно ли оценивались знания и умения студентов;

6 - как преподаватель осуществлял развитие студентов (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

7 - какие приемы использовал преподаватель для организации студентов;

8 - как подводил итоги этапов и всего учебного занятия.


Система работы преподавателя

1 - умения общей организации работы на учебном занятии: распределение времени, логика перехода от одного этапа занятия к другому, управление учебной работой учащихся, владение аудиторией, соблюдение дисциплины;

2 - показ учащимся рациональных способов учебной работы;

3 - определение объема учебного материала на учебном занятии;

4 - поведение преподавателя на занятии: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократи­ческий или авторитарный), объективность;

5 - роль преподавателя в создании нужного психологического микроклимата.


Система работы студентов

1 - организованность и активность на разных этапах учебного занятия;

2 - адекватность эмоционального отклика;

3 - методы и приемы работы и уровень их сформированности;

4 - отношение к преподавателю, предмету, к учебному занятию, к домашнему заданию;

5 - уровень усвоения основных знаний и умений;

6 - наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.


Общие результаты учебного занятия

1 - выполнение плана учебного занятия;

2 - мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач учебного занятия;

3 - уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I- усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

II- применение в аналогичной и сходной ситуации;

III- применение в новой ситуации, т.е. творческое;

4 - общая оценка результатов и эффективности учебного занятия;

5 - рекомендации по улучшению качества учебного занятия.


Примерная схема анализа учебного занятия проблемно-развивающего типа обучения

(схему можно использовать и для самоанализа)

1 - готовность преподавателя и студентов к учебному занятию (внешняя);

2 - внутренняя, психологическая готовность студентов к учебному занятию;

3 - организационные действия преподавателя (при необходимости);

4 - планирование преподавателем и сообщение студентов образовательных и развивающих задач учебного занятия;

5 - актуализация знаний и способов деятельности студентов;

6 - какие методы проблемного обучения использовались преподавателем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);

7 - применение проблемных методов в учении студентов;

8 - соотношение деятельности преподавателя и деятельности студентов;

9 - объем и характер самостоятельных работ студентов и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

10 - учет преподавателем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;

11 - подходы повышения у студентов положительной мотивации учения;

12 - постановка преподавателем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

13 - владение преподавателем способами создания проблемных ситуаций;

14 - соблюдение правил постановки учебной проблемы;

15 - использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним;

16 - соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

17 - формирование специальных и общих учебных умений студентов;

18 - наличие у студентов познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

19 - умения студентов осуществлять логические операции;

20 - развитие познавательных способностей студентов на каждом этапе учебного занятия (что это доказывает);

21 - затруднения, возникшие у студентов всей группы, у отдельных студентов, их причины. Как они устранены;

22 - соблюдение требований проблемно-развивающего обучения в домашней работе студентов: какие задания были предложены (на продолжение исследования начатого на учебном занятии, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);

23 - учет преподавателем индивидуальных особенностей, способностей, подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;

24 - что дало учебное занятие для развития у студентов воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;

25 - общая результативность учебного занятия.

© 2019 1935 0