СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Астафьев - фотография на которой меня нет.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Астафьев - фотография на которой меня нет.»

Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро

В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро

И близких всех душа  не позабудет… Как много жёлтых снимков на Руси В такой простой и бережной  оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных  фотографий: Огнём, враждой Земля полным - полна, И близких всех душа  не позабудет…  Николай Рубцов

И близких всех душа

не позабудет…

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной

оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных

фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным - полна,

И близких всех душа

не позабудет…

Николай Рубцов

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ В рассказе Виктора Петровича Астафьева

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ

В рассказе Виктора Петровича Астафьева "Фотография, на которой меня нет" отображена жизнь деревенских людей в тридцатые годы.

Домой с лугов бредут коровы,

За ними вслед пастух с кнутом.

Кузнец, набив коню подковы

Сметает пот со лба локтём.

Алеет на холме церквушка

В лучах вечернего тепла.

Для всех окрестных деревушек

Поют её колокола.

Люблю я русскую деревню

С её наивной чистотой,

Людей открытых для общенья

С простой и щедрою душой.

Пригнал пастух коровье стадо.

Парным запахло молоком.

Хозяйка к ужину позвала,

Крестясь на звон колоколов.

Какие вечера у речки!

В багрянец красится листва.

Деревьев бархатные свечки

Пылают красками

костра.

Мерцают искорками воды,

Бросая к зареву ковры.

По берегам, в кудрявых

сводах,

Поют разливом соловьи.

Смотали удочки мальчишки

С тоской взирая на зарю

И подхватив свои вещички

С уловом двинулись к селу.

В этом рассказе нравится то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды. Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту человека. Конечно, в деревне есть и пьяницы, и

В этом рассказе нравится то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды.

Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту человека. Конечно, в деревне есть и пьяницы, и "ненадёжные люди". Но не они определяют атмосферу жизни.

Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост.

Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост.

В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей.

В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей.

“ Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”. Бабушка главного героя – добрая и заботливая. В её речь автор включил огромное количество диа-лектных и просторечных слов и выражений. Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.

Бабушка главного героя – добрая и заботливая.

В её речь автор включил огромное количество диа-лектных и просторечных слов и выражений.

Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

"По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе".

В повествование автор вводит изображение окон. В одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками. В других даже стёкла были не везде. В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и ка- лины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

В повествование автор вводит изображение окон.

В одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.

В других даже стёкла были не везде.

В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и ка-

лины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

В рассказе есть образ цветка, который является «двойником»  мальчика.  ВЫВОД:  сила  жизни Порою он угасает, гибнет, но всё же к весне вновь возрождается, появляются бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх, чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком .

В рассказе есть образ цветка, который является «двойником»

мальчика.

ВЫВОД:

сила

жизни

Порою он угасает, гибнет,

но всё же к весне вновь возрождается,

появляются

бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх,

чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком .

 «И каждый человек…  пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…»

«И каждый человек… пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…»

 Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.  Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.  Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.

Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,

чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

  Витя – главный герой рассказа - живёт без  родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Витя – главный герой рассказа - живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

 В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности, без которых человек не может жить. А школьная фотография - отражение этих ценностей.

В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является

завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности,

без которых человек не может жить.

А школьная фотография - отражение этих ценностей.

 «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

 Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно…  сделанную работу…

Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно…

сделанную работу…

Чудо жизни Астафьев — мужественный писатель и всегда смотрел жизни в лицо прямо и не обманывал нас, но он был хорошим учеником великой русской литературы и русского сердца и потому печаль его полна света, а слово — музыки. И если мы правильно прочитаем здесь его детство, его войну, его страдание, его всегда целительную природу, мы увидим, что человек по-настоящему раскрывается только в любви, и только в ней дышит и продолжается само чудо жизни.

Чудо жизни

  • Астафьев — мужественный писатель и всегда смотрел жизни в лицо прямо и не обманывал нас, но он был хорошим учеником великой русской литературы и русского сердца и потому печаль его полна света, а слово — музыки. И если мы правильно прочитаем здесь его детство, его войну, его страдание, его всегда целительную природу, мы увидим, что человек по-настоящему раскрывается только в любви, и только в ней дышит и продолжается само чудо жизни.