СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по биологии 6 класс для обучающихся с ОВЗ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по биологии 6 класс для воспитанников с ОВЗ. Срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«АОП по биологии 6 класс для обучающихся с ОВЗ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ермолаевская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Рассмотрено на ШМО учителей

«Трудовик»

Руководитель ШМО

Галимова Р.И.______________

Протокол №__ от «__» _______ 2018г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР:

Ахметова В.В. _________

«____»_________2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУЕКШИ

Заболотный В.В.. ___________________

«___»________ 2018 г.







Рабочая программа

учебного предмета

«БИОЛОГИЯ »

6 класс

Срок реализации 2018- 2019 учебный год




Учитель: Лукьянова Евгения Георгиевна,

учитель высшей квалификационной категории









Ермолаево 2018

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по биологии разработана на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В. В. Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г. Согласно примерной адаптированной основной образовательной программы (вариант I) и учебному плану ГБОУ Ермолаевская КШИ для обучающихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год. Содержание программы курса биологии на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Программа включает следующие компоненты: компонент социальные компетенции - личностный результат и предметный компонент. Предметный компонент в программе состоит в усвоении элементарных знаний по биологии, формировании элементарных представлений об окружающем мире, растений, животных и человеке. Личностный компонент состоит в том, чтоб полученные знания и умения по предмету применялись на практике в различных жизненных ситуациях, помогли воспитанникам социализироваться в обществе.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Изучение биологии способствует сформированию у учащихся элементарных понятий об окружающей природе, обучает бережно и ответственно относиться к природной среде, развивает физическую культуру, обучающиеся учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни. А также преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно- следственные отношения и зависимости.

Рабочая программа предполагает возможность реализации компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушением интеллекта, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Задачи курса биологии:

Коррекционно-образовательные:

Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

Формирование здорового образа жизни.

Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:

Развитие и коррекция познавательной деятельности.

Развитие и коррекция устной и письменной речи.

Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.

Содержание учебного предмета биология.

6 класс.

Общее знакомство с природой.

Живая и неживая природа. Признаки живых и неживых тел. Тела и вещества. Превращения веществ. Учащиеся должны

Знать: Отличительные признаки тел живой и неживой природы. Уметь: Наблюдать за сезонными изменениями природы.

Вода.

В разделе рассматриваются свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, непостоянство формы, расширение при нагревании и замерзании, сжатие при охлаждении. Даются сведения о растворимых и нерастворимых веществ и растворах. Способность воды растворять некоторые твёрдые вещества (поваренную соль, сахарный песок).

Понятие растворимых и нерастворимых веществах. Сведения о применяемых растворах в быту (стиральные, питьевые). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка воды. Питьевая вода.

Данные о состоянии воды в природе: жидкость, лёд, пар. Круговорот воды в природе. Температур воды и ее измерение. Единица измерения воды - градус. Температура кипения воды и плавления льда.

Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Температур воды и ее измерение. Единица измерения воды - градус. Температура кипения воды и плавления льда. Демонстрация опытов:

  1. Растворение поваренной соли, сахарного песка в воде.

  2. Очистка мутной воды. Обучающиеся должны

Знать: Свойства воды, значение воды в природе и жизни человека.

Уметь: Проводить очистку мутной воды.

Воздух.

Раздел охватывает сведения об основных свойствах воздуха: прозрачность, бесцветность, не постоянство формы, расширение при нагревании, сжатие при охлаждении, свойства тёплого и холодного воздуха, сжатие и упругость, восстановление объёма. Использование свойств воздуха человеком.

Образование ветра, движение воздуха в пространстве. Применение воздуха человеком.

Состав воздуха. При изучении состава воздуха учащиеся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных, человека. Применение углекислого газа при тушении пожаров.

В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Демонстрация опытов:

    1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

    2. Объём воздуха, в какой либо ёмкости.

    3. Упругость воздуха. Обучающиеся должны

Знать: Состав воздуха; применение кислорода и углекислого газа.

Уметь: Обнаруживать воздух в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

Полезные ископаемые.

Раздел включает изучение полезных ископаемых и их значение.

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняки, гранит, мрамор. Внешний вид, их свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, твёрдость, хрупкость. Образование каменного угля, добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые для получения минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение чёрных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

      1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: хрупкость каменного угля.

      2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов. Практическая работа:

1. Распознавание по образцам горных пород, чёрных и цветных металлов. Обучающиеся должны

Знать: Основные виды полезных ископаемых. Правила обращения с газом в быту.

Уметь: Распознавать черные и цветные металлы. Узнавать горючие полезные ископаемые по внешнему виду, их свойствам.



Почва.

Раздел включает изучение строения почвы, ее состава: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли и воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Песок, вода, минеральные соли и воздух - минеральная часть почвы. Роль перегноя для плодородия почвы.

Виды почв: песчаные и глинистые. Свойства песчаных и глинистых почв, способность пропускать и удерживать воду.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы и пути их решения.

Демонстрация опытов:

        1. Выделение воздуха из почвы.

        2. Обнаружение в почве песка и глины.

        3. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её. Практическая работа:

          1. Различие песчаных и глинистых почв.

          2. Обработка почвы на пришкольном участке.

          3. Определение типа почвы на пришкольном участке.

          4. Экскурсия:

К почвенным обнажениям. Обучающиеся должны

Знать: Свойства песчаных и глинистых почв. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Уметь: Сравнивать песок и песчаные почвы, глину и глинистые почвы.



Результатами изучения курса являются:

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Результаты освоения программы за 6 класс.

Должны знать:

• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.

Должны уметь:

• обращаться с простым лабораторным оборудованием;

• определять температуру воздуха, воды;

• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
















Календарно- тематическое планирование.



п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Д\ф

Примечания

6 класс. 1 четверть.



1

Природа .Природа живая и неживая.

1

5.09


Видеофильм.

2

Твердые тела, жидкости и газы.

1

7.09


Презентация.

3

Для чего нужно изучать неживую природу.

1

12.09


Презентация.

4

Вода. Вода в природе.

1

14.09


Видеофильм.

5

Вода- жидкость.

1

19.09


Вода, различная посуда.

6

Температура воды и ее измерение.

1

21.09


Термометры.

7

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.

1

26.09



8

Изменение состояния воды при замерзании. Лед- твердое тело.

1

28.09


Лед.

9

Превращение воды в пар. Кипение воды.

1

3.10


Чайник.

10

Три состояния воды в природе.

1

5.10



11

Вода- растворитель.

1

10.10


Вода, соль, сахар, мел, песок.

12

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе.

1

12.10


Водные растворы.

13

Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода.

1

17.10


Фильтр.

14

Питьевая вода. Использование воды.

1

19.10


Презентация.

15

Что мы узнали о воде.

1

24.10


Тесты.

16

Повторение по теме. Вода.


26.10









2 четверть



1

Воздух. Воздух в природе.

1

14.11


Видеофильм.

2

Воздух занимает место.

1

16.11



3

Воздух сжимаем и упруг.

1

21.11


Воздушные шары.

4

Воздух- плохой проводник тепла.

1

23.11


Презентация.

5

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

1

28.11


Презентация.

6

Теплый воздух легче холодного.

1

30.11



7

Движение воздуха в природе.

1

5.12


Видеофильм «Ветер»

8

Состав воздуха.

1

7.12


Презентация

9

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека.

1

12.12


Презентация

10

Углекислый газ. Применение углекислого газа.

1

14.12


Презентация

11

Значение воздуха.

1

19.12


Видеофильм.

12

Чистый и загрязненный воздух.

1

21.12


Презентация

13

Охрана воздуха.

1

26.12


Презентация

14

Что мы узнали о воздухе.

1

28.12


Тесты.













3 четверть



1

Полезные ископаемые. Что такое полезные ископаемые.

1

9.01


Образцы полезных ископаемых

2

Полезные ископаемые, используемые в строительстве.

1

11.01


Образцы полезных ископаемых

3

Гранит.

1

16.01


Образцы полезных ископаемых

4

Известняки.

1

18.01


Образцы полезных ископаемых

5

Песок и глина.

1

23.01


Образцы полезных ископаемых

6

Горючие полезные ископаемые.

1

25.01


Образцы полезных ископаемых

7

Торф.

1

30.01


Образцы полезных ископаемых

8

Каменный уголь.

1

1.02


Образцы полезных ископаемых

9

Нефть.

1

6.02


Образцы полезных ископаемых

10

Природный газ.

1

8.02


Презентация.

11

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

1

13.02


Образцы полезных ископаемых

12

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.

1

15.02


Образцы полезных ископаемых

13

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

1

20.02


Образцы полезных ископаемых

14

Железные руды.

1

22.02


Образцы металлов, магниты

15

Черные металлы.

1

27.02


Образцы металлов, магниты

16

Чугун. Сталь.

1

1.03



17

Медная и алюминиевые руды.

1

6.03


Презентация.

18

Алюминий.

1

13.03


Образцы металлов, магниты

19

Медь и олово.

1

15.03


Образцы металлов, магниты

20

Что мы узнали о полезных ископаемых.

1

20.03


Тесты.

21

Повторение по теме. Полезные ископаемые.


22.03









4 четверть.



1

Почва. Что называют почвой.

1

3.04


Презентация.

2

Состав почвы.

1

5.04


Образцы почв.

3

Перегной- органическая часть почвы.

1

10.04


Песок и глина.

4

Песок и глина- минеральная часть почвы.

1

12.04



5

Минеральные соли в почве.

1

17.04



6

Различие почв по их составу.

1

19.04


Образцы почв.

7

Как проходит вода в разные почвы.

1

24.04


Почва, вода

8

Испарение воды из почвы.

1

26.04


Презентация

9

Весенняя (предвесенняя) обработка почвы.

1

8.05


Презентация

10

Осенняя (основная) обработка почвы.

1

15.05


Видеофильм.

11

Охрана почв.

1

17.05


Презентация.

12

Практическая работа на школьном УОУ.

1

22.05


Садовый инвентарь

13

Практическая работа на школьном УОУ.

1

24.05


Садовый инвентарь

14

Практическая работа на школьном УОУ.

1

29.05


Садовый инвентарь

15

Что мы узнали о почве

1

31.05


Тесты.