Согласовано: Утверждаю:
на заседании методического- Директор НОЧУ СОШ
объединения учителей начального «Интеллект»
общего образования Чернякова К. А.
Руководитель МО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Английский театр»
1,4 классы
разработали: Ерагина Д.В., Веселова О.В.
2019-2020 год
Пояснительная записка
Разработка программы «Английский театр» вызвана необходимостью формирования речевой компетентности при обучении английскому языку, позволяющей осуществить общение в театральной деятельности, которая дает возможность учащимся использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним), что всегда было актуально. Новизна программы заключается в том, что она составлена с учетом возрастных особенностей детей, желанием проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения иностранного языка, а также на основании данных о том, что такой подход позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику, в ситуации, в которых организуется речевое свободное общение. Программа рассчитана на 1 и 4 классы и отводит 36 часов на этапе начального образования.
Огромная роль в решении этих сложных задач отводится развитию внеклассной театральной деятельности школьников. Она даёт мощный импульс к формированию эстетического восприятия мира, умению чувствовать и сопереживать, побуждает к творческому преобразованию действительности, и в целом способствует формированию творческой, одухотворенной личности.
Особую значимость приобретает театральная деятельность школьников на английском языке. Она помогает оптимизировать изучение иностранного языка, сплотить учащихся, научить работе в коллективе, обнаружить и проявить скрытые творческие способности ребенка, помочь учащимся в овладении языковыми навыками, познакомить детей с лучшими образцами мировой литературы и театрального жанра. В языковом аспекте театральная деятельность способствует развитию навыков разговорной речи, умению говорить и понимать иностранную речь.
Программа «Английский театр» имеет художественную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность и новизна
Театральные занятия на иностранном языке – не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности.
Программа «Английский театр» органически входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий воспитанники осваивают дополнительный блок лексических единиц, работают над произносительной и интонационной стороной речи. Подготовка и проведение театральной постановки способствуют расширению кругозора обучающихся, повышению их интереса к изучению языка, развитию разговорных навыков.
Разработка дополнительной образовательной программы «Английский театр» вызвана необходимостью формирования речевой компетентности при обучении английскому языку, позволяющей осуществить общение в театральной деятельности, которая дает возможность учащимся использовать свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним), что всегда было актуально. Программа позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Новизна программы заключается в том, что она составлена с учетом возрастных особенностей детей, что повышает мотивацию изучения иностранного языка. Данный подход позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику и создать ситуации, в которых организуется свободное речевое общение.
Основная трудность в обучении иностранному языку детей заключается в том, чтобы сделать для ребенка иностранный язык коммуникативно-значимым, активным средством коммуникации. Сущность коммуникативного обучения в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Но овладение языком через моделирование процесса общения затруднительно для детей и не вызывает у них заинтересованности в обучении. Именно игра дает возможность преподавателю оправдать требование общаться с ним на иностранном языке, помогает сделать коммуникативно-значимыми фразы, построенные по простейшим моделям, помогает сделать эмоционально привлекательным процесс повторения одних и тех же речевых моделей, и стандартных диалогов.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании дружеского, сплоченного коллектива. Театральное творческое объединение на иностранном языке развивает художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к труду, интерес к познанию нового в изучаемом предмете.
Уровень реализации программы: дополнительное образование.
Уровень освоения программы: общекультурный, художественный.
Способ освоения содержания образования: творческий.
Направленность программы: культурно-досуговая.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в формировании дружеского, сплоченного коллектива. Театральное творческое объединение на иностранном языке развивает художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививает любовь к труду, интерес к познанию нового в изучаемом предмете.
Основной целью программы «Английский театр» является повышение мотивации к изучению иностранного языка и развитие способностей школьников к творческому самовыражению средствами театрального искусства на
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка,
всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка.
развитие эмоциональной сферы,
воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Образовательные цели:
1. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
2. Расширение содержательной основы обучения за счет овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний.
3. Расширение ключевых компетентностей:
- многофункциональности (позволяет решать различные проблемы в повседневной социальной жизни)
- межпредметности и междисциплинарности (применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и в семье и т.д.)
- значительное интеллектуальное развитие (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка критического мышления и др.)
- многомерность (включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения [аналитические, критические, коммуникативные и др.]) Познакомить учащихся с различными аспектами театрального искусства (актёрское мастерство, работа декораторов, художников по костюмам, звукорежиссёров и т.д.).
-Углубить знания по предмету, получить дополнительную лингвострановедческую информацию об англоязычных странах.
-Расширить лексический запас на основе аутентичных текстов.
-Используя полученные языковые навыки и умения, применять их при общении на английском языке.
Воспитательные цели:
1. Создание положительной мотивации, познавательной активности и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
2. Воспитание ценностного отношения к творческой деятельности, а также к ее продуктам.
3. Формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для творческой деятельности.
4. Развитие чувства ответственности за результат.
Развивающие цели:
1. Развитие творческого потенциала учащихся через участие в постановке и представлении театрального действия.
2. Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления школьниками субъективного опыта.
3.Интеграция личности в национальную и мировую культуру. Развитие творческого потенциала учащихся через изучение английского фольклора при драматизации пьесок и сказок на английском языке.
4.Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления школьниками субъективного опыта.
5.Социализация личности ребенка через умение взаимодействовать со сверстниками: играть и работать вместе, подчинять свои интересы и желания желаниям других участников коллектива.
6.Развитие волевых качеств школьника: умения преодолеть препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению этой цели, а также умение правильно оценивать результаты собственных действий
Задачи:
I. Обучающие :
Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
Расширение содержательной основы обучения за счет овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний
познакомить детей культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Расширение ключевых компетентностей: - многофункциональности (позволяет решать различные проблемы в повседневной социальной жизни) - межпредметности и междисциплинарности (применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и в семье и т.д.)- значительное интеллектуальное развитие (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка критического мышления и др.) - многомерность (включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения [аналитические, критические, коммуникативные и др.)
II. Развивающие:
Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
Расширение содержательной основы обучения за счет овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний.
Развитие творческого потенциала учащихся через участие в постановке и представлении театрального действия. Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления школьниками субъективного опыта.
Учащиеся должны: - совершенствоваться в грамотном и выразительном чтении текстов (ролей); - совершенствовать умение общаться на иностранном языке; - научиться выражать свое мнение по поводу той или иной проблеме; - научиться выполнять творческие задания различного характера; - совершенствоваться в умении высказываться спонтанно в конкретной ситуации; - развивать способность работать в коллективе
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательные:
Создание положительной мотивации, познавательной активности и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Воспитание ценностного отношения к творческой деятельности, а также к ее продуктам. Формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для творческой деятельности. Развитие чувства ответственности за результат.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- знают, что такое театр, чем он отличается от других видов искусства. Знают общие сведения из истории развития театра России и мира.
- умеют самостоятельно изготовить костюмы, декорации.
- имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно мыслить, концентрировать внимание. Приобретают навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира.
- формируют представление об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
- формируется уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;
- дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в англоязычных странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
- развивают самостоятельность, целеустремлённость, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении, в моделируемых ситуациях общения через обширный ролевой репертуар, включенный в программу;
- развивают навыки сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
- решать задачи коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи, например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на английском языке;
- планировать, выполнять и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, что свидетельствует об освоении начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило с целью достижения успеха, например, при достижении взаимопонимания в процессе диалогического общения;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, например в процессе грамматического моделирования;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (в частности компьютерных программ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска информации (например, в словаре и других справочных материалах) в соответствии с решаемой коммуникативной / познавательной задачей;
- анализировать, сравнивать, обобщать. Классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию ;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);
- опираться на языковую догадку в процессе чтения/ восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например, проектной;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
К предметным результатам прежде всего относятся коммуникативные умения. Предполагается, что в процессе прохождения программы дети смогут научиться решать следующие задачи в области:
Говорения:
- поприветствовать(попрощаться), поздравить собеседника, используя речевые клише и другие языковые средства, адекватные целям и ситуации общения, возрасту и социальному статусу собеседника;
- представиться самому (представить кого-либо), назвав имя, возраст, место и дату рождения, основное занятие;
- попросить о помощи или предложить свою помощь;
- запросить необходимую информацию о ком-либо или о чём-либо, используя разные типы вопросов и соблюдая этикет;
- пригласить к совместной деятельности (например, к написанию заметки в газете), используя при этом адекватные языковые средства;
- делать комплименты и реагировать на комплименты;
- рассказать о ком-то (например, о великом или известном человеке своей страны или страны изучаемого языка);
- обменяться мнениями об услышанном, прочитанном или увиденном, аргументируя свою точку зрения;
- дать характеристику героям прочитанного или прослушанного текста;
- выразить своё согласие (несогласие) по определённому вопросу, вежливо согласиться (не согласиться), используя краткий ответ;
- принять участие в коллективном обсуждении личностно или общественно важного вопроса. беглая, правильная.
Планируемый результат.
По окончании занятий по программе «Английский театр» учащиеся должны знать:
Историю театра в России и Великобритании.
Правила поведения в театре, во время спектакля.
Основы актерского мастерства: громко, четко и выразительно произносить текст, всегда обращаться лицом к зрителю, понимать мизансцену.
Основные театральные термины на английском языке.
Дополнительную лексику из сказок.
Общими результатами творческой работы «Английский театр» должны стать:
- стабильность функционирования детского коллектива
- повышение общего уровня культуры учащихся
- развитие художественного воображения детей
- обретение веры в свои силы и возможности
- повышение знаний и умений по английскому языку.
- использование приобретенных знаний и коммуникативных умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Аудирования:
- воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с извлечением выборочной информации;
- использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии, такие как:
а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;
б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка;
в) умение «обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста.
Чтения:
-читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
-читать несложные аутентичные тексты, оценивать полученную информацию.
Письма:
-писать личные письма, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе;
- написать небольшую рекламу по теме.
Языковые средства и навыки оперирования ими:
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
- адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
- различать коммуникативные типы предложений по интонации: повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные, восклицательные, побудительные;
- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Ученик получит возможность научиться:
- распознавать случаи использования связующего “r” и соблюдать их в речи;
- соблюдать интонацию перечисления;
- соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах;
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики.
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
-узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
-распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, глаголы, прилагательные).
Основными формами организации работы театра является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Планируемые результаты обучения курсу «Театр на английском языке» 1 класс Ученик научится использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности: Различать и воспроизводить различные типы английской интонации; Выразительному чтению на английском языке; Овладеет приемами драматизации на начальном этапе; Преодолеет психологические барьеры в использовании английского языка как средства общения; Ознакомится с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке; 4 класс Ученик научится использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности: Различать и воспроизводить различные типы английской интонации; Выразительному чтению на английском языке; Овладеет приемами драматизации на начальном этапе; Преодолеет психологические барьеры в использовании английского языка как средства общения; Ознакомится с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке.
Учебно-тематический план
1 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов |
теория | практика |
Работа над спектаклем «Репка». |
1 | Вводное занятие. Основы актерского мастерства. Техника безопасности. Детская литература. Знакомство с различными литературными жанрами. Понятие о пьесе, персонажах, действии. | 2 | 1 | 1 |
2 | Мир театра. Театральные жанры. Мини-сценка. Что такое театр. Виды театров. Происхождение и особенности различных видов театра. Возникновение профессионального театра. Обсуждение плана работы школьного театра, а английском языке. | 3 | 2 | 1 |
3 | Работа над постановкой сказки. Распределение и разучивание ролей. Первое знакомство со сценарием. Разбор его лексического и грамматического материала. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Читка. Распределение ролей. Выбор актерского состава | 2 | 1 | 1 |
4 | Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов и со словами. | 2 | - | 2 |
5 | Сценические действия и театральные игры. Этюды на материале спектакля. Музыкальное сопровождение. Разучивание песен, танцев. | 3 | 1 | 3 |
6 | Жанры театрального искусства: комедия, трагедия, драма. Жанр сказки. | 4 | 3 |
7 | Изготовление костюмов персонажей сказки. Изготовление декораций. Репетиции. Предварительная работа с текстом. | 4 | 1 | 3,5 |
8 | Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля. Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Занятия по технике речи. Завершение работы по изготовлению костюмов. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. | 4 | 3,5 |
9 | Игровой этап. Выполнение творческих заданий. Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Съемка. Разбор, анализ. | 4 | 1 | 3 |
10 | Репетиционный этап. Генеральная репетиция. Сцена и зал. Театральный зал. Устройство. Сцена. Особенности театральной сцены. | 3 | - | 3 |
11 | Показ спектакля зрителю. С предварительной подготовкой. Показ спектакля учащимся. | 2 | - | 2 |
12 | Анализ . | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Учебно-тематический план
4 класс (34 часа)
Работа над спектаклем «Три медведя». |
Техника безопасности. Английский детский фольклор. | 2 | 1 | 1 | |
Рифма. Юные переводчики. Пробуем рифмовать. Обсуждение и выбор пьесы. | 2 | 1 | 1 | |
Работа над спектаклем. Первое знакомство со сценарием. Разбор его лексического и грамматического материала. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Читка. Распределение ролей. Выбор актерского состава | 2 | 1 | 1 | |
Культура речи. Диалоги и монологи по спектаклю. Мимика и жесты. | 2 | - | 2 | |
Сценические действия и театральные игры. Этюды на материале спектакля. | 4 | 1 | 3,5 | |
Музыкальные занятия. Музыкальное сопровождение. Разучивание песен, танцев. | 4 | 3,5 | |
Изготовление декораций, костюмов. Репетиции. | 4 | 1 | 3,5 | |
Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля. Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Занятия по технике речи. Завершение работы по изготовлению костюмов. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. | 4 | 3,5 | |
Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Съемка. Разбор, анализ. | 3 | 1 | 2 | |
Генеральная репетиция. | 3 | - | 3 | |
Показ спектакля зрителю. С предварительной подготовкой. | 2 | - | 2 | |
Анализ. | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 7 | 27 | |