Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено на ШМО учителей «Трудовик» Руководитель ШМО Галимова Р.И.______________ Протокол №__ от «__» _______ 2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР: Ахметова В.В. _________ «____»_________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУЕКШИ Заболотный В.В.. ___________________ «___»________ 2018 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«БИОЛОГИЯ »
6 класс
Срок реализации 2018- 2019 учебный год
Учитель: Лукьянова Евгения Георгиевна,
учитель высшей квалификационной категории
Ермолаево 2018
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии разработана на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г. Согласно примерной адаптированной основной образовательной программы (вариант I) и учебному плану ГБОУ Ермолаевская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год. Содержание программы курса биологии на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Программа включает следующие компоненты: компонент социальные компетенции - личностный результат и предметный компонент. Предметный компонент в программе состоит в усвоении элементарных знаний по биологии, формировании элементарных представлений об окружающем мире, растений, животных и человеке. Личностный компонент состоит в том, чтоб полученные знания и умения по предмету применялись на практике в различных жизненных ситуациях, помогли воспитанникам социализироваться в обществе.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Изучение биологии способствует сформированию у учащихся элементарных понятий об окружающей природе, обучает бережно и ответственно относиться к природной среде, развивает физическую культуру, обучающиеся учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно- следственные отношения и зависимости.
Рабочая программа предполагает возможность реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушением интеллекта, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии:
Коррекционно-образовательные:
Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
Развитие и коррекция познавательной деятельности.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.
Содержание учебного предмета биология.
6 класс.
Общее знакомство с природой.
Живая и неживая природа. Признаки живых и неживых тел. Тела и вещества. Превращения веществ. Учащиеся должны
Знать: Отличительные признаки тел живой и неживой природы. Уметь: Наблюдать за сезонными изменениями природы.
Вода.
В разделе рассматриваются свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, непостоянство формы, расширение при нагревании и замерзании, сжатие при охлаждении. Даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах. Способность воды растворять некоторые твёрдые вещества (поваренную соль, сахарный песок).
Понятие растворимых и нерастворимых веществах. Сведения о применяемых растворах в быту (стиральные, питьевые). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка воды. Питьевая вода.
Данные о состоянии воды в природе: жидкость, лёд, пар. Круговорот воды в природе. Температур воды и ее измерение. Единица измерения воды - градус. Температура кипения воды и плавления льда.
Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Температур воды и ее измерение. Единица измерения воды - градус. Температура кипения воды и плавления льда. Демонстрация опытов:
Растворение поваренной соли, сахарного песка в воде.
Очистка мутной воды. Обучающиеся должны
Знать: Свойства воды, значение воды в природе и жизни человека.
Уметь: Проводить очистку мутной воды.
Воздух.
Раздел охватывает сведения об основных свойствах воздуха: прозрачность, бесцветность, не постоянство формы, расширение при нагревании, сжатие при охлаждении, свойства тёплого и холодного воздуха, сжатие и упругость, восстановление объёма. Использование свойств воздуха человеком.
Образование ветра, движение воздуха в пространстве. Применение воздуха человеком.
Состав воздуха. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных, человека. Применение углекислого газа при тушении пожаров.
В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Объём воздуха, в какой либо ёмкости.
Упругость воздуха. Обучающиеся должны
Знать: Состав воздуха; применение кислорода и углекислого газа.
Уметь: Обнаруживать воздух в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Полезные ископаемые.
Раздел включает изучение полезных ископаемых и их значение.
Полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняки, гранит, мрамор. Внешний вид, их свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, твёрдость, хрупкость. Образование каменного угля, добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые для получения минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение чёрных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли и фосфоритов. Практическая работа:
1. Распознавание по образцам горных пород, чёрных и цветных металлов. Обучающиеся должны
Знать: Основные виды полезных ископаемых. Правила обращения с газом в быту.
Уметь: Распознавать черные и цветные металлы. Узнавать горючие полезные ископаемые по внешнему виду, их свойствам.
Почва.
Раздел включает изучение строения почвы, ее состава: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли и воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Песок, вода, минеральные соли и воздух - минеральная часть почвы. Роль перегноя для плодородия почвы.
Виды почв: песчаные и глинистые. Свойства песчаных и глинистых почв, способность пропускать и удерживать воду.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы и пути их решения.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её. Практическая работа:
Различие песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на пришкольном участке.
Определение типа почвы на пришкольном участке.
Экскурсия:
К почвенным обнажениям. Обучающиеся должны
Знать: Свойства песчаных и глинистых почв. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Уметь: Сравнивать песок и песчаные почвы, глину и глинистые почвы.
Результатами изучения курса являются:
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Результаты освоения программы за 6 класс.
Должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Должны уметь:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Календарно- тематическое планирование.
п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Д\ф | Примечания |
6 класс. 1 четверть. | | |
1 | Природа .Природа живая и неживая. | 1 | 5.09 | | Видеофильм. |
2 | Твердые тела, жидкости и газы. | 1 | 7.09 | | Презентация. |
3 | Для чего нужно изучать неживую природу. | 1 | 12.09 | | Презентация. |
4 | Вода. Вода в природе. | 1 | 14.09 | | Видеофильм. |
5 | Вода- жидкость. | 1 | 19.09 | | Вода, различная посуда. |
6 | Температура воды и ее измерение. | 1 | 21.09 | | Термометры. |
7 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | 1 | 26.09 | | |
8 | Изменение состояния воды при замерзании. Лед- твердое тело. | 1 | 28.09 | | Лед. |
9 | Превращение воды в пар. Кипение воды. | 1 | 3.10 | | Чайник. |
10 | Три состояния воды в природе. | 1 | 5.10 | | |
11 | Вода- растворитель. | 1 | 10.10 | | Вода, соль, сахар, мел, песок. |
12 | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. | 1 | 12.10 | | Водные растворы. |
13 | Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. | 1 | 17.10 | | Фильтр. |
14 | Питьевая вода. Использование воды. | 1 | 19.10 | | Презентация. |
15 | Что мы узнали о воде. | 1 | 24.10 | | Тесты. |
16 | Повторение по теме. Вода. | | 26.10 | | |
| | | | | |
2 четверть | | |
1 | Воздух. Воздух в природе. | 1 | 14.11 | | Видеофильм. |
2 | Воздух занимает место. | 1 | 16.11 | | |
3 | Воздух сжимаем и упруг. | 1 | 21.11 | | Воздушные шары. |
4 | Воздух- плохой проводник тепла. | 1 | 23.11 | | Презентация. |
5 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | 28.11 | | Презентация. |
6 | Теплый воздух легче холодного. | 1 | 30.11 | | |
7 | Движение воздуха в природе. | 1 | 5.12 | | Видеофильм «Ветер» |
8 | Состав воздуха. | 1 | 7.12 | | Презентация |
9 | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. | 1 | 12.12 | | Презентация |
10 | Углекислый газ. Применение углекислого газа. | 1 | 14.12 | | Презентация |
11 | Значение воздуха. | 1 | 19.12 | | Видеофильм. |
12 | Чистый и загрязненный воздух. | 1 | 21.12 | | Презентация |
13 | Охрана воздуха. | 1 | 26.12 | | Презентация |
14 | Что мы узнали о воздухе. | 1 | 28.12 | | Тесты. |
| | | | | |
| | | | | |
3 четверть | | |
1 | Полезные ископаемые. Что такое полезные ископаемые. | 1 | 9.01 | | Образцы полезных ископаемых |
2 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. | 1 | 11.01 | | Образцы полезных ископаемых |
3 | Гранит. | 1 | 16.01 | | Образцы полезных ископаемых |
4 | Известняки. | 1 | 18.01 | | Образцы полезных ископаемых |
5 | Песок и глина. | 1 | 23.01 | | Образцы полезных ископаемых |
6 | Горючие полезные ископаемые. | 1 | 25.01 | | Образцы полезных ископаемых |
7 | Торф. | 1 | 30.01 | | Образцы полезных ископаемых |
8 | Каменный уголь. | 1 | 1.02 | | Образцы полезных ископаемых |
9 | Нефть. | 1 | 6.02 | | Образцы полезных ископаемых |
10 | Природный газ. | 1 | 8.02 | | Презентация. |
11 | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | 1 | 13.02 | | Образцы полезных ископаемых |
12 | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. | 1 | 15.02 | | Образцы полезных ископаемых |
13 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | 1 | 20.02 | | Образцы полезных ископаемых |
14 | Железные руды. | 1 | 22.02 | | Образцы металлов, магниты |
15 | Черные металлы. | 1 | 27.02 | | Образцы металлов, магниты |
16 | Чугун. Сталь. | 1 | 1.03 | | |
17 | Медная и алюминиевые руды. | 1 | 6.03 | | Презентация. |
18 | Алюминий. | 1 | 13.03 | | Образцы металлов, магниты |
19 | Медь и олово. | 1 | 15.03 | | Образцы металлов, магниты |
20 | Что мы узнали о полезных ископаемых. | 1 | 20.03 | | Тесты. |
21 | Повторение по теме. Полезные ископаемые. | | 22.03 | | |
| | | | | |
4 четверть. | | |
1 | Почва. Что называют почвой. | 1 | 3.04 | | Презентация. |
2 | Состав почвы. | 1 | 5.04 | | Образцы почв. |
3 | Перегной- органическая часть почвы. | 1 | 10.04 | | Песок и глина. |
4 | Песок и глина- минеральная часть почвы. | 1 | 12.04 | | |
5 | Минеральные соли в почве. | 1 | 17.04 | | |
6 | Различие почв по их составу. | 1 | 19.04 | | Образцы почв. |
7 | Как проходит вода в разные почвы. | 1 | 24.04 | | Почва, вода |
8 | Испарение воды из почвы. | 1 | 26.04 | | Презентация |
9 | Весенняя (предвесенняя) обработка почвы. | 1 | 8.05 | | Презентация |
10 | Осенняя (основная) обработка почвы. | 1 | 15.05 | | Видеофильм. |
11 | Охрана почв. | 1 | 17.05 | | Презентация. |
12 | Практическая работа на школьном УОУ. | 1 | 22.05 | | Садовый инвентарь |
13 | Практическая работа на школьном УОУ. | 1 | 24.05 | | Садовый инвентарь |
14 | Практическая работа на школьном УОУ. | 1 | 29.05 | | Садовый инвентарь |
15 | Что мы узнали о почве | 1 | 31.05 | | Тесты. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |