СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анна Андреевна Ахматова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для разработки урока по творчеству А.А.Ахматовой

Просмотр содержимого документа
«Анна Андреевна Ахматова»

Биография А.А.Ахматовой


Ахматова, Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э. Стоговой. А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.


Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания - царскосельские: " Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал". Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. В 1912 году родила от Гумилева сына Льва Николаевича.

В 1911 Анна приехала в Санкт-Петербург, где продолжила свое образование на Высших женских курсах. В этот период состоялось ее знакомство с Блоком, и появилась первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова. Известность пришла к Ахматовой после выхода в свет поэтического сборника "Вечер" в 1912, после которого в 1914 вышел следующий сборник "Четки", а в 1917 "Белая стая", достойное место в этих сборниках занимает любовная лирика Анны Ахматовой.

После ухода в 1914 Н. Гумилева на фронт Ахматова отошла от «салонной жизни» и много времени проводила в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. В 1918, разведясь с Гумилевым, Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Гумилев был расстрелян в 1921 г. по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Со вторым же она рассталась в 1922, после чего у Ахматовой завязались отношения с Н. Пуниным. Вообще многих близких людей поэтессы постигла печальная участь. Так Пунин трижды находился под арестом, а сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.
Вышедшие в апреле и в октябре 1921 года, два сборника стихов Ахматовой («Подорожник» и пятая книга «Anno Domini MCMXXI» («В лето господне 1921»), стали по существу последними перед длительной полосой строгого цензурного надзора за поэзией Ахматовой.

В середине 20-х гг. начинается ее травля в критике, ее перестают печатать, объявляя салонной поэтессой, идеологически чуждой молодой пролетарской литературе. Имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов, она живет в нищете.

Когда Ахматова писала "Реквием" (1935-1940), это был реквием по "моему народу", участь которого разделили ее близкие. Она вспоминала о страшной очереди у ленинградской тюрьмы Кресты: ей пришлось там стоять часами, сжимая в окоченевших пальцах узелок с передачей - сначала для мужа, потом для сына. Трагическая судьба объединила Ахматову с сотнями тысяч русских женщин. "Реквием" - плач, но плач гордый - стал самым знаменитым произведением Анны Ахматовой.

1939 год – И.В. Сталин в разговоре случайно положительно отзывается об Анне Ахматовой. Тут же несколько издательств предлагают ей сотрудничество. Впрочем, стихи поэтессы подвергаются жесткой цензуре.

Отечественная война застала ее в Ленинграде и заставила ее уехать в Москву, затем эвакуироваться в Ташкент, где она жила до 1944. Выступала с чтением стихов в госпиталях перед ранеными. Много и тяжело болела. В ее стихотворениях, созданных в годы войны ("Избранное", 1943), звучала глубокая патриотическая тема ("Клятва", 1941, "Мужество", 1942, "Щели в саду вырыты...", 1942). В июне 1944 Ахматова вернулась в Ленинград, встречу с которым ("страшным призраком") описала в прозаическом очерке "Три сирени".

1946 год стал памятным для Ахматовой и для всей советской литературы: именно тогда было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) "О журналах “Звезда” и “Ленинград”", в котором А. Ахматова и М. Зощенко были подвергнуты резкой и несправедливой критике. Последовало исключение из Союза писателей. Это означает, что больше ни один журнал и ни одно издательство не возьмется публиковать их произведения. Причиной опалы становится гнев Сталина, узнавшего о том, что к Ахматовой приезжал английский историк И. Берлин.

В последующее десятилетие поэтесса занималась преимущественно переводами. Сын, Л.Н. Гумилев, отбывал наказание как политический преступник в исправительно-трудовых лагерях, в 1949 году он был арестован в третий раз.

Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Подобные панегирики были в чести и искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами – К. Симоновым, А. Твардовским, О. Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Осень 1965 года – Анна Ахматова переносит четвертый инфаркт. В этот же период, перед самой смертью, составляет свою единственную короткую автобиографию. 5 марта 1965 года – Анна Андреевна Ахматова умирает в кардиологическом санатории в Подмосковье. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.



























А.А.Ахматова: личностьи судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой



Место урока: введение в тему, анализ поэтического текста.

Цели урока:

Образовательные:

  • помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А.Ахматовой;

  • организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой;

Развивающие:

  • формировать у школьников умение целеполагания;

  • развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;

Воспитательные:

  • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

  • развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

  • воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).

Форма урока: эвристический семинар.

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, музыкальное оформление.

Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел до святости непоправим.
И.Северянин

Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (ге- роиня).

Таблица 1.

Дата

Важное событие

 

 

Таблица 2.

Название сборника

Год

Своеобразие и поэтическое мастерство

 

 

 

Проблемный вопрос. В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой?

Этапы урока

I. Слово учителя

Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не “влюблённый лепет”, а слова столь же жаркие, сколь и гордые.

И как будто по ошибке
Я сказала: “Ты…”
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.

Сегодняшнее занятие мы посвятим исследованию "женской поэзии" А.А.Ахматовой.

“Вдумайтесь” в тему урока, “вчитайтесь” в эпиграф к уроку и сформулируйте цели урока.

II. Этап целеполагания

  1. Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой.

  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворения.

  3. Расширить свои представления о поэзии серебряного века.

  4. Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.

  5. Получить “5”. /Цели, которые поставили перед собою ученики/.

Обобщение учителя: учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас ещё к такой, как развитие навыка владения нормами и традициями русской речи.

III. Индивидуальное сообщение о личности и судьбе А.А.Ахматовой

Класс слушает сообщение и заполняет таблицу 1 или записывает ответ на вопрос: Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.А.Ахматовой?

Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся).

IV. Исследовательская работа в микрогруппах

Задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в микрогруппе подготовить ответ на проблемный вопрос.

Рекомендации:

  1. Использовать схему анализа лирического произведения;

  2. Применять метод “вживания в образ”;

  3. Использовать метод сравнения различных стихотворений;

  4. Применять метод эвристического исследования.

V. Этап афиширования

  1. Выразительное чтение выбранного произведения.

  2. Устный ответ.

  3. Вывод записать в таблицу 2.

  4. Вопросы классу.

Возможный вариант ответов учеников.

Работа в микрогруппах

I группа (4-5 человек) - сборник “Вечер” /1912/: “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.

Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” - это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.

Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

  • ясный взгляд на жизнь;

  • стремление к простоте, естественности;

  • конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;

  • увлеченное любование мелочами;

  • близость стиха разговорному строю языка;

  • камерность.

Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.

II группа - сборник “Вечер” /1914/: “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.

В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.

В стихах данного периода звучит протест героини:

Брошена! Придуманное слово,
Разве я цветок или письмо?

В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.

Однако в этом сборнике звучит лермонтовкая “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” - “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...”

III группа - “Белая стая” /1017/: “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.

Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:

Тот голос, с тишиной великой споря,
Победу одержал над тишиной.
Во мне ещё, как песня или горе,
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь - "пятое время года".

Отчётливей слышится мотив смерти, смерти ("Муза ушла по дороге…"):

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: "Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?"

IV группа - "Подорожник"/1921/: "Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…"

Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: "вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…". Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: "Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню". Такие переживания вызваны войной, революцией:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мой изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой…

Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…". В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.

V группа - "Тростник"/ /: "Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва!.."

В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: "Прирученной и бескрылой // Я в доме твоём живу". Если в ранней лирике утрата "крылатости" вызвана трагедией любви, то в поздней лирике - это груз бытия: "Твоё несу я бремя…" Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы - памяти: "Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…", совести: "А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…"

Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: "Все на колени, все!"

VI. Этап генерализации (обобщение и систематизация результатов исследования)

Своеобразие любовной лирики:

  1. Любовь безнадёжная, несбывшаяся.

  2. Синтез тем любви к Родине, к человеку.

  3. Доверительность, интимность, нежность.

  4. Сюжетность (баллада, новелла, кино).

  5. Мотив смерти, властности, величия, странничества.

  6. Эволюция лирической героини.

  7. Психологизм лирической героини.

  8. Близость стиха разговорному строю языка.

Поэтическое мастерство:

  1. Лаконизм.

  2. Малый объём произведения.

  3. Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.

  4. Афористичность речи.

В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.

VII. Рефлексия

Заполнить листок самоконтроля.

VIII. Итоги

  1. Оценка ответов.

  2. Замечания учащихся учителю, себе.

IX. Установка на домашнее задание